Из сборника "Каннабиноиды в клинической медицине" (Cannabinoids as Therapeutics). Под редакцией Рафаэля Мешулама. Birkhäuser Verlag, Basel - Boston - Berlin, 2005. Пер. с англ. Е. Ваншенкина, Д.Гайдук.
Итан Руссо (Ethan Russo)
Каннабис в Индии: древняя и современная медицина
Вступление
Индия – страна, погруженная в религию и мистицизм. С ними неразрывно связана и Аюрведа – индийская система медицины, название которой сочетает в себе два санскритских слова: "знание" и "жизнь". Эта эффективная система лечения, более 3000 лет назад возникшая из сочетания религиозных верований с эмпирическими экспериментами, широко практикуется и по сей день, удивляя западных медиков.
Подобным же образом, каннабис в Индии тесно связан с религией и мистицизмом – как в индуизме, так и в исламе, и в других, менее известных, традициях [1]. Мерлин дает этому следующий комментарий [2]: "По мере развития науки и эволюции воображения всё явственней проступает глубинная потребность человечества - потребность в переживании экстаза в его первоначальном смысле: как освобождения души от телесных оков и встречи с богами и предками".
В этой главе будет предпринята попытка рассмотреть медицинские показания, по которым применялся каннабис в старину, в свете современной фармакологической науки.
В основе теории и практики Аюрведы лежит концепция уравновешивания трех функциональных элеменов или дош, из которых состоит тело человека. Это Вата или Вайю (эфир и воздух), Питта (огонь и вода) и Капха (вода и земля). Надкарни [3] отверг эти определения в пользу более абстрактных [3]: "Слово Вайю в аюрведической литературе обозначает не ветер, а все процессы центральной и симпатической нервной системы. Понятие Питта объединяет пищеварение, термогенезис, кровоток и секрецию желез. Совокупность телесных жидкостей и функция термотаксиса соответствует Капхе.)
Согласно Аюрведе, здоровье зависит от поддержания этих трёх элементов в состоянии равновесия. Под воздействием внутренних или внешних факторов баланс может быть утрачен, что и приводит к болезни.
Аюрведическая терапия применяет религиозные, магические и лекарственные методы. Важная роль отводится лечению травами. Согласно Капуру [4], древнеиндийская фармакопея включала более двух тысяч препаратов, в основном растительного происхождения. Уже во времена Будды, в 250 году до новой эры было известно свыше семисот лекарственных растений.
Особое место среди них принадлежит каннабису.