В феврале-марте 2002 года мне посчастливилось принять участие в паломничестве, которое для учеников ламы Оле было организовано впервые и уже обещает стать ежегодным. Идея этой поездки родилась у Ханны Нидал в 2001 году, когда в Гармише проходил осенний курс медитации. Томек Ленерт поддержал эту идею, а Ханс Эмберт, работающий в туристическом бюро недалеко от Шварценберга, воплотил её в жизнь. Благодаря многолетнему опыту Ханса в организации поездок в Непал и Индию, удалось составить насыщенную и непринуждённую программу. Путешествие получилось особенно вдохновляющим из-за присутствия нашего учёного Манфреда Зегерса и Ханны Нидал – жены Ламы Оле. Это было необыкновенным подарком и благословением для всех нас – примерно семидесяти туристов-паломников, очень разных во всех отношениях. В группе были немцы, австрийцы, швейцарцы; старые, матёрые буддисты, такие как небезызвестная Рената Шольц, и новички, принявшие прибежище буквально за несколько месяцев до поездки.
Итак, теперь всё по порядку.
Сначала коротко: всё путешествие воспринималось как постоянный шок. Наш опыт полностью подтвердил высказывание Оле о том, что Индия – лаборатория мешающих чувств. Еда до чёртиков острая, воду из под крана пить строго запрещено – это грозит поносом. Наши прилюдные поцелуи и объятья приводит местных жителей в замешательство: делая это, мы выглядим для аборигенов как животные (ха!). За 15 дней путешествия мы провели 82 часа в дороге, из них 12 в поезде и 11 – в автобусе, который в основном – по разным причинам – стоял на месте. Мы посетили Чечу Ринпоче в Катманду и Кармапу в Калимпонге; побывали в Лумбини – месте рождения Будды; Бодхгайе, где Будда достиг просветления; Сарнатхе, где он впервые повернул колесо Дхармы; Раджгире, где он сделал это во второй раз; и Кушинагаре – где Будда был кремирован и после смерти достиг паринирваны. Также мы проехали по другим очень сильным и интересным местам, связанным с историей нашей линии Карма Кагью.
Катманду
Наша группа прибыла в Катманду 26.02. Тяжёлый воздух – это первое, что бросается в лёгкие, поэтому глаза, обычно важнейший орган восприятия, теряют на какое-то время своё главенствующее значение. После двухчасовой прогулки по городу мы были очень рады вернуться в нашу шикарную гостиницу в колониальном стиле с услужливыми портье и горничными. Горячий душ, хорошая еда и весёлая компания друзей, обменивающихся первыми впечатлениями, спасли положение. А на следующий день мы уже полностью окунулись в совершенно необычайную кипучую жизнь туриста-буддиста и побывали утром у ступы Боднатх, а после обеда – в монастыре Чечу Ринпоче. Вокруг ступы Боднатх молодые симпатичные монахи делали простирания. Люди со светлой кожей не отваживались на такое самозабвение и скромно медитировали на обширных ступенях Ступы, с высоты птичьего полёта выглядящей как мандала. Манфред рассказывал, что Ступа привлекла пристальное внимание учёных, – основываясь на том, как она расположена по отношению к космическим телам, они сделали вывод о её необычайной энергетической силе.
Существует легенда, описывающая историю создания этой Ступы ("Die Legende von grossem Stupa" von Padmasambava). Одна практикующая птичница была очень вдохновлена учением Будды, и её сокровенным желанием было построить ступу. С большим трудом она накопила деньги, и три её сына – от свиновода, птичника и пастуха – возглавили постройку Великой Ступы. При этом они делали пожелания, чтобы и в последующих жизнях быть полезными для всех существ. Один из них спонтанно родился из лотоса и стал распространителем Дхармы в Тибете (Падмасамбхава). Другой стал королём и поддерживал Дхарму в Тибете, а третий был учёным – он развивал и хранил Дхарму. К сожалению, известно также предсказание, что эта Ступа разрушится во времена Кали-юги (упадка Дхармы), и в ней уже сейчас образовываются трещины. Но Манфред нас успокоил, сказав, что это случится ещё не скоро. Недалеко от Ступы находится монастырь Беру Кхьенце Ринпоче, важного тулку нашей линии. В 90-х годах у него родился сын – признанная реинкарнация Джамгона Конгтрула. После полудня в монастыре Чечу Ринпоче столпилось более 300 человек – ученики из стран Восточной и Западной Европы. Гостеприимство Ринпоче не знало границ: он не только дал редкое посвящение в Миларепу, но и пригласил нас на изысканный обед. Оле сказал, что для него очень важно, чтобы в гостях у Ринпоче мы чувствовали себя хорошо. Лама Калсанг – бессменный спутник Ринпоче – лично ухаживал за гостями и мило шутил. После посвящения и прекрасной еды все пребывали в радостном возбуждении и ожидали обещанной программы с Оле.
Неожиданно Оле позвал всех куда-то за собой, и многие лишь в дороге узнали, что идут к Ступе Сваямбху, расположенной в 15 минутах ходьбы от монастыря. По пути мы заглянули в пещеру, где медитировал сам Миларепа, и только что полученное посвящение стало ощущаться ещё сильнее и наполнилось силой.
Уже в темноте мы стояли на горе у Ступы. Оле показал нам храм Шамара Ринпоче, на одной платформе со Ступой, – около 30 лет назад они с Ханной встретили здесь 16 Кармапу, проводившего церемонию Чёрной Короны. Здесь началась наша история... "Сваямбху" означает "спонтанно возникшая ступа". Возникла ли она сама по себе – неизвестно, но то, что ей уже более 3000 лет, – это факт. По словам Манфреда, здесь хорошо медитировать непосредственно на природу ума, так как эта Ступа символизирует Дхармакайю. В отличие от неё, Боднатх представляет Нирманакайю и Самбхогакайю – активные аспекты тела и речи. На Ступе Сваямбху мы также увидели, как зажигают масляные свечи, – обычай, сопровождающийся пожеланиями просветления всех существ. Вообще, пожелания стали одной из важных тем на всё время путешествия, так как считается, что если их делать в таких сильных местах, они особенно быстро исполняются. По словам Манфреда, вообще лучше делать обобщённые пожелания – например, "четыре неограниченных", – т.е. желать, чтобы все существа достигли просветления (см. текст Нёндро). А потом, добавила Ханна, можно это несколько конкретизировать – желать скорейшего собственного развития и условий, ему способствующих. Совсем конкретных желаний стоит избегать, т.к. неизвестно, чем они обернутся в постоянно меняющихся обстоятельствах.
Калимпонг
В Калимпонге состоялось самое главное событие – встреча с "живым Буддой" 17 Кармапой.
Кармапы – первые сознательно перерождающиеся Ламы Тибета. Нынешнему Кармапе исполнилось 19 лет. Всё началось с того, что он пригласил Ламу Оле, а тот спросил, можно ли привезти с собой друзей. И вот приехали друзья – более 400 человек!
В эти два необыкновенных дня мы получили два посвящения: на 2 Кармапу Карма Пакши и на Любящие Глаза (Ченрези или Авалокитешвару). Профессор Семпа Дордже, в настоящее время обучающий Дхарме Кармапу Тхайе Дордже, рассказал нам о значении посвящения как передачи силы, а также об условиях, необходимых для наилучшего использования этой силы – в частности, о сохранении связи с учителем. После этих поучений нас снова пригласили на обед, очень вкусный и не такой огненно-острый: по-видимому, повара Кармапы заранее изучили европейский вкус. Вечерами мы имели возможность принять участие в пудже Махакалы, которую монахи исполняют ежедневно. В первый день, в присутствии Кармапы, она длилась около двух с половиной часов, а во второй день – в его отсутствие – лишь час с небольшим. Халтурят, наверное!
Да, резвый народ – монахи. Ни в коей мере не были они смущены появлением большой и шумной толпы европейских учеников Кармапы. Наоборот, во время посвящения они непринуждённо усаживались среди нас, и в какие-то моменты мы даже чувствовали себя одной семьёй. Конечно, такая теснота непривычна для монахов – ведь обычно они сидят напротив друг друга в два ряда, расположенных перпендикулярно к трону.
Посвящения и пуджи проводились в гомпе новой шедры (школы), освящённой Кармапой за несколько недель до нашего приезда. Преподавание в ней ведётся на тибетском языке, и одна девушка из Штуттгарта отважилась на изучение тибетского и уже почти год живёт в Калимпонге. А вообще-то обучение европейцев в этой школе не предусмотрено. В последний день перед отъездом – это было воскресенье – нам посчастливилось увидеть Кармапу, играющего в крикет с другими монахами. Монахи ухитрялись задрать полы своих одежд и завернуть их меж ног как памперсы. Кармапа действительно очень и очень здоровый. Большая масса – большая энергия – хватит для всех существ. Вдруг он прервал игру, и монах, наполнявший для гостей гау, замахал нам руками. Кармара внезапно решил пригласить к себе наверх всех присутствующих ротозеев, чтобы перед отъездом ещё раз дать благословение, – и снова затрепетали наши сердца, исполненные радостью и благодарностью. После этих двух с половиной дней, проведённых вблизи Кармапы, нас пронизывало чувство, что его сила действительно несёт благословение, методы и защиту.
Дарджилинг
Следующий пункт нашего путешествия – Дарджилинг – страна чая (хотя в кафешках подавали лишь один сорт чая). В принципе, ничего особенного, что касается истории Будды или нашей линии, здесь не было, и мы просто расслаблялись после утомительного путешествия – хитрый манёвр перед по-настоящему изнурительной поездкой в Бодхгайю. По приглашению любезного владельца гостиницы "Бель Вю" – старого тибетца в эмиграции и давнишнего знакомого Ханны и Оле – мы посетили монастырь китайского Кармапы. У алтаря висели пожелтевшие фотографии 14-го Далай ламы, 16-го Кармапы и самого Ургьена Тринле. Ни у кого из нас не возникло идеи помедитировать. Мы только фотографировали старые, очень красивые росписи, изображающие жизнь Будды. В начале пути в Бодхгайю мы ненадолго посетили монастырь Калу Ринпоче в Сонаде, в 20 км от Дарджилинга. Калу Ринпоче умер в 1989 году, и теперь монастырь находится под руководством Тай Ситу, который поддерживает китайского Кармапу. Около 30 лет назад Ханна и Оле сделали в этом монастыре нёндро и позже получили от самого Калу Ринпоче полугодичный цикл посвящений. Оказывается, Манфред Зегерс также частично принимал участие в этих посвящениях. С утра до вечера, каждый день – можно только представить себе, как ощущается эта сила. Манфред рассказывал, что часто они даже не знали, как называется то или иное посвящение, и иногда Ханна заботилась о том, чтобы монахи хоть что-нибудь перевели. А в основном это было беспрерывное благословение и передача силы. За время посвящений монастырь посетили всевозможные животные и все мыслимые болезни. У людей чередовались понос и запор. А после этого жизнь Манфреда круто изменилась. Из профессионального саксофониста он постепенно превратился в учёного Дхармы и составителя настоящей сокровищницы – книги "Буддийские термины". Кстати, скоро появится его новая книга о медитации – стоит делать пожелания, чтобы она как можно скорее была переведена на русский язык!
Итак, после вдохновляющей паузы мы снова двинулись в путь. Провели 4 часа в автобусе и 12 часов в поезде от Силигури, и наконец ночью прибыли в Патну – город в Бихаре, беднейшей провинции Индии. Мы провели весёлую ночку на территории вокзала, так как ночная поездка по Бихару – по-настоящему рискованное дело. На вокзале люди лежали вповалку на полу и испражнялись тут же. На улице люди спали – и, по всей видимости, постоянно жили – в целлофановых палатках. Наблюдая такие картины, ещё больше понимаешь важность рождения в драгоценном человеческом теле... С рассветом мы наконец-то тронулись в двльнейший путь. Следующая остановка – руины университета Наланда.
Наланда – крупнейший буддийский университет
Около 90 км от Бодхгайи находятся руины древнейшего университета в мире. Темпераментый экскурсовод благоговейно рассказывал нам об этой гордости индийской культуры. Сарипутра, ученик исторического Будды Шакьямуни, заложил первый камень в фундамент университета Наланда. Место для строительства было выбрано не случайно – сам Будда давал здесь поучения в тени развесистых деревьев. В начале IX века, во времена расцвета буддийской философии, университет Наланда был очень знаменит во всей буддийской Азии. В то время университет располагался на на огромной территории – длиной в десять километров и шириной в пять. Здесь преподавали только самые лучшие учителя. К рассказам экскурсовода Манфред добавил, что в университете было жёсткое правило: тот, кто проигрывал д****, становился учеником победителя. Кроме буддийской философии здесь можно было изучать медицину и математику. Здесь преподавали знаменитые махасидхи, важные для нашей линии. Так, Наропа, один из держателей нашей линии, прославился своей непобедимостью в д****ах: он мог вести диспут одновременно с целой аудиторией оппонентов. В XIII веке мусульманские завоеватели разгромили все постройки и сравняли их с землёй. Около ста лет назад начались раскопки, и теперь для осмотра представлена небольшая часть руин в окружении парка. До сих пор археологами раскопана территория площадью в один квадратный километр, и исследования продолжаются. Мы насладились красотой парка и ясной энергией, царящей в этой местности, и помедитировали у руин ступы Сарипутры.
Раджгир - место второго поворота колеса Дхармы
После этой экскурсии мы сразу же поехали дальше. В пятнадцати километрах от Наланды находится Раджгир – место, где исторический Будда повернул колесо Дхармы во второй раз. По пути мы проезжали мимо бамбуковых лесов, в которых Будда жил в окружении своих учеников. Там есть горячий источник и небольшое озеро. К сожалению, у нас было слишком мало времени, чтобы остановиться.
Прибыв в Раджгир, мы сразу же отправились к Орлиной горе – здесь Будда давал поучения, которые легли в основу Махаяны. Восхождение на гору длилось минут пятнадцать – поднимаясь, мы восхищались невиданной красотой этого места. Слева виден фуникулёр – он ведёт к ступе, которая была построена японцами, чтобы привлекать ничего не ведающих туристов. Настоящее же место находится немного ниже. Манфред, который когда-то путешествовал с Кенпо Чёдраком и получал ценные сведения о подобных местах, сказал, что обычно они находятся под особой охраной. Обычных туристов здесь направляют на более высокую гору – чтобы буддийские паломники, знающие особые места, могли спокойно медитировать. Собственно, посетить эту гору можно только в сопровождении вооружённой охраны. Похоже, что охрана хорошо делает своё дело: один из её солдат помнил Манфреда по его давнишним поездкам и сейчас, узнав его, кинулся обнимать с явной радостью и почтением. Ходить здесь следует осторожно из-за камней, которые кидают в ноги хранители этого места – наги. По словам Манфреда, даже с Буддой здесь случилась неприятность – он повредил ногу. Место силы образуют две платформы: на нижней находится пещера Ананды – любимого ученика Будды, а спустя столетия после Ананды здесь медитировали махасиддхи; а верхняя – это открытая площадка, где Будда давал поучение праджняпарамиты о пустоте и сочуствии. Ханна произнесла мантру безграничной мудрости ОМ ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАМУТГАТЕ БУДДАЕ СОХА, самый короткий вариант которой, по словам Манфреда, – матра А. На верхней платформе Манфред провёл с нами медитацию, и мы сделали пожелания. На этом месте действительно ощущалась свобода ума. Сила пространства покорила даже особенно толстокожих – тех из нас, кто обычно говорит, что "не чувствует ничего особенного" во время посвящений или благословений.
Удивительно, что почти все места, связанные с именем исторического Будды (за исключением Лумбини, где он родился), находятся в самой бедной и опасной провинции Индии – Бихаре. По дороге в Бодхгайю бедность узнавалась не только по признакам, обычным для Индии, но и по знакомым российскому человеку неурядицам: эх, дорога, дорога! Следующие 80 километров мы чувствовали себя, как пассажиры небольшого корабля во время шторма: Гернот из Мюнхена, ехавший на задней площадке автобуса, даже набил шишку на голове – тряхнуло как следует.
Бодхгайя, держательница ваджры – место просветления Будды
Уже в темноте, после насыщенной суточной программы, мы прибыли в Бодхгайю, в гостиницу "Махаяна Лодж" – самую лучшую за всё время нашего путешествия.
Следующий день был действительно сказочным. Сразу после завтрака мы отправились к Ступе, находящейся всего в трёх минутах ходьбы от гостиницы. На самом деле, это целый парковый комплекс, в который входит непосредственно Ступа Просветления и семь памятников, имеющих особое значение. К их числу принадлежит, например, дерево Бодхи, под которым Будда медитировал и достиг просветления (правда, это не то самое дерево, а его прямой потомок четвёртого поколения). Другие памятники – это озеро, в котором Будда укротил королеву нагов; древнейшая в мире статуя Будды, стоящая в самой Ступе на первом этаже; и статуя Майтрейи на втором этаже. Кроме этого в парке расположены десятки маленьких ступ и цац (традиционных скульптур). Статуя Будды, несмотря на свою древность, не выглядит старой – поскольку её всё время подкрашивают, она сияет как новый пятак. По словам Манфреда, статуя хорошо передаёт подлинный облик Будды Шакьямуни. Это та самая статуя, которая улыбнулась Ханне и Оле перед их возвращением в Европу в конце свадебного путешествия. И действительно, она выглядит так, будто вот-вот рассмеётся. Статуя Майтреи, находящаяся на втором этаже, также не описана в туристических путеводителях, и чтобы её увидеть, нужно специально попросить охранника открыть дверь. Мало кто из буддистов знает, что эта статуя Будды будущего содержит реликвии 16 Кармапы. Каждый из нас с пользой провёл здесь время: мы распределялись группками по всем местам, где можно было медитировать, а потом менялись. В саду хорошо было делать простирания в тени роскошных деревьев. С наступлением темноты мы зажигали в саду свечи: Ханна показала нам пример, вдруг появившись с огромной коробкой чайных свечей. Занятие действительно захватывающее – зажигать свечи и делать пожелания!!! Романтика. Согласно предсказанию, все 1000 Будд достигнут просветления именно здесь. Кто знает – может быть, кто-нибудь из нас однажды растворится здесь в радуге! Многие действительно чувствовали себя здесь как дома. И было очень просто думать обо всех близких и друзьях, держать их в уме. После ужина в уютном холле гостиницы Манфред и Ханна ещё долго рассказывали истории и отвечали на накопившиеся вопросы. На следующий день были запланированы две поездки к двум разным пещерам Махакал. Одна из пещер находилась в трёх часах езды на автобусе и, по словам Ханны, была особенно дикой и ужасной по своей энергии – кроме того, на последнем участке пути нужно было пешком преодолеть чащобу, пересечь реку и залезь на гору. К сожалению, тем, кто пылал азартом посетить это место, пришлось поостыть, так как нам сообщили, что несколько дней назад неподалёку от пещеры пятнадцать человек убито, и Ханна отказалась подвергать нас такому риску. Банды головорезов свирепствуют: завидя европейца или индуса, одетого богаче, чем они сами, бандиты стреляют из самодельного оружия. Итак, мы все отправились к другой пещере Махакалы, находящейся всего в получасе езды от Бодхгайи, – она не сулила особых приключений, но, по словам Ханны, по своей силе не уступала первой. Более безопасная пещера оказалась очень маленькой – в ней с трудом помещалось пять человек. Рядом находилась небольшая гомпа, которая обычно была закрыта, – но сегодня она свободно предстала нашему взору. Манфред сказал, что в гомпе находятся красивейшие статуи махасиддхов. Действительно, все мы были поражены необычайной живостью этих древних статуй – они открыто улыбались, обнажив белые зубы. Жесты махасиддхов выглядели мощными и активными – казалось, статуи вот-вот заговорят с тобой. Одна из статуй изображала Дхармакирти – отца-основателя буддийской логики, который также очень известен логикам европейских университетов. С другой стороны от пещеры в десяти метрах была ещё одна гомпа, в которой находилась большая статуя Махакалы, скрытая за стекляными дверцами и занавешенная дополнительно тканью. Мы по очереди подходили к ней и угадывали её очертания. Манфред рассказал, что суть этого Махакалы – чистейшее сочувствие, Любящие Глаза, хотя внешне он демонстрирует гнев. Поэтому здесь хорошо делать пожелания научиться резким, но сочувственным действиям – защищающей активности. Сила этого места проявилась в том, что многие после этой прогулки чувствовали себя изнурёнными, но очищенными. Во второй половине дня мы снова наслаждались пребыванием в Бодхгайе. Некоторые из нас прокатились на рикше и посетили другие буддийские монастыри – в Бодхгайе представлены все буддийские школы и направления, какие только существуют. Я осмотрела тридцатиметровую статую Будды, построенную японцами, – рядом с ней находится наш, кагьюповский монастырь с современной росписью на стенах. Если смотреть на изображения Будды, возникает ощущение, что он мог быть одним из нас, – так по-европейски он выглядит. На следующий день наше путешествие продолжалось. Впереди – Сарнатх, находящийся в 11 километрах от Варанаси, святого города индусов.
Сарнатх – место, где исторический Будда впервые повернул колесо Дхармы
По прибытии в Сарнатх мы сначала побывали в музее, где находятся важные реликвии буддийской и индуистской культуры. Затем в парке по соседству с музеем мы осмотрели колонну Ашоки, обозначающую место, где Будда, достигнув просветления, впервые дал поучения о Четырёх Благородных Истинах. Рядом также стояла ступа. Это равнинное место, и оно не производит такого сильного впечатления, как Орлиная гора, где совершился второй поворот колеса Дхармы. Детки – то ли попрошайки, то ли продавцы – не давали нам покоя и ходили след-в-след вокруг ступы. Кроме того, здесь были предусмотрены надзиратели с дубинами, лениво, но грозно отгоняющие время от времени маленьких продавцов-попрошаек от честных туристов. Но нас ожидало здесь ещё кое-что. В последние дни Ханна и Манфред поговаривали о каком-то сюрпризе. В Сарнатхе в одном из монастырей Тхеравады хранятся реликвии Будды: кусочек его кости и прах. Раз в год эти реликвии показывают высокопоставленным гостям. Шефствующий над нами гид Раджу из Катманду, сотрудник "Шамбалы" (туристическая компания, поддерживающая Кармапу), уже побывал здесь с другой группой и повидал эти реликвии, поэтому решил попытать счастья и в этот раз. Ханна и Манфред их ещё никогда не видели – как и мы. Идея Раджу, дипломатия Ханны и авторитет Манфреда обеспечили нам успех. Настоятель монастыря, подробно расспросив о наших намерениях, согласился показать реликвии – с условием, что мы покажем, на что мы способны как практикующие буддисты, споём какие-нибудь молитвы и пожертвуем 300 рупий (около 6 долларов) с человека на содержание монастыря. Мы появились к назначенному времени в храме. Трижды повторённое слаженное "Эмахо" (из текста пховы) и призывание Махакалы произвели должное впечатление на чинного настоятеля. Он даже одобрительно кивал во время нашего пения. После этого он вдруг подозвал к себе Манфреда и увёл его за алтарь. Через несколько минут Манфред, согнувшись в три погибели, вынес на себе какой-то тяжёлый свёрток. Настоятель направлял его движение, одной рукой поддерживая свёрток, а другой – подталкивая Манфреда за поясницу. И вот реликвии стоят на алтаре. Настоятель развернул небольшую ступу, на верхушке которой под маленьким стеклянным колпачком находились реликвии. Мы по очереди подходили к алтарю, и у каждого настоятель лично спрашивал: "Can you see?" ("Видите?") Дождавшись утвердительного ответа, он говорил: "This is the bone of Buddha. Pay respect for Buddha". ("Это кость Будды. Почтите Будду".) При этом, ухватив очередного экскурсанта за голову, он со знанием дела опускал её вниз. К конце процессии настоятель поблагодарил нас за проявленный интерес и сказал, что показывает нам мощи только потому, что желает распространения буддизма на Западе. Мы также были преисполнены благодарности – ведь это действительно случается не каждый день! – и удалились из храма, как нам заранее подсказала Ханна, лицом к алтарю – это принято в монастырях Тхеравады. Уф, получилось! Манфред неустанно подчёркивал важность этого события и по-настоящему радовался тому, что в монастыре Тхеравады мы, дикие Кагью, держались с должным достоинством и уважением и показали себя с лучшей стороны. Кто знает – может, это станет традицией?
На следующее утро мы побывали на берегу святого Ганга – особое переживание. Непрерывная кремация, купание, стирка, упражнения йоги, пение птиц и утренний чай – жизнь просто пульсирует на Ганге. Сотни и тысячи индусов приезжают сюда, чтобы умереть. Они верят в то, что если тебя сожгут здесь на реке, ты сразу попадаешь в Чистую Страну – завидное доверие! Позавтракав в гостинице, мы поехали дальше – в Кушинагар.
Кушинагар – место кремации Будды и его ухода в паринирвану
Около шести вечера, перед сумерками, мы приехали в Кушинагар. Спортивным шагом сразу же направились к храму. Процессию возглавила Ханна – она здесь ещё не бывала, но получила подробную информацию у Ринпоче. Нам снова повезло: оказалось, что храм, где находится четырёхметровая статуя лежащего Будды в паринирване, закрывается с заходом солнца. У нас оставалось около 15 минут. Какое-то сильное волнение охватило чувствительных представителей нашей группы. Наверное, что-то вроде понимания, что даже Будды умирают. В любом случае, чувствовалось, что здесь важно побывать. За этим небольшим храмом, по словам Ханны, находится место, где исторический Будда давал последние поучения своим ближайшим ученикам. Уже в полной темноте мы поехали к месту кремации Будды и нелегально проникли на территорию парка, где стоит причудливая руина Ступы Кремации Будды. До появления возмущённой охраны мы ещё успели пройти несколько кругов вокруг Ступы и сделать пожелания. В гостинице нас ожидал последний совместный ужин – вечером следующего дня мы должны были вернуться в Катманду. От имени всей группы мы вручили Ханне и Манфреду символические подарки: платки с изображением ступней Будды и написанными на них пожеланиями от каждого из нас. Манфреду дали собранные со всей группы деньги за его билет на самолёт. После праздничного ужина Манфред снова отвечал на вопросы самых стойких и неутомимых. На следующее утро в пять часов мы уже снова сидели в автобусе. Нам предстояло пересечь границу Индии и Непала, посетить Лумбини и после этого благополучно добраться до Катманду.
Лумбини – место рождения Будды
На границе проблем не было. На ошибках учатся – в этот раз Раджу, наш умелый сопровождающий, собрал паспорта и смог поставить в них печати без личного досмотра. Нам ещё предстояло пересесть на другой автобус возле одной из шикарных приграничных гостиниц. Пока из нашего индийского автобуса выкладывали багаж, мы быстренько съездили к месту рождения Будды. Всего три месяца назад появилось официальное подтверждение подлинности археологической находки трёхлетней давности – реликвий, спрятанных здесь королём Ашокой. Как объяснял Манфред, у короля с историческим Буддой имелась тесная кармическая связь, и задачей Ашоки было найти реликвии Будды и поместить их в определённые места, назначенные Буддой. Здесь также стояла его гранитная колонна, по которой, собственно, и определяется подлинность места. Чечу Ринпоче активно ведёт здесь работу совместно с обществом "Махабодхи" – крупнейшей и, по-видимому, богатейшей в мире организацией буддистов. Кроме этой колонны там ещё находится озеро, закованное в бетон и напоминающее детский бассейн, – согласно преданию, в нём после родов искупалась мать Будды. В те времена женщины традиционно рожали в материнском доме, и поэтому в тот момент королева как раз ехала из королевства мужа к своим родителям.
Мы помедитировали под тенистым деревом и отправились в гостиницу – обедать и пересаживаться на другие автобусы. Предполагалось, что мы приедем в Катманду около 11 часов вечера, и нам оставалось ещё около двух часов пути, как вдруг на дороге перед нами случилась авария. Столкнулись два грузовика. К счастью, обошлось без человеческих жертв, только помялись боковые части машин. Но всё же мы простояли более четырёх часов – пришлось ждать полицию, но она оказалась неспособной изменить что-либо в этой ситуации. Полицейские осмотрели всё вокруг, что-то обсудили и, так ничего и не решив, уехали. Мы сидели в автобусе, не выходя из него лишний раз, так как Ханна посоветовала соблюдать конспирацию. Неизвестно как отреагируют скопившиеся на дороге местные жители на такое большое количество белокожих туристов с большим интересным багажом. Поэтому мы сидели, по очереди веселя друг друга или же распевая мантру Гуру Ринпоче ОМ АХ ХУНГ БЕНДЗА ГУРУ ПЭМА СИДДИ ХУНГ. И вот, когда уже многие заснули, не надеясь больше на постель в гостинице, вдруг случилось чудо. Грузовики разъехались. Конечно, ещё около часа потребовалось на то, чтобы машины встречного направления проехали мимо нас. После этого один из наших автобусов (с Манфредом) успешно достиг Катманду и без проблем въехал в город (там незадолго до этих событий ввели чрезвычайное положение с запретом въезда в город и передвижения по городу после 23-00), чему снова поспособствовал наш герой Раджу. Другому же автобусу (с Ханной) этой ночью предстояло ещё одно испытание – после часового продвижения к цели, когда оставалось уже совсем немного, мотор заглох и в следующие 2 часа упорно не заводился и не издавал никаких звуков. Потом он вдруг каким-то чудом снова ожил, и мы приехали в гостиницу – уже на рассвете. Вот так очищение!
Для большинства этот день был последним. Поспав до 8 часов, совершенно бодрые, мы снова пустились в путь навстречу следующему благословению – на этот раз в монастырь Беру Кьенце Ринпоче недалеко от Боднатх и к Чечу Ринпоче у Сваямбху. Некоторые же самостоятельно организовали свой последний день перед отлётом – выделили время на медитацию у великих Ступ или посетили Патан – город, прилегающий к Катманду. В Патане живут ремесленники и художники – мастера по изготовлению статуй. Качество отменное!!! Если покупать статуи, то только в одном из этих магазинов.
В заключение передаю слова Манфреда. Побывав во всех этих местах, получив огромное благословение, вы можете с чистой совестью сказать другим, что совершенно не обязательно было сюда приезжать. Просветления можно достичь, медитируя дома – просветлённый ум находится везде, даже в самой отдалённой от Бодхгайи точке Земли!
Автор рассказа о путешествии в Индию: Таня Юнгелблюнд
Время путешествия в Индию: Март 2002