КМ:
За последние 9 месяцев мы проехали 10.000 км по дорогам ЮВА. Это столько же, сколько из Москвы до Бали. По прямой.
Таиланд (практически весь север и о. Ко Чанг) - 5000 км
Камбоджа (Сиануквилль, Кампот, Ратанакири, Баттамбанг) - 600 км
Вьетнам (Хой Ан, о. Фукуок, Муй Не) - 500 км
Лаос (практически вся центральная часть) - 1500 км
Малайзия (Пенанг) - 200 км
Индонезия (о. Суматра, о. Бали) - 2200 км
Неплохо. Особенно, если учитывать, что 9 мес. назад я первый раз сел за руль мотосредства.
ДТП
За все время у нас было три происшествия:
1. Упали на проселочной дороге в Камбодже. Неудачно затормозил перед выбоиной в дороге. Дорога была грунтовая и мотобайк сразу занесло. Скорость была около 30 км в ч. Результат: ссадина на руке и ноге у меня, Штенка невредима, поцарапанный байк, сбитые резиновые накладки на руле и подножке (заплатили 30$ владельцу). Вывод: по грунтовым дорогам ездить с особой осторожностью, не более 20 км в ч., резко не тормозить, не использовать передний гидравлический тормоз. Задний барабанный тормоз тормозит более мягко.
2. Упали на резком повороте с подъемом на горной дороге в Северном Таиланде. Перед поворотом притормозил, но видно не учел, что асфальт был скользкий, а шины у меня были слишком гладкие. Результат: ссадина на руке (в том же месте, что и в Камбодже), ушиб грудной клетки (потом болело недели две), Штенка отделалась испугом. На мотоцикле ни царапины, что очень странно. Вывод: на крутых горных дорогах ездить с особой осторожностью. В крутые повороты входить без наклонов и на скорости не более 10-20 км в ч, ибо скутеры очень неустойчивы, особенно если у них городские шины.
3. На Бали, в районе Денпасара, задели машину. Потихоньку обгоняли слева старенький джип, который, без предупреждения, вдруг стал поворачивать. Результат: синяк на ноге у Штенки. Вывод: по городу ездить с особой осторожностью, слева (для левостороннего движения) никогда не обгонять, машины объезжать медленно, с запасом места и со скидкой на то, что водитель полный идиот и даже не умеет включать поворотники.
ПДД
В Азии нужно быть особо осторожным на дорогах, ездить медленно - не более 30-40 км в час по городу и в сложных условиях и не более 60 по хорошей трассе. На разбитых дорогах и на горных поворотах - не более 20 км в час. Смотреть в оба и быть готовым к любым выкидонам со стороны других участников дорожного движения.
Даже если дорога кажется свободной, в любую секунду из кустов может выскочить собака или курица. Дети тоже имеют свойство выбегать на дорогу в самый неожиданный момент. Поэтому, при въезде в населенный пункт, скорость нужно сразу сбрасывать до 30-40 км в час даже на широкой и свободной дороге.
Имейте при себе аптечку или хотя бы йод для дезинфекции, а также бинт и стерильные салфетки. В местных аптеках продается аналог нашего йода - "Betadin" (продается везде в ЮВА). От ушибов хорошо помогает аюрведическая мазь "Moov" (куплена в Индии). Не игнорируйте шлемы! Удар головой об асфальт даже на скорости 30 км в час может быть смертельным.
Для езды на мотоцикле одевайте ботинки, штаны и рубашки с длинным рукавом - так ваши ноги и руки будут лучше защищены, в том числе от солнца. Во время длительных поездок очень сильно обгорают руки, шея, лоб и нос - имейте при себе солнцезащитный крем.
Имейте солнцезащитные очки, а также (очень желательно) специальные мотоциклетные очки с прозрачными стеклами, если собираетесь ездить по вечерам. Вечером и ночью в воздухе летает много насекомых. Лучше не проверять, что случиться, если на скорости 60 км в час вам в глаз влетит большой жук. Щитки в сдаваемых напрокат шлемах безнадежно поцарапаны и, как правило, тонированы. Поэтому от них мало толку вечером, да и днем сквозь них плохо видно.
Имейте достаточный запас бензина, если удаляетесь в малонаселенные районы. Обычно в скутер или полуавтоматический мотоцикл вмещается 4,5 литра бензина. Этого хватает где-то на 200 км по прямой дороге и на 150 по горной. Когда стрелка бензинометра опускается до предела, у вас остается бензина еще примерно на 25-30 км. Старайтесь заправляться на официальных заправках. Вдоль дорог в ЮВА стоят лавочки, продающие бензин в бутылках. Но качество этого бензина оставляет желать лучшего.
Не планируйте проезжать более 200-250 км в день. Усталость и притупившееся внимание тоже приводят к авариями.
Что касается ПДД как таковых, то их, можно сказать, особенно и нет. На светофорах, как правило, можно поворачивать влево (при левостороннем движении) на красный свет. Обгонять справа. Главное правило - ездить внимательно, медленно и осторожно.
ТО
Я не спец по ремонту и уходу за мотоциклами, но могу сказать пару слов по этому поводу, основываясь на собственном опыте.
Перед дальней поездкой будет неплохо, если владелец мотоцикла поменяет масло в двигателе, подкачает колеса и пр.
За все время у нас не было серьезных поломок. Два раза спускало заднее колесо. Оба раза поблизости были мастерские, где шину быстро меняли за небольшое вознаграждение. В обеих случаях шины были латаны-перелатаны их хозяевами. У заклеенных шин гораздо больше шансов снова стать источником проблем.
Во время подъема на гору в Лаосе, наш китайский мотоциклик перегрелся и заглох. В этом случае тоже не нужно паниковать. Достаточно подождать минут 20-30, пока двигатель охладится. Можно побрызгать на него водой.
Не берите очень старые мотоциклы и скутеры с большим пробегом (более 60.000 км) - у них могут быть проблемы с двигателем и, особенно, коробкой передач. Проверяйте наличие зеркала заднего вида. Без него будет сложно ориентироваться на дороге.
Права у нас проверяли только один раз на Бали. Еще раз требовали права при аренде мотобайка в Джорджтауне (Малайзия). Права должны быть международные и в них должно быть написано, что вы можете управлять мотоциклом (мотобайком).
USD
Аренда мотоцикла в ЮВА стоит ок. 5-10 долларов в сутки за скутер или полумеханический матобайк.
Скутер - это что-то вроде мопеда. То есть, нужно просто крутить ручку газа, скорости переключать не надо. В отличие от привычных нам мопедов, у скутеров более мощный двигатель, объемом 100-135 кубов и более удобное сидение. Фактически, это мотоцикл с автоматической коробкой передач. Он спокойно везет двух человек даже в очень крутую горку. На нем можно путешествовать по дорогам с покрытием. Однако, на плохих дорогах или на грунтовках скутер становится плохоуправляемым. У скутера маленькие колеса и слабые аммортизаторы, поэтому попадание даже в небольшую выбоину может закончится падением.
Полуавтоматический мотоцикл (мотобайк) - это маленький мотоцикл с объемом двигателя 100-110 кубов, у которого бензобак, как и у скутера, расположен под сидением. В отличие от обычных мотоциклов, для переключения скоростей на полуавтоматическом мотобайке не нужно жать на рычаг сцепления (его нет). Перед тем, как переключить скорость, достаточно сбросить газ. В схеме переключения скоростей также есть некоторые отличия от мотоцикла. Также есть ножной тормоз (справа). У полуавтоматического мотоцикла проходимость на плохих дорогах немного лучше, чем у скутера.
Если вы неопытны, берите автоматический байк. Его аренда немного дороже, но механическим и полуавтоматическим мотоциклом сложнее управлять и он медленнее трогается с места (это важно, когда нужно быстрее проскочить опасный участок).
Арендуя мотоцикл, старайтесь не оставляйте в залог паспорт. Всегда можно договориться на денежный залог, если нужно. Лучше рискнуть суммой в 100-200 долларов, чем документом, утрата и последующее восстановление которого может быть большой проблемой.
Если мотоцикл украдут, то вам прийдется выложить немало денег в качестве компенсации владельцу. В некоторых местах (особенно Лаос и Камбоджа) воровство довольно распространенно. Доходит даже до того, что мотоциклы воруют сами хозяева, чтобы потом требовать с вас деньги. Такое может случиться в Камбодже (Сиануквилль). Поэтому будет очень нелишним иметь при себе цепь со своим замком или свой велосипедный замок. На худой конец, можно просто вставить замок в барабан гидравлического тормоза (в нем есть отверстия), когда вы оставляете мотоцикл на ночь. Некоторые владельцы предлагают дополнительную страховку при аренде. Но все равно, страховка не покрывает всей стоимости мотоцикла. А новый скутер может стоит 1500 долларов.
И дай Бог нам всем здоровья! Надеюсь, эта информация будет принята ко вниманию всеми нашими индостанцами и индостанками.