В рейтинге самых паровозолюбивых государств Индия без труда займет первое место. По железным дорогам этой страны до сих пор пыхтят настоящие «музейные экспонаты» на радость энтузиастам паровозного дела и многочисленным туристам. Нет лучше способа познакомиться с Индией, как прокатиться по ней на паровозе. Остановимся на самых интересных экземплярах и предложениях.
The Fairy Queen и компания
Прапращуров паровозостроения, доживших до нынешнего века, всего три. Британский «Лев» (The Lion) 1838 г. выпуска использовался до 1930 г. лишь несколько раз, был законсервирован до 1950 г., после чего совершил всего два рейса. Точная дата рождения американского «Джон Булл» (John Bull) неизвестна, скорее всего, он увидел свет в середине 30-х годов 19 века. Паровоз использовался время от времени, дважды реставрировался и неплохо сохранился до наших дней. Лентяи, одним словом: пробежались по рельсам пару раз, и на покой. Не то, что старушка The Fairy Queen (Сказочная королева). Точнее говоря, старичок, не просто простоявший на запасных путях, а активно трудившийся на протяжении десятков лет. Это один из самых древних локомотивов не только в стране, но и в мире.
В августе 1855 года паровоз №22 серии 2-2-2WT BG, принадлежащий Восточной Индийской Железнодорожной Компании начал свою работу на отрезке длинной в 194,7 км между станциями Ховрах и Раниджуни.
Что такое 2-2-2WT BG, спросите вы? Все очень просто. Традиционно паровозы классифицировали по расположению колес (система Уайта), согласно которой все колеса маркируются отдельно: ведущие на передней оси – силовые в середине – замыкающие на задней оси. В случае с The Fairy Queen цифры 2-2-2 означают, что всех колес у локомотива ровно по паре.
WT – сокращение от английского «well tank». Так обозначается класс паровозов, которые тащат запасы угля в небольшом бункере и воды в небольшом резервуаре определенной формы. Для более основательных запасов необходим тендер - прицепная часть паровоза для хранения воды, топлива и размещения вспомогательных устройств. Он крепится непосредственно к локомотиву как вагон.
BG – от английского «broad gauge» – т.е., паровоз, использующий широкую колею.
У «Королевы» был братец под номером 21 с простым названием «Экспресс» (Express), выпущенный на рельсы в тоже время. На покой они отправились почти одновременно, The Fairy Queen в 1908, а «Экспресс» в 1909 году. Из-за фатального повреждения топки, «Экспресс» так и не выбрался на пути во второй раз. А вот «Королеве» в 1997 году была дарована вторая жизнь - с тех пор она работает в туристическом бизнесе. В силу возраста, максимальная скорость паровоза - 40 км\ч. По той же причине он возит только 50 человек на скромное расстояние в 145 км: из Дели к озеру Сариска (Sariska) и обратно.
Программа поездки не менее интересна, чем в остальных паровозных турах, хотя и не очень продолжительна. День первый: поезд прибывает на станцию Алвар ровно в 16.20. Оттуда туристов автобусом везут на озеро Сариска, окруженное горами, а затем в одноименный дворец. Там они и ночуют, усладив свой слух и взор представлением в национальном стиле. Утро начинается с улыбки. В 6:30, выпив чашечку чая, путешественники усаживаются в джипы и едут на тигриную ферму. Это называется "сафари на джипах". Убивать никого не надо. Достаточно прыгать в открытом кузове на кочках, уворачиваться от веток и ждать встречи с "кошками". Помимо тигров обещаны леопарды и павлины, непринужденно разгуливающие по джунглям. Если повезет, можно увидеть, как хищники преследуют оленя. К 9:30 всех выживших граждан вернут на базу и накормят завтраком. После обеда пора возвращаться на станцию. "Королева" уже под парами и готова мчаться в Дели, куда она пребудет этим же вечером. Тур занимает всего два дня, но насыщен событиями до предела.
Когда и почем
Прокатиться с ветерком в гости к тиграм в 2004 году можно 10 и 24 января, а также 14 и 28 февраля. Поездка взрослому по программе «все включено» (за исключением алкогольных напитков) обойдется в 220,5 долларов.
Технические подробности и интересные факты из жизни The Fairy Queen:
Производитель: английская компания Kitson, Thompson & Hewitson.
Вес – 26 тонн
Мощность – 130 лошадиных сил
Колея – широкая (1,67) м.
Диаметр колеса – 1,8 м
Цилиндры: два внешних, 0,3 м (12 дюймов) и 0,56 м (22 дюйма).
1908 год – пенсия по выслуге лет
1971 год – первая выставка в национальном железнодорожном музее
1996 год – окончание реконструкции
18 июля 1997 года – первый коммерческий тур
январь 1998 года – The Fairy Queen занесена в книгу рекордов Гиннеса как самый старый действующий паровоз в мире.
Королевский Восточный экспресс (The Royal Orient Express).
Это локомотив современной постройки, позаимствовавший некоторые запасные части у своего знаменитого собрата «Дворца на колесах» (см. далее). Остов оригинального Королевского экспресса хранится в одной из железнодорожных мастерских страны.
Программа поездки
За семь дней очень бодрый и не растерявший былого лоска паровозик везет туристов по провинциям Раджастан и Гуджарат. Ровно в полдень каждую среду поезд стартует из Дели. На его борту 14 пассажирских и два обеденных вагона, каждый из которых назван в честь королевской династии прошлого, исторической или природной области страны. Интерьер всех помещений выдержан в национальном стиле: занавески, расшитые золотой нитью, узорчатые ковры, антиквариат. Проводники и лакеи в пышных ливреях готовы выполнить любой каприз путешественника. Вряд ли у вас будет претензии к сервису, ведь он устраивал даже коронованных особ. В каждом салоне есть комнаты отдыха с привычным нам набором развлечений (телевидение, музыка, видеофильмы). Купе рассчитаны на 2-3 человек. Можно не покидать мягкий диван всю поездку: желающим обеспечат 24-часовой сервис прямо там. Надо всего лишь нажать кнопку для вызова персонала. В поезде есть несколько открытых смотровых площадок, чтобы подышать свежим воздухом и поглазеть по сторонам. На каждый день предусмотрена культурная программа: дворцы, храмы, колоритные базары, пляжи. Эти мероприятия занимают большую часть дня. Ровно через неделю поезд возвращается в Дели.
Когда и почем
Прокатиться в королевской обстановке можно каждый год с сентября по апрель. С мая по август паровозы не летают - сезон дождей. Цена зависит от времени года и уровня комфорта. Высокий сезон длится с октября по март. Разместиться одному в двухместном купе обойдется в 350 долларов в день; вдвоем - 200 долларов день; место в 3-х местном купе стоит 175 долларов. Низкий сезон - апрель и сентябрь - отличается более демократичными ценами. Проживание в одиночку в двухместном купе - 263 доллара в день; вдвоем - 105 долларов день; место в 3-х местном купе стоит 132 доллара. Дети до 5 лет едут бесплатно, от 5 до 12 за полцены.
Дворец на колесах (Palace On Wheels)
О настоящем «Дворце» известно, что был он класса MG (meter gauge), т.е. использовал колею в метр шириной. Его останки пылятся в Национальном железнодорожном музее Дели, ожидая глобальной реконструкции. Часть локомотива пошла на ремонт Королевского Восточного Экспресса, а из «скелета» паровоза хотят сделать необычную гостиницу. Сохранилось и несколько вагонов образца 1917 года, обитых бирманским тиком. Современный паровоз построен по образу оригинального, но с некоторыми отступлениями – теперь он ширококолейный. Первый туристический рейс был запущен в 1982 г. С тех пор «Дворец» стал настоящей звездой экрана. Большинство популярных каналов (BBC, MTV, National Geographic) уделило ему свое внимание. По уровню комфорта этот поезд превосходит Королевский Восточный экспресс. Соответственно, и цены выше. Поездка "во Дворце" занимает 8 дней. Старт-финиш, как обычно, в Дели. Маршрут по провинции Раджастан проходит через такие знаменитые местечки как Агра (вспомните "Сокровища Агры" Конан Дойла) и Джодпур - второй по величине город провинции, окруженный высокой каменной стеной с семью воротами и бастионами. Он был основан Раджем Джодха в 1459 году.
Когда и почем
Поезд отправляется каждую неделю по средам с января по апрель. Купаться в роскоши в одиночку стоит 485 долларов в день; вдвоем - 350 и в трехместном купе - 285. Апрель считается низким сезоном со специальным тарифом: 395, 295 и 240 долларов соответственно. Дети от 5 до 12 лет едут за половину стоимости.
Официальный сайт: http://www.palacesonwheels.com/ - доступен на 6 языках, кроме русского.
Локомотив 1798: снова в пути
14 февраля 2001 года Северо-восточные индийские железные дороги торжественно запустили локомотив №1798. Паровоз, построенный в 1944 г. американской компанией Baldwin Loco Works, вышел на рельсы четыре года спустя. Он исправно возил пассажиров до 1993 года, после чего был заменен дизелем и списан как «морально устаревший». Локомотив был восстановлен в рекордные сроки – 23 дня! Теперь он возит туристический состав под названием «К Брахмапутре под парами» (Brahmaputra by Steam), стартуя от города Гувахати. В памятный день 14.02.2001 после торжественной церемонии разбития кокоса (аналог бутылке шампанского) о бок паровоза, состав с 16 австралийскими туристами на борту отправился в первый рейс.
Программа поездки
В течение 10-км переезда на поезде от Гувахати до Панду запланировано две остановки в особо живописных местах для фото- и видео- охоты. В Панду вас ожидает двухчасовая прогулка на пароме по реке Брахмапутре к примечательному мосту Сарайгхат (Saraighat) длинной в 1,5 км, обед на борту катера и возвращение на паровозе обратно в Гувахати.
Когда и почем
О расписании надо запрашивать музей железных дорог в Дели (E-mail: rajesh_agrawal@vsnl.com) либо филиал Северо-восточных железных дорог в Гувахати (E-mail: ucj_88@yahoo.com). Поездка взрослому обойдется в 110 долларов, ребенку от 5 до 12 лет в 55 долларов, детям до 5 лет бесплатно.
Технические подробности локомотива № 1798
Колея – метровая (MG)
Конфигурация колес - 2-8-2
Вес – 30 тонн
Емкость водного резервуара – 38 тыс. литров
Емкость угольного резервуара – 8,12 тонн
Из истории Индийских железных дорог:
Первый план развития железнодорожной сети в Индии был разработан в 1832 году, но так и остался на бумаге. Прожекты следовали один за другим без намека на реализацию, и только в 1845 году были образованы две железнодорожные компании: Madras Railway и East India Railway.
Первый пассажирский паровоз стартовал 18 февраля 1852 года из Бомбея. Он назывался «Фолклэнд» (Falkland) в честь губернатора города. Пробный рейс на нем из Бомбея в Тану совершил директор недавно образованной Индийской железнодорожной компании вместе со своими друзьями. Локомотив преодолел расстояние в 21 милю за 45 минут. Регулярные рейсы начались 14 месяцев спустя, 14 апреля 1853 года. Состав из 14 вагонов привез в Тану 400 пассажиров. В честь этого события был дан салют из 21 ружья.
Первый грузовой паровоз «Томасон» (Thomason) трудился на строительстве виадука в 1851 г. Он исправно таскал два вагона со скоростью 6 км/ч в течение 9 месяцев, после чего погиб смертью храбрых от взрыва парового котла. Радости рабочих не было предела: они рассматривали паровоз как досадную помеху. Зачем нужна эта чудовищная машина, когда лошади прекрасно справлялись с транспортировкой вагонов?
Первые вагоны были 4-х колесными, двери в них открывались наружу. Ни электрического освещения, ни вентиляторов там, разумеется, не было. В 1903 году колес стало восемь, в 1909 двери заменили на открывающиеся внутрь. Электричество в поездах появилось еще несколько десятилетий спустя.
Потолочные вентиляторы в вагонах третьего класса появились через сто лет после запуска первого поезда - 1953 году.
Национальный музей железных дорог
Любовь индусов к паровозам подвигла их на создание тематического музея. Он находится в Дели в районе Чанакьяпури (полный адрес - Shanti Path, Chanakyapuri, New Delhi). На территории в 4 гектара собрана коллекция всех видов поездов и вагонов за 150 лет. Среди экземпляров есть вагон Принца Уэльского (1875 год), вагон Махараджи Барода (1886 год) и еще пара десятков помпезно декорированных вагонов, в которых разъезжали знатные особы. В этом же музее отбывала свой век The Fairy Queen, перед тем как снова выйти на рельсы. Украшением выставки является череп слона, протаранившего своей головой почтовый поезд в 1894 году.
Часы работы: понедельник – пятница с 9:30 до 13:00 и с 14:00 до 17:00. Суббота, воскресенье – выходные дни.
http://www.allindiatourtravel.com/hot_spots/delhi/rail_transport_museu m/ - про музей железных дорог в Дели.
http://www.railmuseum.org/ - а это его официальная страница
WWW: Полезные ссылки на английском языке:
http://irfca.org/~shankie/famoustrains/famoushome.htm - классические поезда Индии
http://www.indiansteamrailwaysociety.org/ - индийское общество любителей паровозов
http://irfca.org/faq/faq-steam.html - самая полная информация о индийских железных дорогах, паровозах и всем, что с ними связано. Отличная фотогалерея.
http://www.trainweb.org/railwaytechnical/st-glos.html - словарь «паровозных» терминов.
http://www.luxury-train-travel-tours-india.com/index.html - подробное описание вышеперечисленных и некоторых других туров; расписание; информация о паровозах.
Автор статьи об Индии: Булахтина Е. А.
Сайт: http://gorlumchik.narod.ru/graphomania/steam_india_zd.htm