Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Отчеты о поездках › Зарисовки из Индии 2012. Ахмедабад. Прогулка сквозь 6 веков и 600 Полс

Карма 20
18.03.2012
Немного сухих исторических фактов. Ахмедабад основал в 1411 году Ахмед Шах на берегу полноводной реки Сабармати. Он увидел зайца, бросившегося в погоню за собакой и счел это хорошим знаком. Любой город тех времен начинался с крепости или форта, в стенах которого и проходила жизнь горожан. Городская застройка формировалась своеобразными кварталами, получившими название ПОЛ, от санскритского Pratoli, означающего ворота или въезд. Пол – это автономная городская «деревня», где все жилые постройки выходят фасадом во внутренний дворик. Там были предусмотрены условия для хорошей вентиляции, хранения запасов воды в танках, убежища и кормушки для птиц, что соответствовало джайнским принципам ненасилия по отношению к живой природе.

Каждый Пол, а их было около 600, имел уникальное имя, надежные ворота и тайные выходы, зачастую и храмы для жителей соответствующих конфессий. Давайте совершим прогулку по этим уникальным кварталам вместе с гидом Ахмедабадской Муниципальной Корпорации. Ранним утром все желающие собираются в одном из помещений, выходящим во двор Храма Сваминараяна, самого первого храма (построен в 1850г.) в мире этой неоиндуистской религии.

Пятнадцатиминутное слайдшоу с комментариями по истории города, и у нас есть немного времени заглянуть в Сваминараян Мандир, там уже много утренних посетителей, к религиозным чувствам которых нужно отнестись с должным тактом. Храм Сваминараян выделяется яркой росписью колонн и арок, замысловатая резьба которых присутствует в большинстве культовых и повседневных построек Ахмедабада.

Вот и первая остановка в Поле, в котором жил и творил известный гуджаратский поэт и реформатор Кави Далпатрам. Ныне здесь мемориальный комплекс, а сам поэт, а точнее его бронзовая статуя восседает на ступеньке, поджав под себя одну ногу, как это и бывало во времена его жизни. Кстати, эта привычка – поджать одну ногу под себя – широко распространена и сегодня, во всяком случае гуджаратские тук-тукеры чувствуют себя в этой позе за рулем довольно комфортно, как бы это не казалось неправильным на взгляд ангиохирургов и флебологов.. Надо сразу отметить одну приятную особенность большинства достопримечательностей Гуджарата – их очень непло*** сохранность, причиной тому возможен и сухой климат, но в любом случае каменные кружева, скульптуры и резные деревянные украшения радуют глаз мелкими деталями, не подвергшимися воздействию времени. Но все же следы древней старины проступают в отдельных местах: где-то деревянные детали облупились и подверглись воздействию влаги и древоточцев, где-то металлические конструкции покрылись патиной окислов, где-то отбился кусок камня или разрушилась штукатурка. Но это в то же время и придает особое очарование винтажным деталям обихода, веяние прошедших эпох явственно доносится из каждого укромного уголка. Среди 600 полов, в большинстве своем неплохо сохранившихся за свою 3-6 вековую историю, много маленьких и уютных двориков, соединенных узенькими улочками, приспособленными лишь для пешего прохода или проезда узкой тележки. Фасады двух-четырехэтажных домов выходят в колодец двора, в котором есть система отвода и сбора дождевой воды в танки. Чтобы лучше использовать внутреннее пространство и увеличить жилую площадь, второй или третий этаж дома выдвигался внутрь двора, поддерживаемый искусно вырезанными деревянными кронштейнами.

Дома строились в разное время и разными по происхождению хозяевами, поэтому неудивительно встретить бок о бок в одном дворе самые различные постройки, например в персидском, маратхском, английском и исламском стилях – 4 культуры рядом! Прям-таки пролетарии разных стран соединяйтесь. И эти совершенно разные по мировоззрениям семьи прекрасно уживались рядом друг с другом, вместе перенося все радости и невзгоды неспокойной истории Ахмедабада. Начавший свою историю во времена Делийского султаната, Ахмедабад прошел суровый период завоевания моголами, получил толчок в развитии за счет роста текстильной промышленности, торговля китайским опиумом также привела к коммерческому развитию города. Гуджаратцы всегда были искусными ремесленниками и хорошими коммерсантами, и один из кварталов старого города. Манек Чоук прославил себя как второй по величине в Индии рынок золотых изделий. В тяжелые времена могольского нашествия населению Полов приходилось идти на хитрости, дабы уберечь себя и святыни от чужеземной агрессии. Так появились потайные двери, на вид обычный вход в дом, которые позволяли быстро перебраться в соседний квартал. Один из индуистских храмов прекрасно сохранился, не попав на глаза завоевателей благодаря скромному оформлению входа и нахождению самой святыни глубоко в подвале, куда впрочем легко проникал свежий воздух и солнечные лучи благодаря устроенному колодцу и зеркалу, позволявшим увидеть божество прямо из дворика.
Свами Нарайан Мандир, исходная точка прогулки
Свами Нарайан Мандир, исходная точка прогулки
Наш гид и поэт-реформатор, почти как родственники
Наш гид и поэт-реформатор, почти как родственники
Весьма похоже на джайнскую школу
Весьма похоже на джайнскую школу
Экстерьер с печатью веков
Экстерьер с печатью веков
Пыль времени легла на японскую мототехнику, но похоже не повлияла на её скоростные характеристики
Пыль времени легла на японскую мототехнику, но похоже не повлияла на её скоростные характеристики
Массивно и горделиво выдвинувшийся фасад здания, говорящий о бывшем преуспеянии хозяев
Массивно и горделиво выдвинувшийся фасад здания, говорящий о бывшем преуспеянии хозяев
Вот такие деревянные резные детали украшали скромный быт хозяев и соседей
Вот такие деревянные резные детали украшали скромный быт хозяев и соседей
Чудесная чеканка двери и проема поражает холодной красотой
Чудесная чеканка двери и проема поражает холодной красотой
Скульптуры капителей и резные арки – визитная карточка ахмедабадских двориков
Скульптуры капителей и резные арки – визитная карточка ахмедабадских двориков
. Второй этаж нередко захватывал метр-полтора от размеров дворика, ничуть не добавляя тесноты.
. Второй этаж нередко захватывал метр-полтора от размеров дворика, ничуть не добавляя тесноты.
Роскошные балконы говорили о любви к изящному и о толщине кошелька
Роскошные балконы говорили о любви к изящному и о толщине кошелька
Стиль арт деко на этом фасаде явно перегружен деталями
Стиль арт деко на этом фасаде явно перегружен деталями
Ангелы и музыканты на капителях настраивают на высшие сферы, ну а предметы обихода возвращают на землю
Ангелы и музыканты на капителях настраивают на высшие сферы, ну а предметы обихода возвращают на землю
Карма 20
18.03.2012
Начиная строительство жилья в Поле, будущим жильцам приходилось вырубать растущие деревья, что неизбежно приводило к нарушению экосистемы. Гнездившиеся в кронах птицы теряли свой кров и это шло вразрез с религиозными представлениями джайнов, заботившихся о любых, даже самых мелких тварях господних. Вот для сохранения пернатых в Полах стали сооружать chabutaro – каменные или деревянные башни, богато украшенные резьбой и служащие для кормления птиц. Chabutaro обычно возвышались на уровне второго этажа за счет столбчатой конструкции, опирающейся на массивное основание – это было ближе к природе, напоминало строением дерево, в какой-то мере охраняло птиц от естественных врагов – кошек и к тому же всегда являлось украшением любого Пола. Поэтому не только птицы и, естественно, коровы и другой мелкий домашний скот, а также собаки и зачастую пальмовые белки окружали быт жильцов Пола.

Более крупные полы имели и свои «дворовые» религиозные объекты, в основном индуистские и джайнские храмы, что позволяло поддерживать духовные потребности в каждом замкнутом на себя, но и одновременно домашнем микромире. Отношения соседей были открытыми и основывались на взаимоуважении и оказании помощи друг другу. Собственно, без гармонии взаимоотношений и нельзя было создать такие городские кластеры, функции которых отвечали запросам каждого проживающего. Это создавало из нескольких семей еще одну, большую семью, регулируемую неписанными канонами совместного ведения внутридворового хозяйства. И сегодня проживающие здесь люди добродушны и очень приветливы, несмотря на раздражающие неудобства в виде постоянных делегаций туристов, с которыми приходится постоянно контактировать на узких улочках Полов.

Формирование Пола происходило по семейно- профессиональным мотивам, собственно и вся индуистская кастовая система основана на том, что определенный семейный клан поддерживает тянущиеся сквозь века традиции общественной специализации в сфере услуг, ремесленничества, торговли и других. Традиционная семейная иерархия позволяла чувствовать себя уверенно каждому члену семьи и гасила импульсы конфликтов, доброта и любовь позволяли создать истинные шедевры «дворового творчества», будь то резные орнаменты деталей дома или совместные усилия по украшению храма. Такое тесное взаимодействие жителей Пола делило на всех общие радости и горе. Свадьба, рождение ребенка, похороны – в этих событиях принимали участие все соседи и продажа своего жилья кому-либо не могла быть произведена без одобрения со стороны проживающих. И хотя мы видим, что по уровню достатка и даже вероисповеданию внутри одного Пола были различия, каноны совместного проживания являлись той центростремительной силой, которая сохранила эти городские образования по сегодняшний день. В каждом Поле были свои ремесленники и представители сферы услуг, которые обслуживали в том числе и своих соседей, это являлось возможностью дополнительного заработка «не выходя из дома». Профессиональная деятельность жителей отдельных Полов нередко специализировалась на конкретном ремесле : ювелиры, ткачи, швейники и другие востребованные виды деятельности позволяли им кооперироваться и находить рынки сбыта.
Chabutaro – дворец для птиц
Chabutaro – дворец для птиц
Chabutaro – дворец для птиц
Chabutaro – дворец для птиц
Этой собаке уютно за рулем грузового мотороллера
Этой собаке уютно за рулем грузового мотороллера
Кое-где деревья уцелели и неплохо вписываются в городской пейзаж
Кое-где деревья уцелели и неплохо вписываются в городской пейзаж
Этот домашний храм посвящен Хануману
Этот домашний храм посвящен Хануману
Поклонение Свами Нарайану – новое течение индуизма, широко представленное в Гуджарате
Поклонение Свами Нарайану – новое течение индуизма, широко представленное в Гуджарате
Сидящий черноликий Господь Рама каждый раз в новых одеждах
Сидящий черноликий Господь Рама каждый раз в новых одеждах
Господь должен услышать обращающегося к нему, для этого предназначен колокол
Господь должен услышать обращающегося к нему, для этого предназначен колокол
Древние равноплечие весы – незаменимый инструмент торговца
Древние равноплечие весы – незаменимый инструмент торговца
.В больших Полах умение быстро и вкусно приготовить пищу высоко ценится
.В больших Полах умение быстро и вкусно приготовить пищу высоко ценится
Искусство прачки в Индии – сугубо мужская прерогатива
Искусство прачки в Индии – сугубо мужская прерогатива
Гирлянды цветов востребованы в каждом Поле, особенно если там находится храм
Гирлянды цветов востребованы в каждом Поле, особенно если там находится храм
Необходимая процедура после трапезы – мытье посуды
Необходимая процедура после трапезы – мытье посуды
Выглянув в окно, можно узнать все местные новости, газета поведает о новостях города и страны
Выглянув в окно, можно узнать все местные новости, газета поведает о новостях города и страны
Свежие овощи – самый ходовой товар в любом дворе
Свежие овощи – самый ходовой товар в любом дворе
. Ну и без специй конечно не обходится
. Ну и без специй конечно не обходится
Еще и сегодня белье гладят угольным утюгом, оставленным в наследство от прабабушки
Еще и сегодня белье гладят угольным утюгом, оставленным в наследство от прабабушки
Сушка белья создает временные, но эффектные декорации
Сушка белья создает временные, но эффектные декорации
Иногда проходы столь узки, что двум толстякам здесь явно не разминуться
Иногда проходы столь узки, что двум толстякам здесь явно не разминуться
Старинный чугунный кран, старый велосипед и моторикшу отделяют друг от друга расстояние в один век
Старинный чугунный кран, старый велосипед и моторикшу отделяют друг от друга расстояние в один век
Карма 20
18.03.2012
Комунны Полов в Ахмедабаде, как и в других крупных городах Гуджарата, создали устойчивую, поддерживающуюся веками субкультуру городской жизни, имеющую яркие и самобытные черты. Новые поколения, расселяющиеся в современных многоэтажных домах, теряют наработанные привычки организации совместного проживания, все более замыкающегося на своих личных потребностях. Новые условия проживания меняют поведенческие стереотипы, влияют на культуру отношений, разрывают узы преемственности поколений. Нельзя сказать, что это всегда плохо для самого общества, оно, как живой организм, развивается в соответствии с меняющимися условиями, но опыт десятка поколений, живущих и по сей день в тесном контакте с соседями Пола, уникален и вызывает интерес среди жителей мегаполиса, коим Ахмедабад является на сегодняшний день. Для многих молодых ахмедабадцев путешествие сквозь века и дворики Полов открывает завесу истории, бывшей жизни их предков, сближает поколения. Во имя будущего совместного благополучия.
Гостям Пола всегда рады и приветливы
Гостям Пола всегда рады и приветливы
Но наступает момент, когда радости остаются в воспоминаниях, а новый день приносит заботу о хлебе насущном
Но наступает момент, когда радости остаются в воспоминаниях, а новый день приносит заботу о хлебе насущном
Месье, же не манж пасси жюр! по-гуджаратски
Месье, же не манж пасси жюр! по-гуджаратски
Эта бабушка так и светится счастьем – многое сбылось, и она спокойна за своих близких
Эта бабушка так и светится счастьем – многое сбылось, и она спокойна за своих близких
Манек Чоук – известная «золотая» площадь, утро которой начинается с кормления коров, день занят торговлей золотыми изделиями, а вечер посвящен уличной
Манек Чоук – известная «золотая» площадь, утро которой начинается с кормления коров, день занят торговлей золотыми изделиями, а вечер посвящен уличной
Джама масджид, одна из крупнейших мечетей Гуджарата, где впервые были предусмотрены балконы, забранные резными решетками (джаали), позволявшие мусульм
Джама масджид, одна из крупнейших мечетей Гуджарата, где впервые были предусмотрены балконы, забранные резными решетками (джаали), позволявшие мусульм
Дерево жизни, вырезанное из камня – частый элемент декора в Гуджарате
Дерево жизни, вырезанное из камня – частый элемент декора в Гуджарате
Наша экскурсия подошла к концу в Пятничной мечети, западные туристы счастливы, гид - довольна
Наша экскурсия подошла к концу в Пятничной мечети, западные туристы счастливы, гид - довольна
Карма 5089
19.03.2012
Спасибо за интересный отчет!
Карма 743
19.03.2012
O-Key
Джама масджид, одна из крупнейших мечетей Гуджарата, где впервые были предусмотрены балконы, забранные резными решетками (джаали), позволявшие мусульм

Интересно..

А можно вас попрасить переместить эту фотку с инфой вот в эту тему?

../forum/2_9574_0.html
Карма 1427
16.06.2012
O-Key

Спасибо, прям и рыть инфу не надо - все у вас есть!
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое на Форуме