З. Зубайдов: «Таджикистан и Пакистан – лёд тронулся!»
19.08.2010 14:24
О перспективах развития взаимовыгодного сотрудничества между Таджикистаном и Пакистаном с «АП» поделился чрезвычайный и Полномочный Посол Таджикистана в Пакистане Зубайдулло Зубайдов.
- Существуют намерения о строительстве дорог, соединяющих Таджикистан с Пакистаном. Насколько реальны эти проекты?
- На самом севере Пакистана расположен район Читрал, выше него находится Ваханский коридор. Это вклинившийся между Таджикистаном и Пакистаном узкий участок Афганистана, примерно в 36 км. Если проложить дорогу из Ишкашима через этот коридор до Читрала, то Таджикистан будет иметь выход к порту Карачи в Индийском океане.
Пакистан и Таджикистан очень заинтересованы в открытии этой дороги. На сегодня мы ждём согласования с Афганистаном. Думаю, если этот проект осуществится, то сотрудничество между странами укрепится.
Напомним, идея строительства дороги из Пакистана в Таджикистан через Ваханский коридор периодически озвучивается в СМИ Пакистана. Таджикистан, который поставил своей целью «выход из коммуникационного тупика», заинтересован в строительстве новой трассы. Пакистан, благодаря проекту, может расширить возможности транзита своих товаров на перспективные рынки Центральной Азии. Кроме того, новая дорога сможет вывести центрально - азиатские страны к морским портам Пакистана.
- И всё же сегодня существует дорога, по которой осуществляется товарооборот между двумя странами.
- Да, это дорога из Пешавара через Торкхам в Кабул и оттуда в Нижний Пяндж Шерхон-Бандар. Через нее идёт основной груз из Пакистана для Таджикистана. Я считаю эти грузы стратегическими. По этой дороге поступает цемент. Ежедневно поставляется от 3 тыс. до 35 тыс. тонн через эту дорогу в Таджикистан.
Если в Пакистане тонна цемента стоит 46 долл, то при перевозе через эту дорогу в Таджикистан цена увеличивается до 160. Почему? Потому что не существует трехстороннего транзитного соглашения между Афганистаном, Таджикистаном и Пакистаном, и таможенные сборы одной тонны цемента в Афганистане составляют 8-10 долларов. Необходимо ускорить процесс подписания данного соглашения. Тогда экономически выгодным будет завозить, начиная от продуктов питания и до стройматериалов из Пакистана.
http://www.asiaplus.tj/articles/136/5203.html