«Мандукья-Карика. Комментарий на Мандукья-Упанишаду Шри Гаудапады»
Великая Мандукья-Карика Гаудапады (6-7 вв н.э.) - это самое древнее, самое первое и аутентичное систематическое изложение и истолкование учения Адвайта-Веданты из всех тех, что дошли до наших дней. Поэтому это компактное произведение пользуется заслуженной популярностью и непререкаемым авторитетом как среди адептов Адвайта-Веданты, так и среди всех тех, кто всерьез занимается изучением восточной мистической философии. Вот мнение о Мандукья-Карике знаменитого индийского мыслителя и йогина Шри Ауробиндо: "Мандукья-Карика Гаудапады представляет собой авторитетное собрание стихотворных афоризмов и рассуждений, в котором емко, с детальной аргументацией изложены позиции крайней монистической школы Веданты, то есть Адвайты. Ясные, краткие и насыщенные смыслом стихи Гаудапады будут безусловно полезны для всех, интересующихся ведической философией. Каждый человек сможет почерпнуть в них весьма ясно и полно изложенную суть Адвайты, сразу же проследить ход мысли адвайтистов, усвоив самые важные их положения. Мандукья-Карика обладает всеми высокими достоинствами, ставящими ее в ряд самых выдающихся шедевров метафизической мысли". Гаудапада был наставником учителя Шри Шанкарачарьи, то есть учителем Говиндапады. Шри Гаудапада в своей Карике демонстрирует очевидные признаки знакомства с буддийской философией, и его стиль и сама доктрина близки по многим пунктам к буддийским учениям, особенно к виджнянаваде-йогачаре. Мандукья-Карика состоит из четырех разделов: Первый является кратким изложением текста самой Упанишады, выделяя четыре состояния сознания; второй утверждает нереальность вещей, ощущаемых в сновидении, и, по аналогии, вещей, воспринимаемых в бодрствующем состоянии, - все иллюзорно. Гаудапада настаивает на сущностном сходстве состояний бодрствования и сновидения. Третий раздел Карики представляет четкую и ясную позицию Адвайты: Атман-Брахман есть единственная Реальность, а все остальное - иллюзия. Гаудапада учит аджата-ваде, то есть доктрине о не-рожденности. Четвертая часть Карики излагает средства, с помощью которых можно и нужно избавиться от иллюзии двойственности: по сути, это аспарша-йога, упомянутая в третьем разделе.