24 июля мне предстояла дорога из Леха в долину Нубра. Royal Enfield 350 double spark. Легко перевалил Кардунглу - в конце июля она оказалась сухая и почти без снега. Заночевал в Диските - исключительно благоприятные впечатления о тамошнем буддийском монастыре 14 века и большой новой статуе Майтреи. Встретил русскую пару, поговорили о регионе, и рассказали они, что им рассказали, что есть из долины Нубра короткая дорога к озеру Пангонг - один берег в Индии, другой в китайском Тибете. Пангонг в планах был, и я задумался, что не плохо было бы сэкономить день. Вот только запаса топлива выходило совсем уж впритык, считая бак и две пятилитровки на багажнике. Распросив местных о топливе, я узнал, что неподалёку есть единственная в долине заправка, и радостно порулил туда... Заправщик сказал, бензин будет через четыре дня. Что делать, на следующее утро я поехал по намеченному маршруту до деревни Панамик и далее на другой берег Нубра посмотреть древнюю Энса Гомпу. Полный позитивных впечатлений от поездки, около двух часов дня выехал от Энса Гомпы в сторону Пангонга, обнадёженный тем, что в деревне Сумур есть магазинчик, торгующий топливом... Он тоже оказался закрыт - хозяин уехал в Лех. Температура воздуха тем временем поднялась выше 30, и недалеко от развилки дорог на Пангонг и обратно на Кардунглу и Лех я остановился у кафе, съел трукпу и на своё будущее спасение купил бутылку воды. Подумав, я решил всё же ехать на Пангонг, т.к. по всем расчётам выходило не менее 50 км запаса топлива. И поехал...
...Было что-то около четырёх часов. Первые километров 50 от Кхарсара, где я поел, оставили только позитивные впечатления. Природные пейзажи горной долины и реки, затем узкая прямая асфальтовая колея среди каменной пустыни. Подошло время снять солнечные очки, т.к. палящее дневное солнце сменилось мягкими вечерними тонами. Посмотрев своё местоположение по GPS, я понял, что вокруг меня на десятки километров только пустыня. Дальше кончился асфальт. Ничего неожиданного в этом не было, но добраться до Пангонга засветло не оставляло надежды. Я подумал, ничего страшного, т.к. ночлег можно найти в любой деревне. Тем временем просёлок сменился каменистой горной дорогой, по которой можно ехать на первой-второй передаче. Затем вдруг возник приличный участок, который вскоре привёл к лагерю рабочих-дорожников. Дальше снова просёлок по пустыне, а потом вдруг колея с глубоким песком. Настоящая смерть мотоциклиста! Мне пришло в голову, что расход топлива у Энфилде в режиме эндурного рутения по песку значительно повышается... И ещё через некоторое время начались ручьи...
Надо понимать, что такое эти ручьи. Когда-то километрах в 20 от лагеря рабочих уже была асфальтовая колея со специальными бетонными проёмами для пролива воды. Конечно, в этой местности нет и никогда не будет средств на строительство длинных мостов. А инженерная мысль в условиях жёсткой экономии неизбежно сталкивается с превосходством природы. Дело в том, что в летние месяцы солнце растапливает горные ледники, и оттуда стекают потоки, которые быстро превращают все на своём пути в первозданный природный пейзаж. Когда эти ручьи только начались, я подумал, ничего, не впервой. Всё же это лучше, чем глубокий песок. Преодолев несколько потоков я оказался перед самым (как думалось) бурным и труднопроходимым. Нечего было и думать возвращаться назад через все пройденные препятствия. Выбрав казавшееся подходящим место, я решил преодолеть поток одним быстрым проездом. Расчёт, конечно, был верный. Нельзя было только предугадать углубления потока у противоположного берега. Когда переднее колесо ушло почти полностью, я постарался выжать максимум возможных ньютонов крутящего момента на первой скорости Энфилде. Переднее колесо выехало на берег, но заднее застряло. Через несколько секунд попыток выбраться тяга мотора резко упала - я понял, что всосал воду через выхлоп. Ситуация была критическая, вода Хлестала выше колен, и я не мог удерживать Энфилд - его разворачивало, и переднее колесо съехало с берега. Выбросив боковую подножку, я придал ему устойчивое положение, но крайне недадёжное. Всё решали секунды. Надо было вытаскивать мот, иначе его могло просто унести вниз. Вода хлестала выше картера, заливала крышку воздушного фильтра и подбирались уже к АКБ и карбюратору. Но ведь Энфилд был нагружен вещами! Спрыгнув с него, я оказался в холодном потоке по промежность и стал отвязыть багаж, одновременно удерживая мот. На берег полетел рюкзак, канистры, мешок с инструментами и мото-экип. Я никогда раньше не думал, что могу вытащить из горного потока 200-килограммовый Энфилд (считаем железный багажник и жидкости) просто двумя руками. Но это факт - экстремальные обстоятельства придают сил... Когда я закончил, мне понадобилась вода. Запасённая литровка опустела через несколько минут. После этого я понял, что до темноты осталось примерно полчаса.
После пятнадцати минут попыток завести Энфилд, он заработал без тяги и, проработав минуты три, заглох окончательно. Сумерки сильно сгустились, появились звёзды. Нужно было срочно приводить в порядок вещи, пока было хоть что-то видно. За несколько минут я разложил постель и мокрые вещи, чтобы просушиться. Делать было особо нечего. GPS показывал деревню в 13 километрах. Особой необходимости туда идти я не видел. Утром надо было просушить воздушный фильтр и поменять свечи, благо имелось всё необходимое. Единственным неудобством была жажда. Несмотря на выпитый литр воды, во рту быстро стало сохнуть. Заснуть не удавалось из-за всех передряги, я ворочался и смотрел на звёздное небо. Это невероятное звёздное небо на высоте около 4000 - с метеоритами и яркой звёздной россыпью. Часа через два со стороны ущелья на востоке звёздная россыпь стала затягиваться чёрными тучами, и подул ветер. Приключения не закончились...
Перспектива ночной бури в пустыне придала мыслям новое направление. Пока ещё было достаточно светло от звёздного неба, я быстро упаковал вещи, спрятал под камни в большом пластиковом мешке инструменты, экип и канистры. Поставил мот получше. Надел рюкзак и отправился пешком в деревню Шьёк в 13 км. Первые километра три я бодро шагал по хорошей асфальтовой колее и думал, вот незадача, не проехал последний поток, а дальше такая хорошая дорога. Потом дорога исчезла вместе со звёздами на небе, осталась дикая пустыня, пошёл дождь, поднялся ветер прямо навстречу и полетел песок. Я шёл, светя фонариком телефона и сверяя направление с GPS. Но постоянно светить тоже было нельзя, т.к. надо было экономить заряд. Так я прошёл ещё пару ручьёв и вышел к такому потоку, который мне стало непонятно, как я буду преодолевать. Пешком я его перешёл и шёл дальше. После 10 километров дорога пошла вверх всё круче. Силы были на исходе. От языка до желудка всё высохло. В голове стояло одно слово HELP! Дойдя до деревни, я протез в первый же забор, внутри оказалось несколько автомобилей - это был постоялый двор для путешественников. Было 2 часа ночи. Когда я позвал на помощь, вышел заспанный хозяин, и, конечно, дал мне воды, отвёл на кухню, где сам спал с женой, сестрой и детьми, т.к. все остальные помещения были заняты приезжими на джипах. Напоили чаем и сделали мне кровать в чуланчике.
Наутро мы с родственником хозяина поехали на джипе-сумо к мотоцикла и забрали его в деревню, где примерно в течение часа привели в чувства. Я спросил, как мне осчастливить водителя джипа - он сказал 700 рупий. Это при том, что от дождя дорога там местами превратилась в глубокую грязь, по которой с трудом пролезал даже сумо. Когда настал день, дождь кончился, и дорога впереди оказалась вполне нормальной. Так что я продолжил путешествие с благодарностью к своим спасителям.Вот только на озеро Пангонг я не поехал - повернул на перевал к деревне Кару, а потом обратно в Лех. Перевал там, хоть и пониже Кардунглы, но длинный и с ручьями, дорога труднее. Бензина было мало, устал сильно и байк надо было отдать в сервис. Так что вот так: байк в сервисе, сам лёжа в чистой и мягкой постели, строчку записки. А на озеро Пангонг собираюсь завтра...