Помните трагедию малазийского Boeing 777-200ER, вылетевшего 8 марта 2014 года из Куала-Лумпура в Пекин? Лайнер пропал спустя 40 минут после взлета. На борту было 239 человек. Прошло почти два года. До сих пор неизвестно, что случилось с тем Боингом. Даже обломки не найдены, несмотря на беспрецедентно масштабные поиски в Индийском океане авиации, флота ряда стран, включая США.
По одной из версий, самолет был уничтожен взрывом литиевых батарей. Скажете, дешевая конспирология? Следствие отрабатывало эту версию. Выяснилось, что на борту действительно находилась партия литий-ионных аккумуляторов компании Motorola. Общим весом 221 кг! Аккумуляторы были выпущены 7 марта 2014 года и доставлены с фабрики в аэропорт в упакованном виде. Их разместили в грузовом отсеке, в хвостовой части, под задними рядами пассажирских кресел. Вроде бы следователи не обнаружили нарушений упаковки для транспортирования аккумуляторов. Интересно, как? По документам грузоотправителя?
Самолет-то до сих пор не нашли. В отчёте отметили, что с января по март 2014 года Malaysia Airlines совершила 99 поставок аналогичного груза без происшествий. Может, сотый оказался роковым?
Среди авиаэкспертов давно ходят разговоры, что литиево-ионные батареи могут самопроизвольно загореться, даже взорваться, если они с дефектом, повреждены, неправильно упакованы или подвергаются воздействию высоких температур. Был даже проведен эксперимент. Около 300 батарей подожгли в грузовом контейнере. К удивлению наблюдателей, крышку контейнера мгновенно снесло взрывом. Откуда взрыв при возгорании безобидных аккумуляторов? Из-за скопления горючих газов, сделали вывод экспериментаторы. При повторении эксперимента результат был такой же. Взрыв! Инженер авиастроительной компании Airbus Пауль Рорбах на слайдовой презентации сообщил, что лайнер в состоянии выдержать пламя, вызванное небольшим количеством литиево-ионных батарей. Однако пожар большой партии может уничтожить самолет. Проведённые в США исследования также показали, что бортовая система пожаротушения не всегда может справиться с самовозгоранием литиевых аккумуляторов из-за необычайно высокой температуры пламени. Примерно 600 градусов Цельсия. Температура плавки крылатого металла алюминия – 660 градусов.
На эти батареи эксперты списывают гибель минимум трех грузовых самолетов и четверых пилотов.
ИКАО пыталось и прежде регламентировать перевозку опасного груза, но отправители находили кучу лазеек, вплоть до липовой маркировки под другими названиями. Поэтому около 30 авиакомпаний разных стран по своей инициативе перестали перевозить литиевые батареи в грузовых отсеках. В целях безопасности. В октябре прошлого года вопрос о запрете таких перевозок пассажирскими лайнерами даже был поставлен на голосование в ИКАО. По данным Ассошиэйтед пресс, инициативу тогда провалили.
За запрет голосовали Бразилия, Испания, Китай, Россия, США, представители профсоюзов пилотов и авиастроителей.
У противников оказалось на три голоса больше: Австралия, Британия, Италия, Канада, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Франция, Южная Корея, Япония и Международная ассоциация воздушного транспорта.
Опасный груз продолжали размещать рядом с ничего не подозревающими авиапассажирами.
Не прошло и полгода, как вдруг - запрет. Что случилось? Видимо, на решение ИКАО повлияли два январских ЧП подряд с пассажирскими Боингами-787 Dreamliner . Один, задымившийся в воздухе, произвел экстренную посадку в аэропорту японского города Такамацу. На борту находились 137 человек. К счастью, никто не пострадал. У другого Боинга задымление в салоне произошло на стоянке в аэропорту Бостона. В обоих случаях источником дыма стали батареи.
Президент Совета ИКАО нигериец Олумуива Бенард Алиу сообщил, что запрет будет действовать до тех пор, пока для опасного груза не разработают новую стандартную огнестойкую упаковку. Вроде бы она появится в 2018 году. На грузовые самолеты запрет не распространяется. Однако ИКАО рекомендует перевозить транспортными бортами литиевые батареи, заряженные не более чем на 30 процентов. <
тыц>