Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Отчеты о поездках › Паломнический тур в Индию

Карма 5089
26.10.2005
Моя мама всегда любила индийские фильмы. У нас тогда по телевизору было только две программы Центрального телевидения, по которым показывали в основном наши советские фильмы. Жизнь в провинции огромной страны не отличалась большим культурным разнообразием, и поэтому каждый новый фильм, шедший в кинотеатре становился для нас маленьким культурным событием. Мама не пропускала ни одного индийского фильма! Пока мы с братом были маленькими, то есть не достаточно взрослыми, чтобы иметь собственное мнение по поводу подобных культурных мероприятий, мы всегда ходили на эти просмотры вместе с мамой. А потом мы ходили вдвоем с мамой, так как ей необходима была компания. В детстве мне нравились эти яркие и музыкальные фильмы очень наивные и сентиментальные по сути. Наша будничная жизнь так сильно отличалась от экранной, что я никогда даже в мыслях не старалась себя спроецировать в мир индийских героев, и всегда воспринимала эти фильмы как сказки.

Поэтому когда через много лет мне представилась возможность поехать в Индию, я не питала по этому поводу никаких иллюзий. К тому же, эта страна никогда не входила в сферу моих культурных интересов. Я всегда занималась Западной культурой и философией как наиболее мне близкой и доступной в понимании, поэтому поездка в Грецию, например, была для меня знаменательна, так же как и поломничество по святым христианским местам Израиля. Если первая страна была для меня культурной родиной "нашей" цивилизации, то вторая - духовной. А Индия... Так уж получилось, что там работает моя подруга, и она меня пригласила приехать к ним в гости, а заодно и посмотреть страну. Но она тогда никак не могла предположить какие меня там ожидают приключения! Когда же я сказала маме, что, наверное, поеду в Индию, то ее реакция на мое заявление ошеломила. "Индия - это та страна, в которой я всегда мечтала побывать!" - сказала она. А я этого даже и не подозревала! Пожалуй, это и стало решающим аргументом в пользу моей поздки.

Не буду подробно описывать все подготовительные мероприятия перед моим путешествием в туристически "неблагоприятную" страну - их можно найти на любом сайте в интернете. Я выполнила почти все эти рекомендации, кроме одной: поехала в Индию одна. Мне было непросто, так как ситуации, в которых я оказывалась время от времени, переворачивали мои представления о собственной идентичности с ног на голову. Мое самосознание себя самой как женщины, воспитанной в рамках Западной культуры, привыкшей к свободе в перемещении и общению с противоположным полом "на равных", было подвергнуто серьезному испытанию, так же как и мое религиозное чувство. До этого я несколько лет интересовалась гендерными исследованиями и теорией, но как-то это все было на академическом уровне, и я, пожалуй, никогда не могла реально оценить насколько положение женщин может зависеть от общественных, культурных и моральных норм!

Самым ярким из моих впечатлений и самым сложным по переживаниям событием стало первое пятидневное самостоятельное путешествие вместе с группой индийских паломников. Если до этого я еще имела какие-то иллюзии по поводу Индии и своего понимания местных обычаев и жизни, то в этом пилигрим-туре они просто испарились! Я, конечно, никак не ожидала попасть в такой тур, но так уж получилось, что меня подвела любовь к развалинам и храмам. На сайте тур. агенства штата Карнатаки KSTDC (www.kstdc/nic.in) я нашла несколько интересных по описанию туров и заказала подруге купить на них билеты. Так как времени у меня было не так много (чуть больше месяца), а посмотреть хотелось как можно больше местных достопримечательностей, то я подумала, что такой способ путешествия одной по незнакомой стране вполне удовлетворяет моей цели.

День первый

Одним из выбранных мною туров был South Canara Тour. Но ведь нигде не было указано, что это не простой тур! То, что я попала куда-то не туда, я поняла только к утру, когда мы остановились в каком-то глухом горном селении под названием Хоронаду. Путь в ночи был ужасен: автобус неистово ревел, трясся и время от времени останавливался перед очередной отвесной стеной на горной дороге-серпантине. А так как я сидела в первом ряду напротив лобового стекла, то виды, которые открывались взору благодаря свету фар, не внушали никакого спокойствия! Поэтому, когда мы наконец остановились, я была просто счастлива, что все завершилось для нас удачно!

Сопровождающий экскурсовод объяснил как мог на английском (который у каждого индуса свой особенный!), что сейчас мы пойдем в храм, но сначала отдохнем. Я была одна и это создавало некоторые сложности с моим размещением. В конце-концов меня поселили вместе с двумя женщинами. Звали их Прабха и Виджья. И тут мне улыбнулась судьба: Прабха хорошо говорила по английски и была профессором в области политических наук. Мне по-настоящему повезло, так как больше (за исключением нескольких человек) никто по-английски не говорил. Мой же язык также был далек от совершенства, но моя новая знакомая меня нормально понимала, и мы могли все же как-то общаться!

Выделенная нам комната очень поразила: там стояли две кровати-топчана и лежала какая-то циновка на полу. Вода в кране - только холодная. Когда меня спросили, хочу ли принять душ, то я только покачала озадачено головой. "Как? Даже зубы не почистишь?" - удивилась Прабха. От умывания я не отказалась, хотя зубы пришлось чистить водой из-под крана, так как моя бутылированная вода осталась в автобусе. Через некоторое время нам принесли большой кувшин горячей воды и кофе, и сестры (а мои новые знакомые оказались родными сестрами) начали по очереди мыться. Я же не рискнула, так как на улице и в "номере" было довольно свежо, а страстью к холодному душу с утра пораньше я не страдала.

Посидев немного до условленного времени встречи, я спустилась с этого чердачного номера вниз, но, по-видимому, индусы не отличались пунктуальностью, и мне пришлось немного подождать остальных: по всей видимости, все, кроме меня, принимали водные процедуры. Первой пришла молодая семейная пара, с которой меня и отправили к этому храму. По дороге мужчина спросил, откуда я и чем занимаюсь, но похоже, что его английский оставлял желать лучшего, так что очень скоро наш разговор иссяк. Около храма стояло много автобусов и были толпы людей. Огромная лестница вела куда-то вверх, а на небольшой площади теснились многочисленные лавчонки с сувенирчиками и едой. Обувь пришлось снять при входе. Благодаря тому, что на мне были носки, ноги не так стыли на каменных ступенях. Однако то, что меня ожидало наверху, превзошло все мои ожидания!

Перед входом в храм была довольно большая площадка с какими-то закусочными и лавочками по краям, на которые я не стала тратить время, а прошла сразу внутрь. Сказать, что внутреннее убранство этого святого места меня удивило - ничего не сказать! Я была просто в шоке! Я шла в храм, а попала на вокзал, где вперемешку спали на матрасах взрослые и дети, а в центре этого помещения располагался небольшой домик с какими-то статуями божеств внутри и с электрической подсветкой снаружи. Особенно поразили настенные часы, висящие на одной из стен внешнего обрамления этого зала, а на стенах "домика"-святилища - портрет какой-то семейной пары с гирляндой цветов. Недоумение, разочарование и неловкость - вот те чувства, которые меня переполняли. Мне стало как-то вдруг не по себе: вокруг народ на меня глазел с нескрываемым интересом! И я вдруг поняла, что вряд ли здесь бывают туристы из других стран - слишком уж я привлекала всеобщее внимание! Постепенно становилось светлее, и через завесу тумана начало проглядывать солнце. Вот тогда и открылись горы, окружавшие это селение. Пока народ суетливо сновал вокруг храма, я не могла налюбоваться открывшейся панорамой горного пейзажа, но вынуть фотоаппарат из сумки и сделать несколько фотографий так и не отважилась...

Назад я возвращалась одна. Селение в дневном свете поражало своей убогостью, и на этом фоне наш отель был одним из лучших! Увидев меня, наш экскурсовод удивился и спросил, была ли я в храме. После утвердительного ответа он успокоился и показал, где находится столовая. Я хотела просто кофе с молоком, но получила отдельно и то, и другое. Не так уж плохо, так как женщина на кухне английский не понимала. Перекусив печеньем с кофе, я залезла в автобус, так как снаружи привлекала бы слишком много внимания, что меня уже начало доставать! К 11 часам все собрались в автобусе, и мы тронулись в путь.

Кругом были горы, время от времени попадались селения, но ничего особенного не запомнилось - кажется, я пыталась уснуть. К обеду мы прибыли в Шрингери, где находится священный комплекс на берегу реки Танги с очень красивым Шри Видьяшанкара Тэмплом 15 века.

Нас привели к нему и показали, где столовая и где будет стоять автобус. Я тогда, правда, поняла, что обедать можно в какой-то кафушке, которая будет работать только с часу, а сейчас у нас немного свободного времени, чтобы осмотреть весь комплекс. К моему удивлению, тэмпл оказался действующим, и там как раз производился какой-то обряд.

Мне же опять было неловко - все чуть ли в меня пальцем не показывали - и никаких иностранцев... Пройдя через довольно длинный мост, я оказалась в красивой пальмовой аллее, за которой тоже виднелся какой-то темпл , но уже современного вида.

Пройдя через довольно длинный мост, я оказалась в красивой пальмовой аллее, за которой тоже виднелся какой-то темпл , но уже современного вида. Я ненадолго остановилась поглазеть на обезьянок, которые чувствовали себя здесь хозяевами, но вскоре сама себя стала ощущать объектом для наблюдения!

Забавное в чем-то чувство, если бы это состояние не длилось так долго! На обратном пути я остановилась на мосту, чтобы посмотреть, как кормят внизу рыбу. Судя по ее размерам, ей в этом месте очень неплохо жилось!

Время уже шло к обеду, но есть в такую жару не хотелось, и я уселась в тени, сделав несколько фотографий старого темпла. Мне очень не хватало собеседника, но состояния паники не было: я все воспринимала как-то немного отстраненно, и все происходящие события принимала как должное. Вскоре мне надоело сидеть на одном месте, и я решила прогуляться по торговой площадке рядом с храмовым комплексом. Ряды не отличались изысканностью выбора и разнообразием товаров: какие-то кустарные простенькие сувениры и игрушки для детей, а к продуктовым лавкам я не подходила, так как с собой было достаточно еды. Где-то на задворках площади жили нищие в палатках, крытых синим целлофаном. Стараясь не попадаться им на глаза, я зашла в автобус, где и решила немного перекусить фруктами. Народ потихоньку стал собираться, и через некоторое время мы продолжили наш путь.

К вечеру наш автобус достиг какой-то деревни, где мы должны были остановиться на ночь. Это был Коллур. Чувство тревоги и беспокойства не покидало меня все время, пока шло заселение. Меня поселили последней, и на этот раз - одну, что не могло не радовать. Договорившись встретиться через некоторое время с Прабхой и Виджьей, чтобы пойти вместе в храм (я не рискнула бы в одиночку гулять по этому глухому месту!), я зашла в свой номер и осталась впервые за весь день наедине с собой. И тут я поняла, как устала от людей и их назойливого внимания к моей скромной персоне!

Место для ночлега оставляло желать много лучшего. Хотя комната была довольно чистой, но запах сырости и испачканные краской стены, с помощью которых индианки ставят на своем лбу тисы (я полагаю, что они просто вытирали о стену пальцы! ), создавали неприятное впечатление и вызывали некоторое чувство брезгливости. Постель была чем-то застлана, но вряд ли эти простыни менялись часто. До меня стало, наконец-то, доходить почему у всех моих попутчиков такие огромные баулы с собой (у меня был небольшой рюкзачок - много ли надо вещей на 5 дней!): во-первых, я уже знала, что они меняют одежду каждый день, и во-вторых, как я теперь поняла, они возят с собой еще и постельное белье! Таким образом, только женская одежда занимает много места: ведь каждое сари - это 5 метров ткани, не считая еще топов и юбок! У меня с собой на смену были джинсы и джинсовая рубаха, которые я перед этим туром постирала в Бангалоре, служившие мне в последующие две ночи, а ночшушка оставалась лежать в рюкзаке невостребованной. О, Бангалор! Как же мне хотелось обратно к моим друзьям в NCBS, в уютную и чистую постель прохладного коттеджа! Но боюсь, что выбраться из этого места можно было только туристическим автобусом.

Однако, несмотря на все мои переживания, там ощущалось какое-то спокойствие и умиротворение. К сожалению, это чувство было недолгим, так как по дороге к темплу Прабха меня спросила: "Почему я поехала в этот пилигрим - тур?" И вот тогда-то все странности и непонянтые вещи, случившиеся со мной за день приобрели определенный смысл: я попала не туда, куда намеревалась попасть! Трудно описать, какие чувства мною тогда овладели, но одно было совершенно очевидно - я не смогу покинуть эту группу пока мы не доберемся до более-менее цивилизованного места!

Еще по дороге я спросила Прабху что она делает в этом туре, и насколько она придерживается обычаев индуизма. На что она ответила, что стоимость этого паломничества не так высока, чтобы на этом экономить. Как она заметила: цена бутылки пепси-колы сравнима с пожетвованием на храм, но последнее помогает выживать народной религии и обычаям, тогда как первое служит только для сиюминутного удовлетворения собственных потребностей! К тому же этот тур, по ее словам, проходил по красивым местам, и можно отдохнуть в этом путешествии.

Было около семи, когда мы подошли к темплу. Перед входом стоял слон разрисованный замысловатыми узорами и в богато расшитой попоне. Разувшись, мы прошли внутрь. Перед святилищем с идолами - две высокие стелы-колоны, одна из них была с выступами, на которых располагались плошки с фитильками. Аналогичные плошки стояли и по периметру святилища. Прабха мне объяснила, что в 8 вечера их будут зажигать монахи и паломники. Если паломник хочет, чтобы после его отъезда их каждый вечер за него зажигали в течение какого-то времени, то надо заплатить определенную сумму в храмовую кассу, и все исполнят как надо! Обойдя как положено вокруг святилища и взглянув на идолов внутри, мы выбрали место недалеко от стел и стали ждать вечернего ритуала. Прабха разговорилась с семейной парой, стоявшей рядом, и мужчина нас куда-то повел.

Уже на пороге этого заведения мне стало ясно, что это - столовая для паломников и мы собираемся есть прасад, что согласно любой инструкции для путешествующих в экзотической стране было строжайше запрещено! Я, как могла вежливо, отказалась от этого ритуала, и сказала, что подожду их во дворе. По всей видимости, трапеза занимала несколько больше времени, чем я представляла, так как пока длилось мое ожидание, стало темно, и вокруг святилища начали зажигать плошки. Я решила вернуться на наше место, чтобы не пропустить главное вечернее событие. Огромные барабаны издавали какие-то ужасные тантрические звуки, которые, несмотря на мои заткнутые уши, проникали жуткими пульсациями откуда-то снизу в тело. Ощущение было такое, что меня выбивают как коврик изнутри, но народу вокруг это было в кайф!

Несколько человек в одежде паломников, вооружившись факелами, полезли по приставным лестницам к вершине колонны с плошками. Через некоторое время вокруг полыхающего огнем столба люди падали на колени и в такт утробному бою что-то выкрикивали, касаясь лбами земли. Как потом мне объяснили, они молятся о благосостоянии. Многие из них так ничего и не получали, но снова и снова возвращались обратно, чтобы вымолить благословения богов. Все очень практично и рационально, но в чем-то по-детски наивно! Я вспомнила про своих друзей-индусов, которые очень помогли мне в первые дни пребывания в Индии, и помолилась, как могла, за их благополучие. Надеюсь, что молитва бедной чужестранки, вынесшей столько душевных страданий во время этого непростого для нее путешествия, была услышана богами...

Потихоньку народ стал расходиться, и мне стало совсем одиноко. На площадке с горящим столбом почти никого не осталось, а моих тетушек все не было. Я сначала подумала, что они уже ушли, но их обувь по-прежнему стояла рядом с моей. Вернувшись на исходную позицию, я осмотрелась вокруг: компания подростков пялилась на меня безо всякого смущения, невдалеке сидел с обалдевшим и восхищенным видом светловолосый парень, какой-то старик играл неподалеку на ситаре и пел писклявым голосом что-то свое... Я бы, наверное, решилась в конце-концов подойти к иностранцу, но подошли мои тетушки, с которыми мы и отправились назад. Я спросила у Прабхи, как ей понравилась еда. Она сказала, что прасад всегда очень соленый и острый, и от него потом бывает жуткая изжога, но таков обычай и она ничего с этим поделать не может! Я тогда еще до конца не осознала сложность моего положения, так как до меня еще не дошло, что они ВСЕ ВРЕМЯ БУДУТ ЕСТЬ ТОЛЬКО ПРАСАД!

Но о моем ужине на этот вечер Прабха побеспокоилась вместо меня: она купила мне помидор, а я - минеральной воды и хлеба. Так что пока все было вроде бы благополучно. В одной из лавчонок мы встретили нашего экскурсовода, который вел себя очень непринужденно. Прабха с ним немного поговорила, а мы с Виджьей подождали ее на дороге. Путь до отеля мне запомнился на всю жизнь! Когда мы уже вышли с торговой улочки, увидели парочку кафушек. Прабха предложила зайти туда и чего-нибудь поесть, но я отказалась и вовремя! Нам пришлось идти через толпу парней-подростков, которые пялились на меня с нескрываемым интересом, и расступались только перед Прабхой, за которой я следовала буквально по пятам! Очень жуткое ощущение молчаливой толпы, дышащей тебе в след! Я тогда, действительно, сильно перепугалась, так как мои тетушки едва мне до плеча доставали, и если бы что, то и их присутствие меня бы, наверное, не спасло! Добравшись до своего номера, я заперлась на все засовы, и только после этого немного успоколась! Есть не хотелось, но чай я все-таки попила, и переодевшись в "пижаму" начала готовиться ко сну.

Ночью меня мучили кошмары, от которых только будильник утром избавил. Перекусив печеньем и чаем, умывшись, я была уже готова к отъезду, когда мне предложили горячую воду. Но я помылась еще вчера холодной водой, не по-доброму вспоминая индийский обычай мыться только утром! Новый день не предвещал ничего хорошего, так как я уже осознавала свое незавидное положение добровольного заложника!

День второй

Часам к 10, после езды по довольно приличной автостраде мы подъехали к какой-то закусочной, чтобы позавтракать. Нам раздали меню, которое было для меня похоже на китайскую грамоту, так как я знала не так уж много названий индийских блюд, да и те в ассортимент вегетарианцев не входили! Прабха мне и здесь помогла сориетироваться. Она заказала себе рисовые постные лепешки (идли), а я увидела на картинке что-то напоминающее блин и показала на него. "Доса!" - сказала Прабха. Это название мне очень хорошо запомнилось, так как у нас в стране активно рекламировали серию стиральных порошков под названием "Дося"! Воду, которую в Индии всегда приносят к столу, я пить не рискнула и заказала приятный манговый напиток под названием "Маза". А кофе, как всегда, принесли вначале! "Блинчик" был очень большой, но ощущения сытости у меня никакого не оставил. Если бы не мой первый завтрак еще в отеле, то я бы себя чувствовала еще хуже! Но рисовые идли, которые мне дала попробовать Прабха, мне понравились еще меньше: они были совсем пресными, а соусы, которые придавали им вкус - острыми, и я их есть опасалась! После этого, мы опять загрузились в автобус и поехали дальше.

Дорога проходила по довольно чистой местности. Вокруг были пальмы и рисовые поля. Города и селения, которые мы проезжали, были опрятными, но без архитектурных затей. Через пару часов автобус остановился на берегу моря, где невдалеке просматривался какой-то храм и гигантские статуи.

Нам дали часа полтора на посещение этого комплекса. Я подождала своих тетушек. Многие мои попутчики оставили свою обувь в автобусе, что оказалось вполне разумным действием, так как за ее хранение там брали деньги (около рупии). Храм был посвящен Шиве и назывался Мурудешвар - Темплом.

В центре, как обычно, - мурти (статуи, олицетворяющие, определенных индийских богов) в своем "домике - пещере", который очень саркофаг своим видом напоминает. Перед входом и перед алтарем висели колокольчики разной величины, и каждый входящий ударял в один из них. Я не знала и не понимала для чего это надо, но сделала так же как и остальные. Потом, заглянув в открытый проем "домика-пещеры", обойдя стороной жреца, который лил что-то вроде ароматной водички в подставленные ладони посетителей, которую они затем пили, я обошла вокруг по часовой стрелке вслед за остальными. Слева в стекляных витринах стояли почти в человеческий рост куклы индийских богов. Я увидела как некоторые индусы фотографировались на фоне витрин и тоже достала фотоаппарат, но не для того, чтобы снять эти сомнительные по художественной ценности образцы современного ремесленного творчества, а мое внимание привлекла шикхара (пирамидальная крыша над алтарным залом), украшенная большим количеством скульптур богов, изображавшие сцены из их мифической жизни.

Так как темпл располагался у подножия небольшой горы, на которой было сразу несколько огромных статуй, то в мой объектив попала не только шикхара, но и статуя бога Шивы (его я уже научилась отличать среди прочих по трезубцу, который он держал в одной из четырех рук). Однако, вскоре кто-то из храмовых служителей заметил вольное поведение посетителей, и фотоаппарат пришлось спрятать обратно в сумку.

В храме делать больше было нечего, и мы пошли к горе со статуями. Невдалеке красовалась огромные скульптуры Кришны и Арджуны, сидящие в колеснице, запряженной пятью добрыми конями и беседующими о смысле бытия. Мне, лично, до сих пор непонятно как на поле битвы можно было вести такие беседы, даже если твой возница был сам бог Кришна! Статуя же бога Шивы, сидящего в позе лотоса, была канонически красива и целомудренна. Перед ним и вокруг него были скульптуры поменьше, изображавшие сцены из его многочисленных жизней и различные пасторальные сюжетики: очень все идеалистично и благообразно - коровки, коровки... У нас, конечно, тоже хватает образцов гигантомании, но здесь даже Церетели отдыхает. Правда до кича нашего великого ваятеля индусам далеко (один монумент Петру I чего стоит!) - но вот размеры очень даже сопоставимы! Однако о таком комплексе гигинтских фигур ему приходится только мечтать: кто же ему в Москве под это площадку таких размеров выделит, да еще чтобы издалека все было видно! Вернувшись из мысленного путешествия в далекую и заснеженную Москву к реальности бытия, я обошла вокруг сидящего Шивы. Кое - где шли ремонтные работы и приходилось эти участки обходить. Зато море с высоты этой горки казалось чистым и голубым, а рыбацкие шхуны дополняли этот идеалистический пейзаж. Но время звало нас снова в дорогу, и мы вернулись в автобус.

Потихоньку мои отношения с другими попутчиками стали более теплыми. Некоторым женщинам я просто улыбалась, кому-то помогла освободить зацепившийся за кресло конец сари, а кого-то просто вперед пропустила... Все эти небольшие знаки внимания и моя открытость, лишенная какого бы то ни было высокомерия, помогала на уровне жестов общаться без слов практически со всеми матронами из нашего автобуса. И только в отношении с мужчинами я держала определенную дистанцию. Со своим соседом я даже ни разу не пыталась заговорить, так как не знала ни его реакцию, ни реакцию окружающих на это. Да и честно говоря, он был не очень-то и привлекательным типом! Зато некоторые женщины мне понравились сразу! Может здесь сказалась какая-то женская солидарность...

Кроме "моих тетушек" паломничество по святым местам совершали четыре сестры, старшей из которых было за 60, а младшей - около 50. Они очень сокрушались, что я путешествую в одиночестве, но немного успокоились, когда узнали, что я замужем! Однако, в дальнейшем, видя мою заинтересованность их религией и обычаями, они старались показать мне как можно больше и объяснить значение каждого ритуала. К сожалению, только младшая из них немного знала английский, и даже ее я понимала плохо. Все остальные были семейными парами разных возрастов. Я очень удивлялась пожилым парам: как они могут выносить столь длительное путешествие! Некоторые из женщин в автобус-то с огромным трудом поднимались...

Опять дорога, но теперь уже в обратную сторону. Мы возвращались в Удупи, где находился крупный храмовый комплекс, посвященный господу Кришне. Туда мы прибыли как раз к обеду. Наш экскурсовод что-то сказал Прабхе, кивая в мою сторону. По всей видимости, ему было спокойнее "прицепить" меня к сестрам, чем потом искать среди толпы. Но я была не совсем права, растолковывая таким образом поведение экскурсовода!

Храм был самым большим из всех, которые я видела до сих пор в этом туре, и состоял из многочисленных закутков, комнат разной величины с мурти внутри. И везде - очень много народу, очереди перед алтарями, холодный, грязный и мокрый пол. Обувь, как всегда, осталась перед входом. Пройдя через несколько комнат - залов, и совершив обход с лицезрением очередного мурти (кажется, что это было что-то из жизни Кришны), мы стали подниматься куда-то наверх.

Зал, где мы очутились, был самым большим из виденных нами раньше, и это был обеденный зал! Люди сидели рядом друг с другом, скрестив ноги и ели... прасад! Я хотела уже уйти, но Прабха меня задержала. Она сказала, что я могу здесь посидеть и подождать. Хорошо... Я уселась рядом, уподобившись индусу, так как индианки сидели, поджав под себя ноги, на боку. Мне очень жалко было собственные крепдышиновые штаны, так как их нечем было потом гладить, а мнутся они превосходно, но своевольничать и стоять, когда все сидят - это уже за гранью всяческих неприличий! Перед каждым из нас мальчишка бросил по банановому листу, обрезанному по краям так, чтобы получился лист прямоугольной формы. Затем другой пацанчик протащил ведро с водой, сбрызнув на каждый лист. Я смотрю на окружающих и делаю тоже самое что и они. А следущим действием было мытье листа этой водой! Я уже по своему небольшому делийскому опыту знала, что руки здесь принято только после еды мыть, а здесь этот "обычай" немного нарушался... Помыв свой листик, жду что же будет дальше. А дальше было вот что: между рядов юноша катил огромный чан с варенным рисом, который при помощи огромного поломника зачерпывал и сбрасывал слипшимся комом на банановый, блестящий от влаги, лист : "чпок, чпок, чпок"... Направо и налево, направо и налево... И это все приближается ко мне! Первая мысль: "Как жаль, что я оставила ложку с вилкой в рюкзаке в автобусе! Как же я это смогу грязной рукой есть?" Судорожно достаю свои "влажные, очищающие салфетки" и вытираю одной из них руки. Сатфетка становиться черной! Вторая мысль: "Как я, вообще, смогу ЭТО есть?" Прабха, видя мое смятение, успокаивает: "Ты можешь это не есть!" А что в таком случае я здесь делать буду? Вспоминаю про помидор, завалявшийся в моей сумке. Он достаточно для меня чистый (накануне помыт с мылом в гостинице и ошпарен, по всем правилам, кипятком!), - и я могу его есть! Один из храмовых мальчишек бросил мне на лист щепотку соли - что ж это даже очень хорошо. Прабха, увидев в моей руке помидор, тоже, кажется, успокоилась. А чан уже передо мной и паломник занесен над моим листочком... "Ноу, ноу!" - останавливаю "неминуемую чашу" отчаянным возгласом, и "чпок" раздается рядом. Следом тащут ведра с подливами красной и зеленой. Мальчишки сильно не церемонятся с посетителями, и брызги от подливы летят во все стороны. Поскольку мне поливать было нечего, то меня зацепило только слегка брызгами от соседей. А народ уже приступил к трапезе, деловито смешивая все содержимое листа в одну кучу и горстями отправляя эту красно-зеленую смесь правой рукой себе в рот. Я же ем свой помидорчик с солью... Слава Богу, что он оказался большим, а не на два укуса, и мое удовольствие от совместной трапезы продолжалось несколько больше, чем один миг! Детишки, сидевшие напротив меня, с изумлением за мной наблюдали, но жевать не переставали. Со мной рядом сидел их учитель и что-то им время от времени говорил. Наверное, он призывал их не глазеть на иностранку, а быстрее есть! Спустя некоторое время раздавали добавку. Мне опять пришлось проявить бдительность... В конце трапезы всех обнесли еще и сладким! Это была плитка пресованных фруктов или что-то их напоминавшее с сахаром. Мальчишка кидал их прямо в недоеденный рис. Я немного откусила, чтобы попробовать, но все есть не стала.

Соседние ряды уже поели, и там шла уборка. Мужчины с огромными швабрами сметали импровизированные "тарелки" вместе с остатками еды в огромную кучу и дальше - в мешки и куда-то уносили. Нам тоже пришло время уходить. Все дружно начали вставать, и подняв вверх грязные руки, двинулись в направлении к лестнице. Внизу распологался ряд умывальников, где можно было помыть руки и умыться. Небольшая площадка, на которой народ очищался и охарашивался после обеда, примыкала к хлеву с коровами и еще какой-то живностью, а неподалеку на цепи мотал своим хвостом-веревкой слон. Так закончился для меня обед. Погуляв еще немного по территории храма, осмотрев несколько заброшенных святилищ с мурти, которым прислуживали только женщины, мы отправились обратно к автобусу. Там уже сидели "наши", а автобус был еще закрыт и никого рядом не было. Они ели мороженое, стаканчики от которого вскоре пополнили мусорную кучу, лежащую прямо на тротуаре. Другие же наши спутники даже не удосуживались донести бумажные стаканчики до кучи, а бросили их прямо на проезжую часть!

Мы прошли в небольшую лавчонку, где с Виджьей купили по "Мазе", а Прабха заказала себе чай. Вскоре подошла молодая семейная пара из нашего автобуса. Женщина захотела мороженого, и супруг выполнил ее просьбу. Я внимательно следила за действиями официанта и мысленно содрогалась, наблюдая в каких условиях все это готовится! Наша санэпидемстанция пришла бы в ужас от таких санитарных условий! Между тем подошел наш экскурсовод. Он сказал, что наш шофер пошел домой пообедать и отдохнуть. Так что все терпиливо ждали его возвращения.

Между тем стали подъезжать другие автобусы с паломниками, в которых через огромные окна можно было разглядеть газовые плитки с баллонами. В это время наш экскурсовод о чем-то переговаривался с Прабхой, а потом удивленно посмотрел в мою сторону. Как потом оказалось, он просил сестер взять меня с собой на ланч, что и значило есть прасад. Спасибо, что называется, за такую заботу! Позже, когда мы остановимся в какой-то деревне для очередного поклонения какому-то индийскому божеству, он увидит, как я ем печенье "50Х50" и успокоиться окончательно насчет состояния моего желудка. Зато четыре сестры будут обеспокоены моим питанием до конца тура!

Ну, вот и шофер! Мы едем дальше, оставляя Удупи позади. Я по ходу отмечаю места, где мы уже побывали в своей брошюрке: чем меньше остается, тем ближе Бангалор! Часам к четырем мы останавливаемся в небольшой деревушке, где находится темпл, посвященный богине воды. Очередной храм напоминает все виденное раньше, но с той лишь разницей, что там находится мурти змеи. Как мне объяснили, она охраняет покой богов, и ее почитание избавляет почитателей от укусов. Наверное, последний довод для местных жителей более важен, так как имеет практическое применение. Я, правда, не знаю действительно ли это почитание спасает от укуса змеи. Другой достопримечательностью данного темпла является вода, которая обладает животворящим действием. Последнее подтвердить не могу, так как я ее даже не пыталась пить, но в свободную бутылку набрала. Через несколько дней после моего возвращения в Бангалор, когда мы наткнулись на эту бутыль, вода в ней еще не зацвела, но пробовать на вкус ее не хотелось! Наверное, все дело в вере: кто верит в святость - для того и обычное яйцо на Пасху красным становится, а кто - нет, у того и освященная вода в течение месяца зацветает!

Деревеньку мы покидали по узенькой дороге, на которой едва пара велосипедистов могла бы двигаться свободно. Если бы не кучи скорлупы битых кокосов, то нам бы никогда не удалось разъехаться на мосту со встречным автобусом! Перспектива же искупаться в местной грязной "переплюйке", больше похожей на сточную канаву, чем на речку - как-то не улыбалась! Но, слава Богу, все прошло благополучно! И мы ехали дальше. Впереди нас ждало море... Эту встречу я предвкушала с изрядной долей пессимизма: я уже знала как будет выглядеть этот визит!

Из-за жары все окна в автобусе были открыты. Я увидела как мы приближаемся к каким-то огромным трубам и закрыла поспешно окошко. Как сказал экскурсовод, этот завод, построенный при помощи нашей страны, является гордостью индийской химической промышленности! Я была очень рада за Индию и за ее дружбу с нашей страной, но окошка так и не открыла пока мы это процветающее предприятие не проехали. Через полчаса мы свернули с трассы и поползли по пыльной и разбитой дороге. Впереди мерцало море! Индусы радовались как дети, а я предвкушала горечь и разочарование от этой встречи, с сарказмом вспоминая слова моей подруги: "Купальник не забудь!" Он, как и ночнушка, так и не покинул ни разу моего рюкзака!

Мы выехали почти на пляж. Люди с нашего автобуса не торопились к морю: ведь впереди у нас было 1,5 часа свободного времени! Они сначала перекусили в кафушке, а уж потом двинулись созерцать... Мы попили только кофе. Виджья выказывала больше нетерпения, чем Прабха, что меня слегка удивляло, так как она обычно была очень спокойна и всегда держалась в тени своей сестры. Я старалась не смотреть с особой жадностью в сторону моря, но когда мы, наконец, туда пошли - моему восторгу не было предела! Пляж чистый и пустой с хорошим мелким песком был просто предназначен для отдыха, но люди там сидели только одетые, а в море не было ни одного пловца. Зато очень многие индусы заходили в воду кто по колено, кто по пояс прямо в одежде, как дети прыгали через набегающие волны и получали от этого удовольствие! Прабха и Виджья зашли по пояс и так и стояли там молча пока не село солнце. Я тоже было последовала за ними, но, по-видимому, во мне слишком много рационализма, чтобы уподобиться индусам, так как я сразу же сообразила, что после захода солнца придется ехать в мокрой и соленой одежде до отеля...

Сказать, что мне было грустно - ничего не сказать! Я не была на море уже несколько лет, и вот когда я до него добралась, наконец, мне разрешается только помочить штаны! Глупо как-то имея разряд по плаванию, заниматься спортивной ходьбой вдоль береговой полосы и прыжками через волны! Грусть моя от такой встречи с морем усилила чувство одиночества: как бы мне хотелось, чтобы рядом был кто-нибудь понимающий и сочувствующий... С этими мыслями я написала на берегу по-русски "Где ты?", обращаясь к кому-то такому далекому, но бесконечно близкому моему сердцу. В это время ко мне подошел экскурсовод и поинтересовался, что я написала. Я ему сказала, что это послание для близкого друга, а не для него. И спустя некоторое время набежавшие волны поглотили его почти полностью - словно забрали для того, чтобы отправить адресату… Солнце начало садиться как-то слишком стремительно и неожиданно, но несколько фотографий я все же сделать успела пока не наступили сумерки. Мои штаны почти высохли, когда мы вернулись в автобус.

Далее наш путь лежал в Мангалор, где у нас было запланировано посещение очередного темпла и ночлег в гостинице. Было уже темно, хотя прошло не более двух часов после нашего отъезда с моря, когда автобус подъехал к городу. По всей видимости, мы остановились на окраине Мангалора, так как вокруг стояли невысокие дома - не больше пяти этажей. Храм, который и являлся причиной нашей остановки, был большой и посвящен Шиве, а во дворе - огромная статуя быка Нанды - его "транспортного средства" (или вакхана). Внутреннее убранство - вполне современное с использованием электрического освещения. Сами мурти были богато украшены и имели каждый собственную нишу. Полы - мраморные и довольно чистые. Несколько входов-выходов позволяли свободно передвигаться посетителям в любом направлении, не создавая пробок на выходе. Рядом с основным темплом было несколько святилищ поменьше. У одного из них стояла повозка с изображениями беседующих Кришны и Арджуны. А за основным темплом располагалось под огромным баньяновым деревом сооружение похожее на эстраду, где находились разные по размеру барабаны.

Мы обходили главный храм, стены которого снаружи были украшены различными статуями богов, когда Прабха обратила мое внимание на разные стили индийской скульптуры: дравидийский и эллинский. Как оказалось, греческая культура начала свое проникновение в Индию гораздо раньше похода Александра Македонского, - с караванами и судами торговцев. Статуи дравидийского стиля более массивные, а эллинского - атлетические. Интересно то, что они стоят совсем рядом, а иногда и вперемешку друг с другом. Индусы приняли чужой стиль ваяния тел без всяких предубеждений! Такова уж эта культура, впитавшая в себя религиозные и культурные традиции многих народов, но оставшаяся по-своему самобытной и уникальной! Перед центральным входом красовался столб с плошками - похожий я уже раньше в Коллуре видела, но только огней не было. Мне сказали, что в отличие от Коллура, их зажигают только по праздникам. Времени для осмотра было немного, и мы поспешили в автобус. Я с некоторой настороженностью ждала встречи с отелем: прошлая ночевка еще была свежа в моей памяти!

Но на сей раз отель вполне соответствовал нормальным европейским стандартам: в номере имелся даже телевизор и душ, но только с холодной водой! Как мне потом сказала Прабха, горячую воду дадут только утром. Нас с тетушками поселили на одном этаже, но в разных комнатах. Было довольно свежо, и я на этот раз душ принимать не решилась. Мы договорились встретиться через 40 минут, чтобы пойти поужинать.

Оставшись одна, я закрыла дверь на засов, так как на замок закрываться было бесполезно - обслуга имела собственные ключи, а поскольку я привлекала по-прежнему много внимания, то ко мне могли ввалиться в любое время по каким-нибудь мелочам. И так за пол-часа дважды пришлось открывать двери и отказываться от какой-то ерунды: типа минеральной воды за определенную плату. Переодевшись в джинсы и накинув джинсовую рубашку на футболку, умывшись и осмотревшись в номере, я была уже готова к ужину. И хотя есть мне не хотелось, но это было что-то вроде прощального ужина с моими новыми знакомыми - ведь следующую ночь мы должны были провести в автобусе!

В назначенное время я стояла у их двери, но еще до звонка дотянуться не успела, как мне открыли дверь: они тоже были готовы. Мы решили не искать ночных приключений, а спустились в ресторан нашего отеля. Там уже ужинали некоторые из наших спутников. Веселый экскурсовод подсел ненадолго к нам, обсуждая выбранные нами блюда. Мой выбор был единогласно одобрен, так как все уже, наверное, знали, что я не ем "спайси фуд", то есть острую пищу. Я заказала рис по-вегетариански и томатный суп. Но это было слишком много для меня одной. Несмотря на помощь сестер, а им заказанное мной не понравилось, так как не острое, рис пришлось все же оставить. Я даже не стала стараться вталкивать его в себя, так как скоро уже надо было ложиться спать: ведь утром предстояло вставать в 5 - 5-30! Попрощавшись с моими спутницами и поблагодарив их за помощь, я пошла в свой номер. Мне хотелось только одного - нормального горячего чая без молока, что я и сделала, оставшись одна!

Спать не хотелось, а из развлечений был только телевизор. Что ж, может и удастся найти англоязычную программу. Но мне не повезло, так как все англоязычные программы были спортивными, что я даже на русском никогда не смотрю. Пришлось остановиться на каком-то индийском фильме, где много музыки, жестов, и незнание местного языка не мешает понимать выражение бурных страстей и высоких чувств: сразу было ясно, кто в кого влюблен и чем это может кончиться! Однако, вскоре усталость и монотонная индийская музыка подействовали усыпляюще, и завернувшись в свой шелковый платок, спасаясь от комаров и прохлады, проникавшей через открытое окно, я уснула. На этот раз сон был очень глубокий, так что очнулась я только утром.

День третий

Я с нетерпением ждала горячую воду, чтобы принять душ. В 6-15 пошла сначала теплая, а затем и горячая вода. Я решила по такому случаю надеть свою белую блузку. Но так как она была "неприлично" прозрачной для этой страны, то сверху пришлось надеть и жилетку, а брюки на мне были все те же - крепдешиновые. Все эти дни я с утра только свежие кофточки-футболки одевала, чтобы хоть как-то соответствовать индийским приличиям. Сегодня же мой костюм смотрелся очень хорошо, но, как оказалось позже, совсем не был предназначен для жары, преследовавшей нас весь день!

Раздался звонок и мне предложили кофе. Я с удовольствием позавтракала остатками печенья и съела последний мандарин. Минут через десять человек, принесший кофе, потребовал плату, что меня слегка удивило, так как вчера наш экскурсовод обещал, что чай/кофе будут предложены нам бесплатно. На мой же вопрос, сколько это стоит, последовал ответ на местном диалекте, но я умовила знакомые звуковые сочетания похожие на "пять". Как оказалось, я совершенно правильно все поняла: кофе стоил 5 рупий!

Когда я спустилась вниз, там уже сидело несколько человек из нашего автобуса. Кивнув им в знак приветствия головой, я села рядом. Нам пришлось прождать еще с пол-часа пока все соберутся, а потом еще минут пятнадцать мальчик тер грязной тряпкой ветровые стекла, но никто из моих спутников не выказывал какого-либо раздражения задержкой, а некоторые даже шутили с экскурсоводом. Но вот уже знакомое кресло у окна, за которым замелькала дорога. Начался новый и последний день тура. Настроение у меня было хорошим: я приняла душ, выспалась в более-менее сносных условиях, и вообще - скоро все должно было закончиться...

Первая остановка была у храмового комплекса, посвященного богу Шиве. Из-за ранего часа или из-за того, что он был несколько удален от центральной паломнической магистрали, народу было немного: можно было все осмотреть спокойно и без суеты. Внутри комплекса - бассейн с водой, где местные служители производили омовения. К нему примыкали скамейки, расположенные амфитеатром, окружавшие полукругом храмовую пощадь, на которой стояла довольно большая ритуальная телега. Как я поняла, еще одной достопримечательностью этого места был какой-то источник, но выяснять подробности было некогда, так как на этот раз времени на осмотр было не так много: "наш" народ еще не завтракал... Так что дальше у нас по дороге и по плану была вегетарианская закусочная, где меня ожидала очередная доса и стакан кофе. Все остальные ели традиционный индийский завтрак - идли с соусами, - это что-то вроде дежурного блюда в ресторанах.

К полудню автобус остановился почти среди леса. Оказывается, что мы прибыли на какую-то священную речку для омовения. Наши дамы двинулись сразу в направлении одноэтажного здания, расположенного на пригорке (что было не чем иным как туалетом), а я вслед за одной семьей - к речке. Народ там уже полоскался во всю, но я постаралась соблюсти необходимые правила приличия - омыла водой лицо и руки, хотя после об этом сильно пожалела, когда увидела, как выше по течению несколько человек стирали свои тряпки и мыли мылом голову. А затем вся эта мутная вода приносилась течением к ступеням, где люди совершали ритуальное омовение. Все-таки я не перестаю поражаться местным представлениям о санитарии и чистоте! Но дизенфицирующих салфеток у меня было предостаточно, так что на обратном пути к автобусу я тщательно протерла лицо и руки, и только тогда успокоилась. Так как я была одной из первых, кто пошел к речке, то вернулась раньше всех. Зато моего соседа пришлось подождать всем остальным минут 15... За это время можно было бы заплыв вдоль всей речки совершить!

По просьбе кого-то из наших спутников мы заехали еще в какой-то храм, посвященный Матери-Богине. Было очень жарко, а все мурти храма располагались в нишах стен под открытым небом, так что каменные плиты успели уже накалиться довольно сильно. Меня спасали носки, но все остальные были босы... Я не знаю как они переносили это пекло, но как мне потом показалось, люди входили обратно в автобус с некоторым облегчением.

К часу, то есть к обеду, мы прибыли в очень святое место - Дхармастхалу. Это, вообще-то, небольшой городок со своей автобусной станцией и парком моторикш. Наш автобус остановился перед воротами и дальше мы уже шли пешком. Храмовый комплекс был довольно большим, но его размеры и значение можно было оценить только войдя во внутрь. Мы сдали обувь на хранение и пошли в храм. Нам надо было пройти через помещение, значение которого мне тогда было не совсем ясно. Оно походило на загон для скота, но перегородки шли как бы "змейкой". Удивляло и то, что перегородки в высоту были около 2.5 - 3 метров. Это сооружение имело жестяную крышу с расположенными под ней вентиляторами. Я была очень удивлена этому, но значение этого "пути" в храм мне еще предстояло ощутить на собственной шкуре! Мы прошли вслед за остальными по этому лабиринту. Очередь впереди была небольшой - как нам казалось, но вскоре мы стали понимать, что это далеко не так! Народ начал прибывать и плотно заполнял "коридоры" этого немыслимого лабиринта. Очень скоро мы оказались запертыми толпой с обоих сторон. Было очень жарко и душно. Кроме того, я не могла сесть на пол, как это делали многие индусы. Народ в открытую таращился на меня, будто на диковиного зверя в клетке.

До моих тетушек дошел весь ужас нашего положения только через полчаса стояния на месте, и мы начали судорожно продвигаться к выходу из этого загона для людей. Сделать это было непросто, так как народ местами очень плотно сидел и вставать, чтобы нас пропустить, не собирался. После того как мы миновали парочку отделений, какой-то милосердный охранник выпустил нас через боковую дверцу. На улице было жарко, но не так душно как в очереди. Мы обошли эту, как оказалось, километровую очередь стороной. Там был еще другой путь, но он вел только на территорию храмого комплекса, а не в сам храм. Проходя по этому, более свободному корридору, я ужаснулась, видя настоящие размеры очереди жаждущей пройти в Даршан для лицезрения каких-то важных мурти. Самое удивительное, что этот храм не закрывался ни на минуту, и даже ночью народу было не меньше (это мне потом Прабха объяснила). Однако, чем он знаменит и почему так важен для паломников - до сих пор не знаю, но попытаюсь найти со временем какую-нибудь информацию об этом месте.

Мы же вышли к обеденному залу. Подвергать меня еще раз испытанию "халявным обедом" тетушки не стали и позволили мне подождать их снаружи. Сев в тени на ступеньке, я пыталась найти в моем справочнике упоминания об этом темпле, но безуспешно. Зато народ, шедший с трапезы, особенно молодые мальчики и парни, никак не могли оставить меня в покое, и их назойливое внимание стало уже раздражать! Я встала и поднялась на веранду какого-то административного корпуса, где были стенды с литературой, посвященной этому месту, но на местном диалекте, то есть на каннаде. На сей раз трапеза тетушек длилась не так долго как в Коллуре, и вскоре они присоединились ко мне.

Как ни странно, но к этому времени с нами поравнялись четыре сестры, которые проявляли такую заботу всю дорогу о моем духовном воспитании. Они стояли именно в той очереди, из которой мы так трусливо ретировались! Сестры помахали нам руками, и мы подошли. По жестам я поняла, что они нам предлагают "неформальный путь" проникновения в Даршан. Я было хотела отказаться, но меня буквально за руку потащили к охраннику. И действительно - это сработало! Наверное, охранник тоже был изрядно удивлен, увидев меня в числе паломников. Иностранцы здесь, по-видимому, бывали редко! Однако, радоваться было еще рано, так как внутри очередь вилась змейкой по всему периметру свободного пространства вокруг "саркофага" мурти. Изнывающий от жары народ проявлял нетерпение и сильно не церемонился ни с детьми, ни с женщинами: все толкались и при случае просачивались поближе, игнорируя порядок в очереди. Вдоль рядов ходили женщины и давали жаждующим воду в медных стаканчиках, которую они пили не прикасаясь губами к краю стакана, а заливая ее себе прямо внутрь.

Ну вот, наконец, и стена саркофага, в щели массивных блоков которого были всунуты различные цепочки, монетки, брелки. Это все подарки для божества! Через некоторое время оказываемся у заветного проема и заглядываем внутрь. Мой рост, так выделявший меня все время из толпы, позволяет без всякой суеты, стоя в задних рядах, хорошо рассмотреть мурти прежде, чем служитель прогонит нас дальше. По-моему, там был Ганеша (слоноголовый бог, сын Шивы и Паравати), богато украшенный драгоценными камнями и золотыми украшениями. Но точно это утверждать не стану, так как мое созерцание нарушил какой-то молодой паломник, бухнувшийся всем телом оземь и начавший кататься перед входом. Ему последовало еще несколько человек. Наверное, от созерцания они впали в какой-то транс, или это был просто их обет.

Мы вышли из храма несколько измученные, Прабха и Виджья - довольные, а я - удивленная: как трудны пути к индийским богам! На этом наш осмотр достопримечательностей священного места не закончился. После того, как сестры купили небольшие сувенирчики для друзей-знакомых, мы зашли в какую-то не очень чистую кафушку выпить чего-нибудь прохладительного. А после короткой передышки, так как времени уже оставалось мало, взяли моторикшу, чтобы подняться на вершину огромного холма, где находилась статуя джайнистского святого Бахубали.

Там было настоящее пекло! И к тому же обувь надо было снимать при входе. Ситуация осложнялась еще тем, что носки я в этот раз не надела, поэтому пришлось передвигаться цыплячьим шагом: где бегом, а где по траве. Газон был ужасным, так как местами там попадались настоящие колючки, а стриженая и высохшая трава впивалась в мои нежные пятки острыми иглами. Прабха и Виджья, несмотря на привычку ходить босиком, и то определенный дискомфорт ощущали - что же тогда обо мне говорить!

Зато вид оттуда открывался сказочный: склоны невысоких зеленых гор-холмов обступали со всех сторон Даршан, но не вплотную, а на некотором удалении. И все как-будто в легкой дымке...

На самом холме смотреть было особенно нечего: огромная фигура мужчины-мальчика с удлиненными мочками ушей и редуцированными гениталиями стояла на возвышении . К ней вели ступени, подняться по которым я просто не рискнула из-за температуры их поверхности: я ведь не йог и по тлеющим углям ходить не приучена!

По обеим сторонам от них расположилась парочка чудных каменных черных слоников, а у самого подножия огромной статуи - статуэтки поменьше, изображавшие какие-то исторические или мифологические сценки.

Обратно мы спускались пешком по многочисленным ступеням, но уже, к счастью, обутые. К автобусу мы пришли первыми. Четыре сестры, пришедшие позже, были очень довольны собой: сами причастились к лицезрению великого мурти и "темной" иностранке помогли! Мы горячо их поблагодарили за добрый совет, данный так вовремя. Хотя без этого созерцания я вполне могла бы обойтись, так как ощущение святости - это для посвященных. А я даже не знала кому из богов этот темпл посвящен и почему пользуется такой популярностью! Однако забота сама по себе была приятна. Измученные жарой и Даршаном наши паломники возвращались в автобус. В четвертом часу мы двинулись в путь. Нам осталось по программе посетить только Кукке Субраманью, а затем "домой" - в Бангалор!

Перед Субраманьей - еще одна остановка на очередной священной речке. Мы остановились от нее на некотором удалении, так что надо было еще идти пешком по пыльной дороге. Подойдя к речке, я внимательно осмотрелась: так и есть - справа кто-то моется-стирает (выше по течению), а слева - моют машину. Водичка может и животворящая, но умываться я на этот раз не стала: испорченность цивилизацией, по-видимому, сказывалась в моем поведении все чаще. Рядом, в импровизированных ларьках торговцы предлагали сделанных из серебряной фольги змеек, кокосы, бананы и еще какую-то снедь. Меня ничего особенно не заинтересовало, и я пошла обратно к автобусу.

В Субраманью мы прибыли часов в 5, но уже солнце начало садиться. Экскурсовод повел нас куда-то по узким улочкам. Это был темпл, посвященный какому-то божеству в ипостаси многоголовой змеи, и он стоял у истока той самой речки, которую мы посещали перед этим. Заводь перед храмом напоминала пруд, заросший ряской, а храм был очень простой, но душевный.

Мы присели там ненадолго, и вдруг один из наших паломников начал что-то заунывным голосом петь. Я только могу предположить, что это были божественные гимны. Одна из женщин ему тихонько подпевала, но немного не в такт - по-видимому, у нее были проблемы со слухом. Женщина, запевшая после мужчины, была, мягко говоря, совсем не музыкальна, но очень старалась ею быть. После ее раздирающего уши и душу пения, экскурсовод предложил спеть что-нибудь мне, но, как известно, павлин хотя и красивая птица, и диковинная, но петь не умеет. Так и я, будучи экзотикой в этом туре, особыми способностями в области музыкального творчества не отличалась. Может после такого пения я и рискнула бы что-нибудь исполнить душевное, но кроме пресловутых "Подмосковных вечеров" ничего в голову не приходило лирического, а что-нибудь народное петь как-то в храме странно! Так что я отказалась...

В Кикке Субраманье Темпле - заключительной цели нашего путешествия, - шли приготовления к какому-то обряду. Сам темпл находился на центральной улице и к нему вела широкая асфальтированная дорога, вдоль которой располагались многочисленные кафушки и отельчики. В одной из кафушек мы перекусили, вернее - выпили кофе-чай. Прабха разговорилась с нашим экскурсоводом, который оказался аспирантом в той же области специализации, что и она. А в турагенстве он зарабатывал на жизнь и учебу. Они обменялись адресами, обсудили какие-то проблемы, связанные с туристическим бизнесом, так как Прабха собиралась организовать свою туристическую фирму в Пуне, где она жила, а мы с Вижьей молча пили свой кофе. Уже потом, сидя в темпле, она скажет мне, что в этом туре очень хорошая организация и экскурсовод, и что в ее штате Махараштра похожей фирмы нет. Поэтому она и хочет там что-то подобное организовать.

Вечер был теплый, а времени до отправления у нас было достаточно, когда мы вышли из храма. Перед центральным входом стояла большая повозка около деревянного помоста , застланного красными дерюжками, где мы и сели.

В это время приготовления в храме завершились, и оттуда вынесли мурти многоголового змея и водрузили на повозку, украшенную красной, белой и желтой материей. На жрецах было одеяние красно-желтых и белых цветов. Они совершали какой-то обряд, стоя на повозке , которую тащили за канаты паломники и все желающие, так как это большая честь!

Другие участники шествия несли яркие зонты, украшения, флаги, факелы и барабаны. Все это громыхало, полыхало огнем, шары наверху повозки при движении крутились, и множество красно-бело-желтых лоскутков делало это круговращение еще эффектнее! Процессия прошла мимо нас дважды, так что у меня было достаточно времени и возможности сделать несколько интересных снимков на память.

Вечер в Субраманье подходил к концу, нищие, паломники и просто путешественники устраивались на ночлег, а нас ждала дорога "домой"!

Эпилог (от Марины)

Никогда не забуду то утро, когда вернувшаяся из этой поездки Наташа с изможденным видом настоящего паломника и горящими глазами ввалилась в комнату, рухнула на диван и взахлеб начала делиться полученными впечатлениями. Это была ее первая "одиночная" индийская поездка, и мы конечно волновались, полагаясь только на то, что в государственном турагенстве все должно быть достаточно надежно.

Сомнения в этом зародились еще со звонком в дверь тем утром, т.к. в программе тура окончание его, т.е. прибытие в Бангалор значилось в 6 утра - соответственно домой мы Наташу ждали около 7 - но не в 5 утра, когда в полутьме она появилась на пороге. Первыми ее словами словами были: "Ты знаешь, КУДА ты меня отправила?" - от которых у меня поползли мурашки по коже в предчувствии самого худшего. И за этим: "Все - сдаем билет на следующий тур, он ТАКОЙ-ЖЕ!"

Какой "такой-же" - выяснилось из последующего рассказа, в котором она нам поведала все то, что сейчас вошло в эти записки. Только это не было рассказом в обычном смысле этого слова, а скорее потоком невероятных историй, почти анекдотов сквозь - общие к концу - смех и слезы. Возможность наконец выговориться и облегчить душу постепенно привела к переходу от "ужас, что я пережила" к - "но зато получила такой опыт!"

В дальнейшем эта последняя оценка стала превалировать - плохое забывается быстрее - и, вспоминая этот свой первый и единственный пилигрим-тур, Наташа признавала его самым "индийским" из всех своих путешествий. А где-то через месяц я услышала: "Если когда-нибудь еще попаду в Индию - обязательно поеду в какой-нибудь пилигрим-тур!"

Автор отчета о паломническом туре по Индии и фотографий: Наталья Белецкая

Сайт: Индия.Ру

Время: 2003 г.
Священная река Ганга
Священная река Ганга
Храм Шри Видьяшанкара в Шрингери
Храм Шри Видьяшанкара в Шрингери
Вход в храм Шри Видьяшанкара в Шрингери
Вход в храм Шри Видьяшанкара в Шрингери
Шрингери: Веранда для медитаций
Шрингери: Веранда для медитаций
Шикхара храма (пирамидальная надстройка на крыше) Марадешвар
Шикхара храма (пирамидальная надстройка на крыше) Марадешвар
Статуя Шивы
Статуя Шивы
Статуя Бахубали
Статуя Бахубали
Фестиваль Парьяя в Куке Субраманиям
Фестиваль Парьяя в Куке Субраманиям
Фестиваль Парьяя
Фестиваль Парьяя
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Блоге