Хотим мы того или нет, но авиакомпаниям мы доставляем сплошное неудобство. Нас надо регистрировать, сажать в самолеты, собирать-выдавать багаж, куда-то везти, да по дороге еще кормить-поить. Раньше нужно было еще зазывать на свои рейсы либо ценами, либо сервисом - иначе пассажир убежал бы в другую компанию. С ростом цен на топливо заигрывания с пассажирами отошли на второй план. Теперь авиакомпании начали отыгрываться на нас за все наши капризы в прошлом. Начали исчезать бесплатные напитки и орешки - это лишний вес, на нем экономия. Вместо полноценных блюд теперь сэндвичи - тоже экономия. Да и к пассажирам отношение стало как к багажу - все чаще слышны предложения сделать так, чтобы стоимость авиабилета зависела от массы пассажира. Чем больше весит пассажир, тем дороже ему будет обходиться билет.
На самом деле, вопрос о весе пассажиров поднимался уже не раз. Но прежде речь шла о безопасности, а не о деньгах. Так, в прошлом году скандинавская SAS призвала изменить нормативы по весу пассажиров, согласно которым средний вес пассажира мужского пола с верхней одеждой и ручной кладью считался равным 86 кг, а вес женщины - 70 кг (варьируется в зависимости от типа судна - чем больше самолет, тем меньше норматив). Как тогда заявляли скандинавы, по их данным, вес пассажиров увеличился как минимум на 3 кг, что приводит к увеличению пути разбега самолета, увеличенному расходу топлива, меняет устойчивость самолета в полете. Нормативы изменили и американцы - они подняли средний вес пассажира-мужчины с 77 до 86 кг. Возможно, что именно это решение натолкнуло авиакомпании на дальнейшее внедрение более экзотических шагов по сокращению убытков - уже к маю, когда цена на баррель нефти перевалила за 133 доллара, авиакомпании объявляли об убытках на 1,7 млрд. долларов. А поэтому тарифы, основанные на весе пассажиров, уже не кажутся фантастикой и могут стать реальностью в ближайшем будущем. В самом деле, кто бы мог еще несколько лет назад подумать, что войны за пассажиров прекратятся, а авиакомпании начнут соревноваться в том, какого сервиса еще лишить пассажира. U.S. Airways перестала кормить пассажиров, Delta Air Lines берут 25 долларов за бронирование по телефону, American Airlines ввели плату в 15 долларов за место багажа.
Собственно, авиакомпании и раньше не испытывали особой любви к тучным пассажирам. Самым громким скандалом на эту тему был иск сценариста Жана Жака Жоффре к авиакомпании Air France. В 2005 году сотрудники авиакомпании отказались посадить в самолет сценариста, весящего 160 кг, если он не купит дополнительное место. Сценарист тогда подал в суд и даже выиграл 8.500 евро. «Вы возите людей или килограммы?» - был его основной аргумент в суде. Сейчас авиакомпании, надо полагать, не задумываясь ответили бы - килограммы.
Их понять можно - авиакомпании покупают топливо, расход которого напрямую зависит от перевозимого веса. Люди привыкли платить за лишний вес багажа, за негабаритный груз. И если человек весит больше норматива, то он должен эту разницу оплачивать. Сейчас же получается, что перелет тучных пассажиров частично оплачивают худые. Более того, иногда человек, платящий за лишний вес багажа, весит вместе с лишним багажом легче, чем иной пассажир. Кроме того, полные пассажиры доставляют авиакомпаниям и иные неудобства - их, к примеру, по правилам многих перевозчиков, нельзя сажать у проходов, так как они будут затруднять эвакуацию в случае экстремальной ситуации. Да и сами пассажиры считают, что люди с нестандартными габаритами должны или покупать 2 места, или покупать билеты на какие-то специальные места для полных пассажиров. Сидеть рядом с полным - это пытка: всем не нравится, когда толстяки зажимают своих соседей в и без того не совсем комфортных самолетах.
Другая точка зрения гласит, что нельзя дискриминировать людей в зависимости от их веса. Мол, полные люди и так страдают в этой жизни достаточно: им сложно передвигаться, им непросто купить одежду, мебель делается в расчете на стандартных людей - да весь мир не предназначен для жизни людей с лишним весом. Защитники прав полных считают, что тучные люди и так испытывают слишком много физических и эмоциональных переживаний, а введение еще каких-то дополнительных плат за собственный вес их просто добьет. Ведь принцип «покупай два места или сиди дома» - все-таки жесток. Правда, некоторые цинично считают, что введение каких-либо плат за вес может подтолкнуть полных людей принять меры к своему похуданию.
Тем временем авиакомпании продалжают разоряться. С начала года мир лишился уже MaxJet Airways Inc., Big Sky Transportation Co., Aloha Airlines Inc., ATA Airlines, Skybus Airlines Inc., Eos Airlines, Silverjet Plc. У тех, кто выжил, еще есть резервы, причем иногда не совсем обычные. Так, Singapore Airlines сокращают количество воды, которое берется на борт. «Когда мы слышим, что кто-то сделает душ на борту самолета, то знаем - это противоречит здравому смыслу», - говорят в авиакомпании. Правда, что будет, когда закончатся резервы, не совсем понятно.
Буквально накануне слухи о введении предполетного взвешивания пассажиров была вынуждена опровергать бюджетная авиакомпания AirAsia X, которая выполняет рейсы между Малайзией и Австралией. Один из журналов написал, что авиакомпания начнет взвешивать пассажиров и даже привела цитату гендиректора, который якобы сказал, что такие меры заставят австралийцев похудеть. Авиакомпания заявила, что гендиректор был неправильно процитирован, а AirAsia X не планирует и не планировала взвешивать пассажиров перед полетом.
Оправдываться приходится многим авиакомпаниям. Но, как известно, дыма без огня не бывает. Появление слухов, обсуждение этой темы в прессе вполне может означать то, что в один прекрасный день кому-то на регистрации скажут: «Ваш вес больше нормативного. Доплатите, а то мы снимем вас с полета».
http://www.turist.ru