Супруги Дарья Ребенок и Артем Федяев запустили в Сан-Франциско сервис, помогающий получить товар, недоступный в стране, заказав его у путешественников. Идея родилась, когда сами предприниматели не смогли найти в Калифорнии любимое ими испанское вино. Теперь на их платформе размещают 35 тысяч заказов в месяц. К примеру, можно привезти из Европы кусок пармезана и заработать на доставке от десяти долларов, а можно взяться за доставку макбука из США и получить от 117 долларов. Правда, для начала придется купить его за свои деньги — заблокированная сумма спишется со счета заказчика, только если сделка пройдет успешно.
Число желающих заработать на доставке растет, про стартап российского происхождения пишут американские бизнес-издания. Последний повод — новый раунд инвестиций в 8 миллионов долларов.
**************************************** ***************
Grabr
Cервис для покупок за границей через путешественников
Дата основания — 2016 год
Общая сумма доставок в 2017 году — 10 миллионов долларов
******************************************************
Идея
Артем: Идея появилась примерно три года назад. Тогда мы уже жили в Сан-Франциско: с 2012 года мы там работали над другим стартапом в области виртуальной реальности.
Дарья: Мы поженились еще до переезда. Артем приехал в долину из Нью-Йорка, он там учился на факультете финансов и международного бизнеса. Я жила в Москве, окончила ВШЭ по специальности «мировая экономика и международные отношения». Когда приехали, мы начали учиться всему с самого начала. Артем кодил и дизайнил, я тоже училась дизайну, управлению продуктом и маркетингу. Мы самоучки.
Артем: Мы много путешествовали, наши родители живут на разных континентах. И иногда нам не хватает в Америке тех продуктов, к которым мы привыкли в других местах. Испания — это наш третий дом, я там жил, учился, мы там познакомились и часто туда ездим. Три года назад мы решили купить в Сан-Франциско недорогое и вкусное испанское вино. Выяснилось, что оно не продается в США.
Мы вспомнили, что, каждый раз прилетая из России и других стран, мы привозим товары для друзей и родственников, иногда целыми чемоданами. Тогда мы подумали: почему бы не создать такой сервис? Друзья и коллеги в долине советовали нам попробовать и запустить тестовую страничку, чтобы посмотреть на реакцию людей. Но мы все равно сомневались. В итоге один из наших бизнес-ангелов уговорил взять небольшую сумму и начать проект. В 2016 году мы оставили предыдущий стартап и переключились на Grabr. Первые восемь месяцев мы собирали команду, делали тесты, а чуть больше двух лет назад запустили приложение на всех платформах.
Рынки
Артем: В прошлом месяце пользователи разместили 35 тысяч заказов и доставили несколько десятков тысяч товаров. Всего за два года пользователями сервиса стали 492 тысячи человек. Мы доставляем товары в 58 стран мира. Самые большие рынки — Аргентина, Бразилия, оттуда чаще всего поступают заказы. На втором месте — Россия и Перу. Больше всего товаров привозят из Америки — это 95 % потока.
Дарья: Часто люди просят привезти электронику. Но заказывают также вещи с Amazon, eBay и других американских магазинов: одежду, детские товары, спортивные товары и витамины. Все то, что в другой стране стоит дороже или вовсе не продается. Некоторые россияне заказывают и санкционные продукты из Европы, но не так много, как мы предполагали. Иногда просят привезти итальянский сыр и хамон из Испании, потому что по закону частные лица могут провозить эти товары. Для них вообще действуют иные нормы, чем для курьерских служб и торговых компаний. Поэтому мы можем доставлять быстрее и дешевле.
Как это работает
Артем: Grabr не интернет-магазин и не служба доставки. Мы не передаем посылки и не позволяем перевозить заранее купленные товары. Это маркетплейс, который дает возможность найти персонального шопера в любой стране, чтобы он что-то купил и привез. Приняв заказ, путешественник идет в магазин, находит нужный товар и тратит свои деньги. При этом на счете заказчика блокируется обозначенная сумма — она поступает на счет грабера после того, как он доставит нужный товар в целости и в срок. Мы не гарантируем доставку: просто обеспечиваем сервис и безопасную сделку через PayPal или другие сервисы.
Раньше люди договаривались друг с другом сами, теперь мы ввели рекомендованную цену доставки — ее считает такой же алгоритм, как в Uber. Это увеличило конверсию в три раза, потому что людям не надо торговаться.
Путешественники зарабатывают в среднем 15–20 % от каждого заказа. Алгоритм высчитывает вознаграждение в зависимости от типа товара и страны. Один товар — это одна транзакция. Средняя сумма транзакции у нас — 135 долларов. Но люди заказывают и больше одного товара. Вся корзина может стоить и 1–3 тысячи долларов. В среднем по всем рынкам путешественник получает около 150 долларов, в России сумма выше.
Некоторые путешественники, которые летают один-два раза в месяц, возят вещи чемоданами и зарабатывают по тысяче долларов за поездку. Другие берут по десять заказов и получают 300–500 долларов за поездку. Но чаще всего люди берутся привезти несколько предметов, чтобы попробовать сервис, они зарабатывают 150 долларов за поездку.
Дарья: Мы публикуем обучающие материалы для граберов, даем им рекомендации, отвечаем на вопросы. Мы хотим, чтобы было качество и взаимное уважение. При этом мы не работаем с частными посылками и не рекомендуем людям перевозить документы, в первую очередь с точки зрения безопасности. Думаю, когда платформа станет большой и мы сможем гарантировать целость, сохранность и безопасность доставки, мы такую опцию добавим. Но это случится нескоро.
Артем: Мы тоже часто летаем и каждый раз пользуемся сервисом. Однажды я купил кроссовки и ошибся с размером, поменял их через Amazon и потом передал с другом. Самое интересное, что я возил в Россию, — кольцо Tiffany, заказчик собирался делать предложение девушке. Было здорово, я заработал 700 долларов на одной доставке, оплатил ими билет. Через десять дней мы летим в Буэнос-Айрес, везем 3D-принтер одному художнику, я даже заказал специальный чемодан для него.
Проблемы в дороге
Артем: В разных странах есть свои сложности. Например, люди пользуются другими платежными системами, не у всех есть кредитки, не у всех хватает лимита — мы хотим создать свою платежную систему и ищем для этого разработчиков в Москве. Часто возникают проблемы со сроками доставки. В приложении есть мессенджер — можно договориться с заказчиком. К примеру, если дата поездки сдвигается на месяц, можно вернуть товар в магазин.
Мы соблюдаем все законы по импорту и таможенному контролю: в каждой стране есть лимиты на провоз товаров частным лицом, в деньгах и количестве. Например, в Перу можно ввезти сколько угодно компьютеров или телефонов — главное уложиться в тысячу долларов. Наша система сообщает человеку, если он набрал слишком много заказов и у него могут возникнуть проблемы при въезде. Он сам решает, стоит ли рисковать, но пока проблем с таможней не было.
При этом у нас нет обмена товара. Путешественники несут полную ответственность за купленные вещи: если что-то сломается, потеряется по дороге, окажется не того цвета, они не получат свои деньги.
Команда и инвестиции
Артем: В прошлом году мы закрыли посевной раунд, в начале года — новый раунд в 8 миллионов долларов. В нем участвовал Foundation Capital и много интересных людей, мы привлекли несколько новых фондов и бизнес-ангелов из компаний вроде Square и Yelp и очень довольны результатом. Всего в компанию за все время работы инвестировали более 14 миллионов долларов. Деньги идут на развитие команды и увеличение объемов продаж. Плюс нас интересуют новые рынки — надеюсь, летом запустимся в Индии.
Дарья: У нас распределенная команда из 37 человек: разработка, дизайн и маркетинг в Москве, офисы в Нью-Йорке и Сан-Франциско, служба поддержки в Буэнос-Айресе и удаленные сотрудники по всему миру. Мы свободные люди и много путешествуем, поощряем к этому сотрудников: не так важно, где человек живет, важно, что мы на одной волне.
Артем: Сначала мы думали, что у нас будет технологическая компания, которая занимается только разработкой приложения. Сейчас разработчики составляют лишь треть сотрудников, больше всего приходится на службу поддержки, которая работает с клиентами по всему миру. И эта команда будет расти, так как наша аудитория активна и общительна, задает много вопросов.
Мы зарабатываем на комиссии, которая сейчас составляет 7 % от заказа, но скоро введем разные цены на разных рынках, будем предлагать дополнительные услуги. Мы еще стартап, и у нас нет цели выйти в прибыль, все построено на росте доходов: они должны расти быстрее расходов. В прошлом году мы провели сделок на 10 миллионов долларов и стараемся расти на 20–30 % в месяц — это наша основная цель.
‹тыц›