Главева Д.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия. — М.: "Восточная литература" РАН, 2003. — 264 с. ISBN: 5-02-018161-7.
Формат книги: PDF ׀ Качество: Отсканированные страницы
От издателя: В основу исследования, осуществленного на письменных источниках (исторических хрониках, художественных, в том числе поэтических, произведениях, буддийских философских трактатах) положено фундаментальное для культуры Японии понятие «взгляд». Именно взгляд актуализирует ту систему ценностей, символов и ритуалов, которая наиболее полно соответствует потребностям японского культурного организма в различные исторические эпохи.
В работе впервые представлен частичный перевод на русский язык одного из самых знаменитых и оригинальных, но недостаточно до сих пор изученных дзэн-буддийских памятников — «Оратэгама» (XVIII в.), принадлежавшего кисти известного дзэнского мыслителя, художника, мастера каллиграфии и религиозного реформатора Хакуина Экаку (1686-1769). Перевод снабжен подробными комментариями.
От автора: Японцы познают мир практически-конкретно-чувственно. Они смотрят и слушают очень внимательно. Взгляд продлевает себя в слухе, обонянии, осязании, вкусе. Подобное «обнюхивание», «ощупывание» мира, характерное для системы японского мировосприятия, является следствием визуальной перцепции «ближнего», «околотелесного» пространства. Собственно, поэтому в основу исследования положен именно взгляд (яп. кан/миру), а японский культурный организм в целом представлен преимущественно «зрячим». В системе выработанной японцами «картины мира» взгляд выступает одновременно и как способ непосредственного освоения окружающей действительности («внешнее», чувственно-зрительное восприятие), и как способ видения себя, переходящий в интроспекцию («внутреннее видение», созерцание, интенсивное понимание, позволяющее проникнуть вглубь вещей).
Взгляд попадает в поле зрения самой культуры, организует и конструирует её внутреннюю структуру, определяет набор её основных опорных понятий, сам становясь при этом одним из них.