Бодхи. Маленькие аспекты Большого самадхи
Вопрос о свободе воли с бог знает каких времен является камнем преткновения на пути взаимопонимания и мирного сосуществования. Пожалуй, наибольшую остроту эта тема получила в третьем веке, начиная с Августина, Пелагия и других, и далее на протяжении двух тысячелетий ни у кого не хватило ума внести ясность в этот вопрос, зато крови было пролито столько, что ни с какой чумой не сравнить. Распространено мнение, будто бы столкновения на почве религиозных и философских учений на самом деле использовались в качестве повода, а истинной причиной всегда или большей частью были чисто шкурные интересы. Как это бывает слишком, увы, часто, мнение толпы и в данном вопросе является чисто стихийным, ни на чем не основанным - типичный предрассудок оболваненного конспективным обучением человека. Можно условно разделить общество на несколько групп, в том числе и таким способом, как наличие способности интересоваться психологическими аспектами жизни. Конечно же, те, кто входит в группу "интересующихся", не свободны от мнения толпы, но их сознание постепенно (или очень постепенно, или ну очень постепенно...) пробивает себе дорогу от предрассудков к нормальному человеческому мнению. Кому-то хватает жизни для того, чтобы измениться достаточно и пережить некие существенные изменения сознания, описываемые ниже, кому-то нет. Я полагаю, что ознакомление в достаточной мере с нравами предшествующих веков, погружение в не столь уж отдаленные времена Кальвина, Янсена, Лютера, я уж не говорю о древности, приводят к пониманию, что религиозность является свойством, присущим практически каждому человеку. Другое дело, что соответственно уровню развития человека эта религиозность проявляет себя по разному и называется по разному, и различия эти столь велики, что не слишком наблюдательные люди могут быть введены в заблуждение и не видеть единства природы этих по разному называемых феноменов.