Немного сухих исторических фактов. Ахмедабад основал в 1411 году Ахмед Шах на берегу полноводной реки Сабармати. Он увидел зайца, бросившегося в погоню за собакой и счел это хорошим знаком. Любой город тех времен начинался с крепости или форта, в стенах которого и проходила жизнь горожан. Городская застройка формировалась своеобразными кварталами, получившими название ПОЛ, от санскритского Pratoli, означающего ворота или въезд. Пол – это автономная городская «деревня», где все жилые постройки выходят фасадом во внутренний дворик. Там были предусмотрены условия для хорошей вентиляции, хранения запасов воды в танках, убежища и кормушки для птиц, что соответствовало джайнским принципам ненасилия по отношению к живой природе.
Каждый Пол, а их было около 600, имел уникальное имя, надежные ворота и тайные выходы, зачастую и храмы для жителей соответствующих конфессий. Давайте совершим прогулку по этим уникальным кварталам вместе с гидом Ахмедабадской Муниципальной Корпорации. Ранним утром все желающие собираются в одном из помещений, выходящим во двор Храма Сваминараяна, самого первого храма (построен в 1850г.) в мире этой неоиндуистской религии.
Пятнадцатиминутное слайдшоу с комментариями по истории города, и у нас есть немного времени заглянуть в Сваминараян Мандир, там уже много утренних посетителей, к религиозным чувствам которых нужно отнестись с должным тактом. Храм Сваминараян выделяется яркой росписью колонн и арок, замысловатая резьба которых присутствует в большинстве культовых и повседневных построек Ахмедабада.
Вот и первая остановка в Поле, в котором жил и творил известный гуджаратский поэт и реформатор Кави Далпатрам. Ныне здесь мемориальный комплекс, а сам поэт, а точнее его бронзовая статуя восседает на ступеньке, поджав под себя одну ногу, как это и бывало во времена его жизни. Кстати, эта привычка – поджать одну ногу под себя – широко распространена и сегодня, во всяком случае гуджаратские тук-тукеры чувствуют себя в этой позе за рулем довольно комфортно, как бы это не казалось неправильным на взгляд ангиохирургов и флебологов.. Надо сразу отметить одну приятную особенность большинства достопримечательностей Гуджарата – их очень непло*** сохранность, причиной тому возможен и сухой климат, но в любом случае каменные кружева, скульптуры и резные деревянные украшения радуют глаз мелкими деталями, не подвергшимися воздействию времени. Но все же следы древней старины проступают в отдельных местах: где-то деревянные детали облупились и подверглись воздействию влаги и древоточцев, где-то металлические конструкции покрылись патиной окислов, где-то отбился кусок камня или разрушилась штукатурка. Но это в то же время и придает особое очарование винтажным деталям обихода, веяние прошедших эпох явственно доносится из каждого укромного уголка. Среди 600 полов, в большинстве своем неплохо сохранившихся за свою 3-6 вековую историю, много маленьких и уютных двориков, соединенных узенькими улочками, приспособленными лишь для пешего прохода или проезда узкой тележки. Фасады двух-четырехэтажных домов выходят в колодец двора, в котором есть система отвода и сбора дождевой воды в танки. Чтобы лучше использовать внутреннее пространство и увеличить жилую площадь, второй или третий этаж дома выдвигался внутрь двора, поддерживаемый искусно вырезанными деревянными кронштейнами.
Дома строились в разное время и разными по происхождению хозяевами, поэтому неудивительно встретить бок о бок в одном дворе самые различные постройки, например в персидском, маратхском, английском и исламском стилях – 4 культуры рядом! Прям-таки пролетарии разных стран соединяйтесь. И эти совершенно разные по мировоззрениям семьи прекрасно уживались рядом друг с другом, вместе перенося все радости и невзгоды неспокойной истории Ахмедабада. Начавший свою историю во времена Делийского султаната, Ахмедабад прошел суровый период завоевания моголами, получил толчок в развитии за счет роста текстильной промышленности, торговля китайским опиумом также привела к коммерческому развитию города. Гуджаратцы всегда были искусными ремесленниками и хорошими коммерсантами, и один из кварталов старого города. Манек Чоук прославил себя как второй по величине в Индии рынок золотых изделий. В тяжелые времена могольского нашествия населению Полов приходилось идти на хитрости, дабы уберечь себя и святыни от чужеземной агрессии. Так появились потайные двери, на вид обычный вход в дом, которые позволяли быстро перебраться в соседний квартал. Один из индуистских храмов прекрасно сохранился, не попав на глаза завоевателей благодаря скромному оформлению входа и нахождению самой святыни глубоко в подвале, куда впрочем легко проникал свежий воздух и солнечные лучи благодаря устроенному колодцу и зеркалу, позволявшим увидеть божество прямо из дворика.