Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Буддизм › Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов (в двух книгах)

Карма 240
18.10.2010
Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. I: «Учебник логики» Дхармакирти с толкованием Дхармоттары. / Санскритские параллели, редакция и примечания А.В. Парибка. — СПб.: «Аста-Пресс LTD», 1995. — 395 с. ISBN 5-85962-050-6.

Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. I: Источники и пределы познания. / Санскритские параллели, редакция и примечания А.В. Парибка. — СПб.: «Аста-Пресс LTD», 1995. — 282 с. ISBN 5-85962-049-7.

Формат книг: PDF ׀ Качество: Отсканированные страницы

Двухтомный труд «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» (СПб., 1903-1909), переиздаваемый ныне спустя без малого столетие после его выхода в свет, явился для его автора, академика Федора Ипполитовича Щербатского (1866-1942), первым этапом главного дела его жизни – исследования философской школы буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, а для мировой философской индианистики – очень крупным событием. Довольно скоро труд был (частично) переведен на немецкий язык, вызвал многочисленные отклики и живую полемику, побудившую Ф.И. Щербатского продолжить изучение буддийской гносеологической традиции, что завершилось через четверть века созданием фундаментального труда, magnum opus его автора – Buddhist Logic (Leningrad, vol. I – 1930, vol. II – 1932). Однако первый вариант, написанный по русски, сохраняет, несмотря на огромный прогресс в интерпретации, достигнутый многолетними изысканиями Щербатского ко времени написания английского, итогового исследования, большой самостоятельный интерес.
Карма 240
18.10.2010
От автора:

Настоящая работа имеет целью разъяснение теоретических основ буддийской религии в том их виде, как они понимались и разрабатывались в школе йогачаров. Для этого во введении указано на значение философской стороны буддизма и на отношение буддийского учения о познании к учению прочих индийских философских систем; вслед за тем в первой части помещен перевод памятника, в котором, хотя и сжато, но с большею определенностью изложен буддийский взгляд на познание по учению упомянутой школы. Сам текст этого сочинения, в санскритском оригинале и тибетском переводе, печатается нами в издаваемой Императорской Академией Наук серии Bibliotheca Buddhica.* Честь открытия санскритского текста принадлежит покойному профессору Питерсону, которому принадлежит также и первое его издание. Систематическое изложение буддийской теории познания составит содержание второй части настоящего труда. Но уже и эта первая его часть представляет собою до известной степени законченное целое, так как автору пришлось в примечаниях к переводу кратко коснуться почти всех основных положений буддийской теории познания. В таком виде труд наш предлагается прежде всего благосклонному вниманию исследователей древней буддийской литературы. Им предстоит высказаться относительно того, насколько допущенные нами приемы перевода соответствуют требованиям научной критики в отношении вполне точной передачи мыслей индийских философов. Но с другой стороны, при переводе обращено внимание и на то, чтобы сделать его доступным лицам, незнакомым ни с санскритским, ни с тибетским языками. С этой целью язык буддийских философов передан по возможности языком современной европейской философии.

* [Nyayabindu, буддийский учебник логики, сочинение Дхармакирти и толкование на него Nyayabindutika, сочинение Дхармоттары. Издал с введением и примечаниями Ф. И. Щербатской. — I. Тибетский перевод. СПб., 1904. Bibliotheca Buddhica. VIII; II. Санскритский текст. Пг., 1918. Bibliotheca Buddhica. VII]
Помощь сайту
Случайные топики