Ходили гулять в индийскую нетуристическую часть Ришикеша, Ян говорил downtown. После Рам Джулы, если перейти мост и идти налево по гхатам вдоль Ганги, всегда подбегают дети и просят купить цветы для подношения реке, в маленькой бумажной тарелочке с кусочком сахара, который надо поджигать перед тем, как опустить на воду. Ян пытался узнать у них, почему они не в школе. Когда их подбегала целая толпа, он с громким криком бежал на них, подняв вверх руки – и они с радостными визгами разбегались. Можно дойти до гхатов с погребальными кострами. Всегда, когда мы проходили, там горел один или несколько костров. Садились в стороне на ступени. Нас удивляло, что среди людей, присутствующих на церемонии сожжения, мы почти никогда не видели женщин, только мужчин. Чуть дальше гхаты прерываются, и надо идти по бетонной конструкции, в каких-то местах перепрыгивая или перелезая недостроенные места. Тут уже начинается индийская жизнь. Женщины стирают и раскладывают вещи сушиться на камнях, дети бегают, мужчины что-то строят, долбят камни. Никогда не видела в Индии, чтобы места строек были как-то огорожены. А индусы-строители всегда всё в тех же неизменных шлепках, во всем том, в чем ходят каждый день.
В даунтауне большой рынок, разделенный по территориям – где-то сплошная электроника, где-то еда, где-то текстиль и т.д. И много стрит фуда. Наше любимое лакомство, как мы его называли, трайнгл бургер – треугольная слоеная булочка, а внутри масала картошка и разные соусы, в даунтауне стоит 10 рупий, а если встречается в туристической части Ришикеша – 30, и дешевле не продают. Пани пури – это круглые такие картофельные чипсины, полые внутри, индус продавливает их сверху пальцем, внутрь кладет картошку, иногда с нутом или кукурузой, поливает зелёным чили-соусом, красным сладким соусом, иногда еще белым, потом окунает в большой чан с острой соленой водой и кладет на маленькую мисочку, которую предварительно дает в руки. И так пять раз подряд за 10 рупий, а в конце спрашивает, налить ли вам еще выпить этой остро-соленой водицы. Мне кажется, Ян всегда брал пани пури ради этой заключительной части. Часто вокруг иднуса с пани пури собирается человек десять, и он с молниеносной скорость раскладывает всем по кругу эти пури в мисочки. К чему я не сразу привыкла, это то, что платишь ты уже после того, как поел. Например, можно взять стакан масала чая в палатке, уйти с ним куда-нибудь, а потом вернуться, отдать стакан и заплатить.
Один раз шли по руслу пересохшего притока, по краям которого индусы понастроили трущоб, там бегают свиньи и куры, дети разных возрастов играют в крикет камушками и дощечками, смотрят на нас во все глаза, просят поиграть с ними. Пробовали отбивать камушки, не так это просто. Дошли до маленького ручейка, стекающего с гор, и начали подниматься вверх, всё так же прыгая с камня на камень. Встречались даже довольно глубокие места, и мы искупались в чистой, прозрачной, ледяной воде. А потом нас догнала шайка мальчишек лет восьми, они ловили крабов, так же поднимаясь вверх, и мы стали ловить крабов вместе с ними. Поднимаешь камень – а там сидит краб и начинает быстро убегать, пытается спрятаться под другой камень. Дети быстро выкидывают его рукой из воды и накрывают ногой, а потом осторожно кладут в пакет, чтобы краб не вцепился в пальцы. Поднимались мы часа три, крабов набрали небольшой пакетик. Дети рассказывали нам, как будет река, камень или небо на хинди, угощали маленькими кислыми ягодами, а потом мы встретили дерево с этими ягодами, всё в колючках, и пополнили наши запасы, изрядно исцарапавшись. Ручей то уходил под землю, оставляя сухие камни, то появлялся снова. Когда солнце начало клониться к закату, скорее пошли обратно, в темноте спускаться было бы нереально.
Мы хорошо проводили время, но надо было что-то решать, потому что денег оставалось всё меньше. И я решила ехать на випассану. Мне очень хотелось пройти еще один курс, тем более времени у меня здесь в Индии предостаточно, денег за нее платить не надо, только донейшн, и кто знает, вдруг на этот раз что-нибудь получится с медитацией. Рассказала о випассане Яну, он очень удивился, что есть такая штука, да еще бесплатная, сказал, что когда-нибудь может быть попробует, но сейчас сильно сомневается, что сможет отсидеть все десять дней. На випассану решила ехать в Варанаси, потому что подозревала, что это будет мой крайний в Индии город, и хотелось там побывать. Кроме того, psevdogirl жила в Варанаси практически без средств, может, и у меня получится? Оставила заявку на сайте, через пару дней её подтвердили.
Ян сказал, что съездит со мной в Харидвар на жд станцию за билетами. Планировала приехать в Варанаси за несколько дней до випассаны, но Ян уговорил остаться в Ришикеше наподольше, и билет купила на поезд, прибывающий в Варанаси в день старта випассаны. Недалеко от вокзала в Харидваре есть кинотеатр, и мы решили сходить. Билет стоит около 50 рупий, в начале фильма зашли индусы с фонариком и проверили у всех билеты. Набрали с собой пинатса и весь фильм грызли орешки. Индийские фильмы это нечто, конечно, сплошное умиление. В середине фильма перерыв, можно выйти на улицу и докупить орешков. Индусы в кинотеатре громко комментируют, смеются, улюлюкают и сопереживают героям.
|