Позволю себе высказать и свою точку зрения на эту тему, раз уж ее затронули.
шьям
человек довольно развитое и совершенное существо. и всю инфу и реализации ГОРАЗДО проще получить самим никуда не "вступая".я часто вижу в индии приверженцев разных гуру, которые год за годом ездят в эти ашрамы , мне их жалко
"Инфу" получить можно, до определенной степени, и даже кое-что начать делать " самому", но... дело в том что настоящий духовный путь, настоящая духовная практика, имеющая те цели что заявлены в Гите, Упанишадах, и пр., отличаются, и очень сильно отличаются от, например, упражнений для похудения, о которых можно прочитать в книжке и потом делать самому и даже добиться успеха если приложить достаточно усилий. В случае более тонкого внутреннего развития просто прочитать недостаточно, как правило нужна помощь того кто уже достиг многого на этом пути и может подсказать или исправить ошибки, и кроме того уберечь от подводных камней, которых немало на этом пути. Поэтому иметь учителя, гуру, того кто уже достиг чего-то, это обязательное условие для достижения какого-либо
существенного успеха. Необязательно иметь "живого" гуру, или жить с ним все время рядом физически, потому что здесь определяющим является внутренняя связь, и можно быть рядом с гуру физически и быть за милю от него в своем сознании, а можно ни разу не встретиться с ним в жизни но получать от него ежеминутную помощь, но без такой помощи дорога к серьезным достижениям предельно усложняется. Исключения составляют те кто уже родился Достигшими, и у них мощнейшие опыты приходят даже от минимальных усилий, завеса между внутренними достижениями и внешним сознанием рвется от малейшего прикосновения. Это первое. А второе, это то что на пути внутреннего развития действует тоже правило что и в любой другой области человеческих достижений, будь то спорт или наука, а именно, что здесь невозможно добиться серьезных, настоящих и полноценных результатов,
без постоянных, последовательных, и настойчивых усилий и самодисциплины. Исключения тут тоже есть, например, гуру может передать тот или иной опыт без видимых усилий со стороны ищущего, или опыт может прийти в "мощном", "святом" месте, потому что он уже есть там в атмосфере, но чтобы удержать этот опыт сделать его постоянным, сделать его достижением, а не мимолетным переживанием, без соответствующих усилий и самодисциплины уже не обойтись. И это правило действует даже для "гениев", потому что даже им надо привести обычную человеческую природу в соответствие с внутренним опытом. Именно поэтому даже Христос постился 40 дней в пустыне.
Но мы живем в то благословенное время, когда разнообразные "духовные учения", истинные и не очень, или даже ложные, "пошли в народ", т.е. начали распространяться вширь, в отличие от прошлых времен, когда они, в основном, были уделом единиц в пещерах и монастырях. Это конечно хорошо, но неизбежным побочным эффектом этого явления является его "опопсение", смешивание с обычной человеческой глупостью и невежеством, потому что наш великолепный "гомо электроникус" примерно также невежественен в вопросах познания себя, как дикарь с берегов Амазонки в вопросах тригонометрии. Отсюда большое количество неглубоких упрощенных концепций, принимаемых за настоящее учение - то что я называю "попсовый эзотеризм". Одни плящут голыми на пляже, думая что освобождают себя, другие курят траву и едят грибы думая что при этом "развиваются духовно", и т.д, всех глупостей не перечислить. Конечно и это может помочь кому-то сделать какой-то шаг, потому что неисповедимы пути Господни, но таким образом можно стать только хорошим танцором на пляже и кашляющим от курения веселым старичком, если на этом и остановиться. Тоже самое и с этой концепцией отрицания проторенных путей, гуру и "учений": кто-то обжегся в какой-нибудь псевдо-духоховной секте, кто-то по-западному не принимает идею подчинения своего эго чему-либо, в том числе и более высокому и мудрому чем это эго, - причины такого отрицания разные в разных случаях, но как правило ведут к одному и тому же - к каким-то блужданиям вокруг да около, нередко с самообманом что это и есть оно, настоящее внутренне развитие. Я не говорю что это плохо, раз человек этим занимается, значит что-то в нем этого хочет, и не готово к большему, я просто за то чтобы называть вещи своими именами.
И потому я, хотя и не состоял никогда ни в каких сектах, движениях, организациях, духовных или религиозных, когда встречаю "кришнаита" или зороастрийца или атеиста, или кого угодно еще, то у меня только один вопрос: это ему помогает на данной стадии его развития или нет? Если да, то я не скажу ему ничего против этого, потому что это будет неправильно. Исключения составляют только последователи лже-гуру, которые тоже есть или были в Индии, но даже в этом случае я не буду ничего говорить если моим взглядом на эти вещи не поинтересуются.