Последний приют мусульманина в средневековой Индии должен был выглядеть богато и надежно
Еще в позапрошлом веке архитекторы постановили, что семь самых выдающихся культовых зданий, дошедших до наших дней, — это афинский Акрополь, церковь Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле, собор Святого Марка в Венеции, Реймский собор во Франции, храм Василия Блаженного в Москве, Альгамбра в Испании и, наконец, Тадж-Махал в Индии.
Тадж-Махал был апофеозом полутысячелетнего творческого пути индийских зодчих-мусульман, искавших совершенства. В эти полтысячи лет создавались мавзолеи и при Гулямах, и при Хильджи, и при Сурах, и Лоди. О некоторых из них следует сказать, но особый разговор пойдет у нас о захоронениях Великих Моголов. Так называют династию правителей Индии, бывших у власти с 1526 по 1858 годы. Её основатель Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) из рода Тимуридов происходил из Моголистана, как в то время назывались территория Средней и Центральной Азии, — отсюда название династии «Моголы» (индийское Мугхал; эпитет «Великие» подарили этой династии европейские путешественники XVII века).
Мавзолей завоевывает город
Мавзолеи появились в Индии с приходом завоевателей-мусульман, явившихся на субконтинент в самом конце XII века. Вошедшие в страну с другой верой и культурой, насчитывавшей несколько тысячелетий, пришельцы не рассчитывали на сочувствие и понимание — по их представлениям все страны делились на исламские и враждебные, варварские. Век за веком они утверждали свою власть, постепенно распространяя ее почти на всю Индию (кроме крайнего юга страны). Иная культура пришельцев принесла непохожие архитектурные формы. Мировая архитектура до новейшего времени вообще делилась на два основных конструктивно-художественных вида — стоечно-балочный и арочно-купольный. К первому относится вся собственно индусская архитектура, ко второму — вся мусульманская.
Мавзолеи были для индийцев абсолютно новым явлением — они сжигали своих покойников, а пепел сбрасывали в воду. А тут появились мусульманские культовые сооружения — мечети, минареты, мавзолеи. Их декорировали врезанными в камень текстами из Корана, которые могли выкладываться терракотовой плиткой, цветной поливной керамикой; использовались при оформлении и полудрагоценные камни. Кроме каллиграфических надписей широко применялся геометрический и флоральный орнамент. Из-за отсутствия пластики индусские храмы фактически превращались в скульптуру; мусульманская архитектура же отличалась геометрической четкостью силуэта.
Но, несмотря на взаимную отчужденность, далеко еще не изжитую в индийском обществе, мусульманские памятники не подвергались разграблению или разрушению. В конце концов индийцы привыкли к виду мечетей и мавзолеев, и в северо-западной и западной Индии культовые здания ислама стали господствовать над общегородской стройкой.
Мой гроб — моя крепость
Первые мавзолеи имели скорее фортификационный облик. Взять хотя бы мавзолей Гийас-Уд-Дина Туглака, выстроенный как часть новой крепостной резиденции делийских султанов в Туглакабаде (на территории современного Дели) и выглядевший подлинным бастионом, последним прибежищем в случае падения цитадели. Это небольшое краснопесчаное пятиугольное здание с покатыми стенами и скромным декоративным оформлением завершается невысоким плоским беломраморным куполом. Мавзолей был выдвинут в искусственный водоем и соединялся с берегом неширокой перемычкой.
Значительно позже построенный мавзолей Шер-шаха Сура (1472–1545) около Патны (город в Северной Индии, административный центр штата Бихар) имел некоторые общие черты с упомянутым пятиугольником: здесь тоже было искусственное озеро, а посреди него возвышалось более солидное здание. И так же вела к нему мостовая перемычка от берега. На массивной квадратной основе с четырьмя невысокими тяжелыми шлемовидными башнями по четырем углам стоит двухъярусный восьмерик мавзолея, завершенный полусферическим куполом. Килевидные арки, прорезанные в стенах мавзолея, киоски с небольшими шлемовидными куполами — чхатри — поставленные на изломах восьмерика, делают его неординарным сооружением. Чувствуется рука зрелого мастера. И опять здание в целом носило мрачноватый замковый характер.
Не все мавзолеи так стары и занесены песками времени. Например, знаменитая усыпальница правителя Биджапура (средневекового государства) Мухаммеда Адиль-шаха — Гол Гумбаз («Круглый Купол»). Она поражает своими размерами: огромный полусферический купол перекрывает площадь большую, чем купол римского Пантеона. Архитектор приложил максимум усилий, чтобы облегчить грузность своего кубического детища, ведь ширина его стены с угловыми башнями равна шестидесятиметровой высоте. Поняв, что громоздкое здание нужно максимально облегчить, мастер устроил карниз, прорезанный частыми килевидными арочными окнами. Такими же окнами он прорезал семиярусные башни по углам усыпальницы, при этом окружив основание громадного купола часто поставленными цветочными лепестками. Гол Гумбаз не похож на крепость, а скорее напоминает торт из сбитых сливок, украшенный фруктами.