Единственный в мире двухпалубный самолет, способный перевозить до 850 пассажиров за один раз, Airbus A380, совершил свой первый коммерческий полет. Необычайно разрекламированный рейс Singapore Airlines, билеты на который продавались на аукционе, завершился без происшествий.
Праздник на фоне печалей
Airbus A380 – едва ли не самый выстраданный для европейского авиапроизводителя самолет. Из-за сложностей с его производством своих должностей лишился не один директор Airbus, а задержки с отправкой первого A380 заказчикам привели к кризису в компании, падению ее акций и, что самое главное, потере позиций в борьбе с главным конкурентом – американской Boeing.
Европейские производители опоздали с поставками на 18 месяцев – полтора лишних года они делали самолет комфортнее, безопаснее, лучше. В общем итоге получился действительно уникальный лайнер с рекордной грузоподъемностью и с совершенно эксклюзивными возможностями – например, в специальных салонах первого класса на самолете A380 установлены две полноценных двуспальных кровати.
Из первого коммерческого полета лайнера организаторы сделали настоящее шоу. Билеты на рейс продавались на интернет-аукционе eBay. 455 человек заплатили за билеты около 1,32 миллиона долларов США. Самый дорогой билет стоил больше ста тысяч долларов, а самый дешевый обошелся в 560 долларов. Все вырученные деньги пойдут на благотворительность.
В авиакомпании постарались сделать все, чтобы пассажиры, выложившие огромные деньги за билеты, чувствовали себя как на празднике. На борту лайнера двое поваров подавали уникальный обед: они приготовили для пассажиров фуа-гра, креветки, специальные равиоли, утку и черную треску, а бортпроводницы наливали всем желающим шампанское.
Неудивительно поэтому, что пассажиры предпочитали не спать, а наблюдать за уникальным полетом. Например, Кэнон Линг (Canon Ling), один из тех, кто купил билеты на рейс на аукционе, заявил, что почти не мог спать, даже несмотря на то, что рейс длился более семи часов. "Я хочу быть частью истории", - пояснил Линг.
Другие пассажиры после полета отмечали низкий уровень шума, комфорт и мягкую посадку в аэропорту Сиднея. Не почувствовал осложнений во время рейса даже самый пожилой пассажир - 91-летний пенсионер. Он попал на борт самолета, потому что его сын, Уильям Леонг (William Leong), решил прокатить на A380 всю семью.
Преимущества и недостатки
Airbus A380 может быть выполнен в разных комплектациях – от люкса, где будут все прелести dolce vita, до бюджетной, которая позволит авиакомпаниям экономить на топливе, из-за того, что в воздух поднимается сразу до 850 пассажиров.
Естественно, что такой самолет оказался намного больше всех своих конкурентов. Для сравнения, длина Airbus A310, который пользуется популярностью у российских авиакомпаний – 46,66 метра, а A380 – 73 метра. Высота нового детища европейского авиапроизводителя также впечатляет – 24,1 метра против 15,8 метра A310.
Размеры A380 – одновременно и преимущество, и слабое место европейского самолета, ведь далеко не каждый аэропорт в мире сможет принять такую махину. В некоторых местах для нового Airbus придется строить специальные ангары или даже взлетные полосы – в противном случае от использования A380 придется отказаться.
Любопытно, что Boeing не стал соревноваться с Airbus в производстве огромных самолетов. У американского производителя иная стратегия – в Boeing считают, что в мире будет открываться все больше и больше новых направлений, для будут нужны не лайнеры-гиганты, а обычные по величине самолеты. Поэтому новое детище Boeing – лайнер 787 Dreamliner - способен перевозить только от 200 до 300 пассажиров. Но за счет улучшенной конфигурации и новых технологий он способен экономить намного больше топлива, чем все существующие сейчас аналоги.
Какая из стратегий мировых авиапроизводителей более оправдана, покажет, как всегда, время. Российские перевозчики пока больше доверяют американцам: заказчики из России на Dreamliner уже появились, а на A380 – пока нет. Правда, летом 2007 года во французской прессе активно муссировались слухи о том, что A380 купил миллиардер Роман Абрамович, став таким образом первым среди частных инвесторов, кто решился на покупку лайнера, каталожная стоимость которого превышает 300 миллионов долларов. Но представители российского бизнесмена такие слухи опровергли.
Трудовое будущее
После праздничного полета Singapore Airlines на заводах Airbus наступят суровые будни. Европейцам нужно произвести как минимум 165 лайнеров – столько твердых заказов на A380 пока существует. Львиная доля из них отправится на Ближний Восток – только авиакомпания Emirates заказала 55 новых самолетов. При этом Singapore Airlines останется единственным, кто будет эксплуатировать A380 до августа 2008 года – именно тогда европейский авиапроизводитель начнет доставлять лайнер другим авиакомпаниям.
Производство первых A380 будет осложнено тем, что электропроводку, из-за которой и получился перенос сроков первых поставок, придется монтировать вручную. Только после того, как будут сделаны 20 лайнеров, Airbus планирует перейти на более современное оборудование.
Инженерам Airbus тоже нельзя расслабляться, ведь они должны к 2012 году запустить в эксплуатацию A350 – самолет, способный перевозить до 350 пассажиров почти на 16 тысяч километров, затрачивая при этом на 30 процентов меньше топлива, чем аналоги. Этот лайнер должен в лучшую сторону отличаться от Dreamliner, ведь иначе заказчики будут выбирать американский самолет – просто потому, что его эксплуатация начнется на несколько лет раньше.
Александр Поливанов