Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Йога, восточная медицина › Что медитацией не является?

Карма 147
25.05.2008
Продолжаем... :)))

Медитация — просто слово. Вы слышали его и раньше, иначе вы никогда не взяли бы в руки эту книгу. Процесс мышления работает на основе ассоциаций, а со словом «медитация» у нас связаны самые разные представления. Некоторые из них, возможно, точны, другие же — просто вздорны. Некоторые из них относятся скорее к другим системам медитации и не имеют ничего общего с практикой випассаны. Прежде чем идти дальше, нам нужно отбросить старые нейронные связи, чтобы в мозг могла поступать новая информация. И начнем мы с самого очевидного.

Мы не собираемся учить вас созерцанию собственного пупка или распеванию каких-то тайных мантр. Вы не будете побеждать демонов или подчинять неведомые силы. Вам не дадут цветные пояса для участия в каких-то представлениях; вам не понадобится брить голову или носить тюрбан. Вам даже не придется отказываться от всего, что вам принадлежит, и удаляться в монастырь. Фактически, если вы не ведете разгульную и безалаберную жизнь, вы уже сейчас можете начать практику и добиться успеха. Звучит довольно обнадеживающе, не правда ли?

Есть множество книг о медитации. Большинство из них написано с позиций той или иной религиозной или философской традиции, но большинство авторов даже не считают нужным об этом упоминать. Говоря о медитации, они выступают с утверждениями, которые звучат как общие законы, но на самом деле являются совершенно особыми методиками, свойственными исключительно данной системе практики. В результате возникает путаница. Еще хуже, если появляется целый свод сложных теорий и объяснений, причем противоречащих друг другу.

В результате возникает полная неразбериха и беспорядочная смесь противоречивых мнений, к тому же дается и масса ненужных сведений. Наша книга другая. Мы имеем дело исключительно с системой медитации випассаны. Мы собираемся научить вас тому, как наблюдать за работой своего ума в спокойной и отрешенной манере, чтобы достичь прозрения и понять себя.

Целью медитации является осознанность, осознанность настолько полная и четкая, настроенная столь тонко, что позволяет проникнуть вглубь, во внутреннюю реальность, чтобы понять, как она работает.

Существует множество неправильных представлений о медитации. Мы видим, как одни и те же вопросы снова и снова возникают практически у всех новых учеников. Лучше сразу же разобраться с этими вопросами, потому что они представляют собой своего рода предвзятости и могут с самого начала помешать вашему продвижению вперед. Рассмотрим эти заблуждения и постараемся их опровергнуть.

Заблуждение 1:

Медитация — просто техника расслабления.

Здесь в роли пугала выступает слово «просто». Расслабление — ключевая часть медитации, но техника медитации випассаны преследует гораздо более высокую цель. Однако для многих других техник медитации это утверждение по сути верно. В процессе медитации во всех системах упор делается на сосредоточении ума, на приведении ума к неподвижности, остановке на каком-либо объекте или предмете размышлений. Выполняйте это твердо и последовательно, и вы достигнете глубокого и блаженного расслабления, называемого джханой.

Это состояние столь глубокого покоя, что оно вызывает чувство восторга. Это особая форма наслаждения, которая превыше всего, за пределами всего, что можно пережить в обычных состояниях сознания. Большинство техник останавливается именно здесь. В этом и состоит их цель, и когда вы ее достигнете, вы просто повторяете это переживание всю оставшуюся жизнь.

Иначе обстоит дело с медитацией випассаны. Випассана устремлена к другой цели — к осознаванию. Считается, что сосредоточение и расслабление обязательно сопутствуют осознаванию. Это как бы его предвестники, подручные инструменты и полезные побочные продукты, которые неизбежно возникают в процессе медитации. Но цель тут совсем другая.

Цель — это прозрение. Медитация випассаны — это глубокая религиозная практика, направленная на очищение и преображение вашей повседневной жизни, и никак не меньше. В главе 14 мы остановимся на различиях между сосредоточением и прозрением более подробно.

Заблуждение 2:

Медитация означает вхождение в транс.

Это опять-таки утверждение, которое можно с успехом применить к некоторым техникам медитации, но не к випассане. Медитация прозрения — это не форма гипноза. Вы не пытаетесь отключить свой ум, чтобы стать бессознательными. Вы не пытаетесь превратиться в вялое и бесцветное существо, лишенное эмоций.

Дело обстоит как раз наоборот. Вы станете все более и более созвучны своим быстро меняющимся эмоциям. Вы научитесь познавать себя все яснее и точнее. При изучении этой техники действительно возникают некоторые состояния, которые стороннему наблюдателю могут казаться похожими на транс. Однако на самом деле это нечто совершенно противоположное.

В состоянии гипнотического транса субъект поддается контролю со стороны другого участника, тогда как в состоянии глубокой сосредоточенности медитирующий в значительной степени сохраняет контроль над собой. Поэтому сходство тут весьма поверхностно, во всяком случае возникновение таких явлений не составляет сути випассаны.

Как мы сказали, глубокая сосредоточенность джханы — это инструмент или, если хотите, средство достижения более глубокой осознанности. Випассана, по своему определению, есть развитие внимательности, или осознанности. Значит, если вы обнаружите, что во время медитации пребываете в бессознательном состоянии, тогда вы, согласно определению этого слова в системе випассаны, вовсе не медитируете. Это так просто.

Заблуждение 3:

Медитация — это таинственная практика, понять которую невозможно.

Здесь перед нами вновь почти что правильное утверждение — правильное, но не совсем. Медитация имеет дело с уровнями сознания более глубокими по сравнению с символическим мышлением. Поэтому описать медитацию словами довольно трудно. Однако это не значит, что ее нельзя понять. Есть более глубокие способы понимания вещей, нежели слова.

Например, вы знаете, как нужно ходить. И скорее всего вы не сможете подробно описать, как и в каком порядке сокращаются ваши нервные волокна и мускулы во время этого процесса. Но ходить вы можете.

Медитацию нужно понимать точно так же, а именно — практикуя ее. Она не является чем-то таким, чему можно научиться с помощью абстрактных понятий. Ее надо пережить на собственном опыте. Медитация — это не готовый рецепт, который автоматически и вполне предсказуемо дает результаты. Вы никогда в точности не сможете предугадать, что произойдет во время какой-то медитации. Весь процесс — это исследование, эксперимент и шаг в неизведанное.

Это настолько важно, что если у вас действительно в практике возникнет чувство предсказуемости и единообразия, это должно служить своего рода знаком. Значит, где-то вы сошли с пути, и у вас начался застой. Научиться воспринимать каждую секунду так, если бы она была первой и единственной секундой во Вселенной, — вот что самое главное в медитации випассаны.

Заблуждение 4:

Цель медитации — стать сверхчеловеком со сверхспособностями.

Нет, цель медитации состоит в том, чтобы развить осознанность. Смысл ее не в том, чтобы научиться читать чужие мысли. Не является целью и левитация. Цель — это освобождение. Существует связь между медитацией и парапсихическими явлениями, но их взаимодействие довольно сложно.

На ранних этапах практики у медитирующего такие феномены могут возникать, но могут и не возникать. Некоторые люди способны пережить особое интуитивное понимание или вспомнить прошлые жизни, с другими же этого не происходит.

Во всяком случае данные явления вряд ли можно считать хорошо развитыми и надежными экстрасенсорными способностями. Не следует и придавать им особое значение. На самом деле подобные явления для начинающих практиков медитации довольно опасны, опасны в том смысле, что слишком заманчивы. Они могут стать ловушкой для вашего «я» и сбить вас с пути. Вот вам совет — не обращайте на них внимания. Если они появляются — прекрасно. Если нет — тоже прекрасно. Появление их вообще маловероятно.

В практике медитации есть стадия, где медитирующий получает возможность выполнять особые упражнения для развития психических способностей. Но только на весьма глубоком уровне. Только после достижения очень глубокой джханы медитирующий продвигается настолько, что может работать с такими силами без страха, не боясь, что они выйдут из-под контроля или отнимут у него жизнь. Тогда он разовьет их исключительно для того, чтобы служить другим. И такое понимание возникает только после десятилетий практики. Не думайте об этом. Просто сосредоточьтесь на развитии все большего и большего осознавания. Если вы слышите голоса или у вас возникают видения, просто отмечайте это и дайте им уйти. Не зацикливайтесь на этом.

Заблуждение 5:

Медитация опасна, и благоразумный человек не должен ей заниматься.

Опасно все. Когда вы переходите улицу, вас может сбить автобус. Когда вы принимаете душ, вы можете сломать шею. Когда вы медитируете, вы, по всей вероятности, откопаете на дне своего прошлого какие-нибудь мерзости.

Вытесненные переживания, надолго погребенные в глубинах ума, могут быть поистине ужасны. Однако и это в высшей степени полезно. Любая деятельность так или иначе связана с риском, но это не значит, что вы должны сплести вокруг себя какой-то кокон, защитную оболочку — это не жизнь, а преждевременная смерть.

Чтобы спастись от опасности, нужно хоть приблизительно знать ее размеры, где она находится, что с ней делать, когда она надвигается. Для того и нужно данное руководство.

Випассана — это развитие осознавания. Само по себе, оно не опасно, даже наоборот. Возрастающее осознавание — гарантия безопасности. Медитация при надлежащей практике представляет собой очень тонкий и постепенный процесс. Практикуйте медленно и спокойно, и тогда ваша практика будет естественно развиваться. Не нужно ничего ускорять. Позднее, если вы будете заниматься в непосредственном контакте и под защитой мудрого и знающего учителя, вы сможете ускорить темп и пройти курс интенсивной медитации. Однако в первое время процесс должен идти медленно. Работайте осторожно, и все будет хорошо.

Заблуждение 6:

Медитация предназначена для святых, а не для обычных людей.

Подобное отношение преобладает в Азии, где монахам и святым оказывают огромное почтение, больше напоминающее ритуал. (В чем-то оно схоже с идеализацией американцами кинозвезд и бейсболистов. Таких людей превращают в кумиров, делают их более значительными, чем они есть на самом деле, наделяют такими качествами, жить с которыми могут лишь немногие.)

На Западе мы отчасти разделяем такой подход к медитации. Мы думаем, что практик медитации непременно должен быть в высшей степени благостным человеком, который и воды не замутит. Однако даже непродолжительное личное знакомство с такими людьми может быстро рассеять эту иллюзию.

Как правило, они оказываются людьми с огромной энергией, которые любят жизнь и живут в полную силу. Разумеется, это правда, что святые люди занимаются практикой медитации, но медитируют они вовсе не потому, что святые. Это заблуждение. Они — святые потому, что практикуют медитацию.

Медитация — вот путь к этому состоянию; и они начинали практику медитации задолго до того, как стали святыми, иначе ничего бы не произошло. Это особенно важно. Большинство тех, кто хочет научиться медитации, думают, что человек должен стать высоконравственным, прежде чем начнет медитировать.

Подобный подход к вопросу не проработан. Нравственное поведение требует определенного контроля ума. Это необходимое предварительное условие. Вы не можете следовать каким бы то ни было моральным предписаниям, не обладая хотя бы слабым самоконтролем; и если ваш ум постоянно вращается как колесо игрального автомата, самоконтроль в высшей степени маловероятен. Так что на первом месте должна быть культура ума.

В буддийской медитации налицо три неразрывно связанные между собой составные части: нравственное поведение, сосредоточенность и мудрость. Эти три составляющие развиваются по мере того, как углубляется ваша практика. Все они влияют друг на друга, а потому вы развиваете все три части, а не каждую из них в отдельности.

Если вы обладаете мудростью и правильно понимаете ситуацию, вы автоматически проявляете сострадание ко всем ее участникам; а сострадание означает, что вы автоматически воздерживаетесь от любой мысли, любого слова или поступка, которые могли бы повредить вам или другим людям.

Таким образом, ваше поведение автоматически становится нравственным. И только в том случае, если у вас нет глубокого понимания, вы создаете проблемы. Если вы не сможете предвидеть последствий своих действий, вы совершите ошибку.

Тот, кто ждет, что станет целиком и полностью высоконравственным человеком до того, как начнет практиковать медитацию, ожидает чего-то «такого», что никогда не произойдет. Древние мудрецы говорят, что он подобен человеку, который чтобы искупаться, ждет, когда океан успокоится. Чтобы лучше понять эти взаимодействия, рассмотрим разные уровни нравственного поведения. Самый низкий уровень — это строгое соблюдение свода правил и предписаний, предложенного кем-то другим.

Этим «другим» может быть ваш любимый проповедник, или государство, или глава вашего рода, или ваш отец. Неважно, кто устанавливает эти правила, все, что вам надлежит делать на этом уровне, — это знать эти правила и следовать им. Это может и робот. На это способен даже дрессированный шимпанзе, если правила достаточно просты, а при каждом их нарушении шимпанзе будут бить палкой. На таком уровне совсем не требуется заниматься медитации. Все, что вам нужно, — это правила и надзиратель, размахивающий палкой.

Следующий уровень нравственного поведения состоит в соблюдении тех же самых правил, даже в том случае, если отсутствует тот, кто будет вас наказывать. Вы повинуетесь, потому что усвоили эти правила; вы наказываете себя сами всякий раз, когда нарушаете одно из них. Этот уровень требует слабого контроля ума. Если у вас хаотичное мышление, то и поведение будет лишено последовательности. Культура ума устраняет хаос в мыслях.

Существует и третий уровень нравственного поведения, но, пожалуй, лучше будет назвать его этикой. Этот уровень — большой слой в верхней части шкалы, это подлинная смена парадигмы в ориентации. На уровне этики мы не следуем неукоснительно правилам, продиктованным неким авторитетом.

Мы избираем свою линию поведения в соответствии с требованиями ситуации. Этот уровень требует действительного понимания, способности быстро учитывать все обстоятельства в любой ситуации, всякий раз находить единственно возможное решение, реагировать творчески и надлежащим образом. Более того, нужно, чтобы человек, принимающий решения, отказался от своих ограниченных взглядов. Он должен видеть всю ситуацию в целом, оценивать ее объективно, придавая одинаковое значение как собственным нуждам, так и нуждам других людей.

Иначе говоря, он должен быть свободным от жадности, ненависти, зависти и всего прочего эгоистического хлама, который обычно мешает нам учитывать интересы других в том или ином случае. Только тогда можно будет избрать те действия, которые окажутся действительно оптимальными для данной ситуации.

На этом уровне нравственного поведения совершенно необходима медитация, если, конечно, вы не святой от рождения. Другого способа овладеть таким мастерством не существует. И более того, сам процесс выбора, который идет на этом уровне, истощает силы человека. Если бы вы попытались перебрать на сознательном уровне ума все обстоятельства любой ситуации, вы довели бы себя до крайнего утомления.

Интеллект просто не в состоянии удерживать столько объектов сразу. Для него это перегрузка. Но, к счастью, более глубокий уровень осознавания способен с легкостью выполнить подобную обработку данных. И с помощью медитации вы сможете процесс выбора довести до конца. Это чем-то напоминает предчувствие.

В один прекрасный день у вас возникает проблема — скажем, как отнестись к недавнему охлаждению в отношениях с дядюшкой Германом? Случай кажется абсолютно неразрешимым, налицо страшная путаница всяческих «может быть», которая привела бы в ужас самого царя Соломона. Но на следующий день вы моете посуду, думая о чем-то совершенно другом, — и внезапно вот оно, решение! Оно просто возникло где-то в глубинах ума, и вы говорите: «Ага!». Все, проблема решена. Интуиция подобного рода может возникнуть только тогда, когда вы высвобождаете проблему из логических круговращений и даете возможность найти решение своему глубинному уму. Сознательный ум здесь только мешает.

Медитация учит вас тому, как выпутываться из процесса мышления. Это особое действие ума, выход за пределы своего привычного поведения, и такое умение весьма полезно в повседневной жизни. Медитация, разумеется, не является какой-то никому не нужной практикой, предназначенной исключительно для аскетов и отшельников. Это практическое искусство сосредоточения на повседневных событиях, которое находит применение в жизни каждого человека. Медитация — не потустороннее действие.

К несчастью, сам этот факт является помехой для некоторых людей, изучающих медитацию. Они включаются в практику, ожидая мгновенного космического откровения с хором ангелов в конце. А получают они другое — как эффективнее убирать мусор и как общаться с дядюшкой Германом. Они разочарованы, хотя для этого нет никаких оснований. Но ничего не поделаешь! Сначала приходит решение проблемы мусора, а для того чтобы услышать голоса архангелов, нужно значительно больше времени.

Заблуждение 7:

Медитация — бегство от реальности.

Это не так. Медитация — бегство в реальность. Она не ограждает вас от страданий, которыми полна жизнь. Она дает вам возможность погрузиться в жизнь во всей ее полноте так глубоко, что вы преодолеваете барьер боли и выходите за пределы страдания.

Випассана — это практика, выполняемая с особой целью — научиться без страха смотреть в лицо реальности, в полной мере переживать жизнь такой, как она есть, и преодолевать все трудности, с которыми приходится встречаться в жизни. Випассана дает вам возможность отбросить иллюзии и освободиться от всякой мелкой лжи, в которой вы погрязли. Что есть, то есть. Вы — тот, кто вы есть, и привычка лгать самому себе, оправдывая собственные слабости и побуждения, лишь крепче привязывает вас к колесу иллюзии.

Медитация випассаны — это не попытка забыться или спрятаться от трудностей. Она учит вас видеть себя такими, какие вы есть. Видеть то, что есть, полностью принимать это. Только тогда вы сможете что-либо изменить.

Заблуждение 8:

Медитация — это великий путь к высшему.

И да, и нет. Иногда медитация действительно вызывает приятные чувства счастья и блаженства. Но это не является целью медитации и происходит далеко не всегда. Более того, если вы практикуете медитацию именно с такой целью, их появление менее вероятно, чем если вы медитируете просто чтобы достичь подлинной цели медитации, а именно развития осознанности.

Блаженство — результат расслабления, а расслабление возникает при освобождении от напряжения. Поиски блаженства вносят в процесс медитации напряжение, которое разрывает всю цепь событий. Это заколдованный круг, «уловка 22»*.

Обрести блаженство вы можете только тогда, когда не гонитесь за ним. Кроме того, если эйфория и приятные ощущения — это то, к чему вы стремитесь, есть более легкие способы их обрести. Без труда вы найдете их в барах и у темных личностей, которых можно встретить на каждом перекрестке. Эйфория не является целью медитации. Правда, она будет возникать довольно часто, однако ее следует считать побочным продуктом. Тем не менее, такое побочное действие очень приятно, и чем дольше вы медитируете, тем чаще и чаще оно возникает. И тут продвинутые практики вряд ли будут возражать.

* «Уловка 22» — сатирический антивоенный роман Джозефа Хеллера (вышел в 1961 г.), в котором главный герой постоянно наталкивается на «уловку-22» — пункт правил, по которому «от участия в боевых действиях может быть освобожден только сумасшедший, но если человек сам просит, чтобы его отстранили, значит он не сумасшедший и не может быть освобожден». В результате главному герою, чтобы достичь цели, пришлось отказаться от активного достижения этой цели. — Прим. ред.

Заблуждение 9:

Медитация эгоистична.

Действительно, кажется, что это так. Вот сидит медитирующий, устроившись на своей небольшой подушечке. Идет ли он сдавать кровь? Нет. Занят ли он работой по оказанию помощи жертвам катастрофы? Нет. Но давайте рассмотрим его мотивацию.

Почему он практикует медитацию? Он стремится очистить свой ум от гнева, предвзятости и враждебности. Он активно вовлечен в процесс освобождения от жадности, напряжения и равнодушия. Это именно те качества, которые мешают ему проявлять сострадание к другим. Пока они не исчезнут, любая выполняемая им работа, скорее всего, окажется лишь расширением его собственного «я» и в конечном счете не принесет никакой реальной пользы.

Зло ради пользы дела — одна из самых древних игр. Великий инквизитор в Испании разглагольствовал о самых возвышенных вещах, а процессы над ведьмами в Салеме велись во имя блага людей. Если же поинтересоваться личной жизнью продвинутых практиков медитации, можно обнаружить, что они были заняты тем, что служили людям. Однако вам вряд ли удастся найти таких людей среди крестоносцев-миссионеров, готовых приносить в жертву отдельных людей ради некой религиозной идеи. Дело в том, что мы более эгоистичны, нежели сами себе представляем.

«Я» обладает способностью превращать в хлам самое возвышенное, если появляется такая возможность. Благодаря медитации мы осознаем себя такими, какие мы есть, начиная вдруг осознавать бесчисленные и разнообразные проявления собственного эгоизма. И тогда мы со временем действительно становимся подлинно бескорыстными. Поэтому очищать себя от эгоизма вовсе не значит вести себя эгоистично.

Заблуждение 10:

Медитируя, вы просто сидите, размышляя о возвышенном.

Опять-таки неверно. Конечно, существуют системы созерцания, в которых делается что-то подобное. Но это не випассана.

Випассана — это практика осознавания. Осознавания того, что есть, будь то высшая истина или всякий хлам. Что есть, то есть. Разумеется, во время нашей практики могут возникать прекрасные, возвышенные мысли. Несомненно, не нужно их гнать, но и не следует за ними гоняться. Это просто приятные побочные эффекты.

Випассана — просто практика. Она состоит в том, чтобы переживать события собственной жизни прямо, непосредственно, не делая предпочтений и не наклеивая ментальных ярлыков. Випассана — это беспристрастное видение жизни, которая открывается нам от мгновения к мгновению. Что возникает, то возникает. Это очень просто.

Заблуждение 11:

Пара недель медитации — и все мои проблемы будут решены.

К сожалению, медитация — это не быстродействующее средство от всех болезней. Вы сразу же начинаете замечать, что что-то меняется, но требуются годы, чтобы произошли по-настоящему глубокие изменения.

Просто дело в том, что так устроена Вселенная. Ничего стоящего нельзя достичь сразу, немедленно. В некотором смысле медитация трудна. Она требует постоянной дисциплины, и порой сам процесс практики протекает довольно болезненно.

Каждая сессия медитации дает какие-либо результаты, но эти результаты часто очень трудно заметить. Они происходят в глубинах ума и проявляются гораздо позже. И если во время медитации вы все время ждете каких-то огромных мгновенных перемен, вы совершенно упустите из виду изменения, происходящие на тонком уровне. Вас ждет разочарование, вы прекратите практику, будучи уверены, что такие изменения никогда не произойдут. Терпение — вот ключ к практике. Терпение. Даже если практика медитации не даст вам ничего, вы научитесь сохранять терпение. И это будет самым ценным уроком, который вы сможете получить.



Хенепола Гунаратана "Простыми словами о внимательности"
Хенепола Гунаратана
Хенепола Гунаратана
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Блоге