История с исландским вулканом продемонстрировала всю косность, забюрократизированность и лень современной Европы. А единственное, что европейцы сделали для зарубежных туристов - это милостиво согласились не запрещать им въезд в ЕС из-за того, что те не смогли выехать вовремя
История с исландским вулканом, чье извержение, кстати, все еще продолжается, продемонстрировала всю косность, забюрократизированность и лень современной Европы. А единственное, что европейцы сделали для зарубежных туристов - это милостиво согласились не запрещать им въезд в ЕС из-за того, что те не смогли выехать вовремя.
Начнем с автобусов, которые могли бы, по крайней мере, помочь россиянам и жителям других постсоветских республик быстро покинуть пределы ЕС, после того как большая часть стран запретила полеты авиации из-за извержения исландского вулкана. Когда самолеты перестали летать, не составило бы большого труда погрузить туристов на автобусы и отправить по домам, учитывая, что поездами всю массу застрявших в Европе людей перевезти за короткое время было невозможно. Кстати, из постсоветских республик могли бы улететь на родину и граждане других стран.
Если бы эти автобусы были. Однако Евросоюз, под давлением со стороны органов пограничного контроля, а главное - со стороны авиакомпаний и крупных туроператоров, последние несколько лет старательно боролся со всеми автобусными туристическими кампаниями. Мнительные европейцы были уверены, что именно среди "дешевых" автобусных туристов максимальное количество "невозвращенцев", которые въезжают в ЕС по туристической визе с тем, чтобы попытаться остаться в Европе нелегально.
В связи с этим Евросоюз добился вначале радикального сокращения "аккредитованных" туристических компаний, затем неофициально осложнил для автобусных туристов систему пересечения границы, и, ввел паритетную систему. В соответствии с ней пустые туристические автобусы не могут ни въехать в Европу, ни выехать из нее. В обе стороны они должны ехать с пассажирами. В итоге, из той же северной Польши, откуда можно было бы перебраться в Калининград, ходит в российский анклав всего три-четыре автобусных рейса в день. Ну а российские туроператоры, вывозившие из "гостеприимной Европы" своих клиентов, и даже занявшиеся этим же неблагодарным делом госорганы вынуждены были ждать, пока автобусы наполнятся теми, кто хотел ехать в ЕС. В противном случае их бы просто не пустили.
Собственно, и с пассажирами сложностей избежать не удавалось. Судя по тому, что пишут в своих интернет-дневниках многие иностранцы, застрявшие в "самом центре Европы", проблемы были на выезде - их могли по несколько часов "трясти" таможенники. Проблемы были даже иногда при пересечении границ между странами ЕС.
Кстати, особую "помощь" оказали пострадавшим от вулкана европейские компании, занимающиеся прокатом автомобилей. В принципе, обычно они не против, если их авто уезжает в другую страну. Континентальные компании-гиганты с легкостью возвращают их затем назад, и на их прибыли это особенно не сказывается. Но из-за Эйяфьятлайокудля, который накрыл своим пеплом большую часть Европы, автопрокатчики неожиданно запретили выезжать на арендованных авто за пределы страны базирования.
Сложности создавали "жертвам вулкана" буквально все забюрократизированные европейские службы. Несчастным из числа, в первую очередь, жителей постсоветских стран приходилось продлевать свои просроченные визы. На границе их жестко (в рамках объявленного властями ЕС упрощенного режима) проверяли пограничники и таможенники. Кроме того, не пропускали "шенгенские" страны и тех несчастных, у которых были "национальные" визы, позволяющие передвигаться только в пределах одной страны. Туристы местами даже начинали бунтовать и проводить пикеты. Но европейские власти это мало волновало. В итоге у неудачливых путешественников банально заканчивались деньги, и им оставалось разве что идти пешком через границы.
Даже сами европейцы "дичали" на глазах, охваченные стихийной паникой. Никто и не думал вспомнить, что именно так - без регулярных и не слишком дорогих авиаперевозок Европа прекрасно обходилась еще лет восемьдесят, а то шестьдесят назад. Правда - и об этом надо помнить европейцам - тогда туристической Меккой можно было назвать разве что Париж, туристы не так уж и горели желанием посещать Европу. И это может повториться.
В то же время оказались на грани разорения целые отрасли как в Европе, так и за ее пределами, необыкновенно развившиеся именно благодаря авиации. Кенийские и другие африканские и азиатские производители не могли везти в Британию и остальные страны ЕС экзотические фрукты, эквадорские цветы отцветали прямо на родине, принося местным плантаторам убытки вместо прибыли. Выиграли от всего произошедшего разве что те, кто занимается современными коммуникациями - когда нельзя приехать, люди начинают больше звонить и пользоваться Интернетом.
В итоге, если бы исландское извержение затянулось еще на несколько недель, один небольшой вулкан вернул европейский континент едва ли не в Средние века, когда поездка в соседнюю страну еще была серьезным и даже иногда опасным путешествием. Зато, как отмечают многие, жизнь стала непривычно спокойной для тех, кто привык везде торопиться. Приятно ведь иногда осознать, что от тебя ничего не зависит.
Иван Преображенский
http://moscow-info.org/