После приостановки деятельности компании "Ланта-тур вояж" крупные российские туроператоры, как показал проведенный корреспондентом РИА.Туризм опрос, готовы начать борьбу с демпинговыми ценами и мошенничеством в сфере туризма. Эксперты считают, что уход с рынка "Ланта-тура" может привести к "смене архитектуры" турбизнеса, так как именно несовершенства рынка и породили тот вирус, который, если не принять должных мер, может поразить и другие компании. При этом самым незащищенным в этой ситуации вновь окажется клиент.
Кризис "Ланты" обнажил проблемы турбизнеса
Операторы отмечают, что уход "Ланта-тура" с рынка стал неожиданностью для многих их коллег, хотя причины очевидны - туроператор не справился с кредитной нагрузкой. Кроме того, ее положение ухудшил выход на "дальнобойные" направления. По мнению туроператоров, случай с "Лантой" подобно лакмусовой бумажке отразил ситуацию кризиса на рынке, где бизнес стал еще более хрупким.
"На наш бизнес влияют дестабилизирующие факторы любого порядка - природные, финансовые, политические. Усугубляется ситуация несовершенством законодательства. Закон должен регулировать, а не карать. У нас, к сожалению, пока что трудно вести корректный бизнес из-за пробелов в законодательстве", - считает заместитель генерального директора компании "Солвекс-трэвэл" Людмила Сысойкина.
В России, по ее словам, еще не научились пользоваться опытом турбизнеса в Европе, где все работают по четкой схеме страхования каждой путевки и никто не "кидает" туристов.
"Но у нас пока пробелы не только в законе о туризме, но и в страховом законодательстве. В итоге страховщики готовы работать с турфирмами, но не хотят рисковать. Нужно совершенствовать прежде всего страховое законодательство, чтобы можно было застраховать все риски. Как, к примеру, в автомобильном бизнесе. В туризме тоже должно появиться Каско, тогда нашим клиентам нечего будет бояться", - уверена генеральный директор компании "Ванд интернэшнл тур" Татьяна Ванд.
По мнению операторов, в значительной степени на банкротство турфирм влияет неправильная схема кредитования операторов, которая тоже нуждается в "настройке".
Как вывести туристов из зоны риска
"Когда происходит спайка кредитного бизнеса с другим бизнесом - это приводит к печальным результатам. Как банки могут открывать сразу несколько кредитных линий? Отсюда мошенничество в кредитных организациях и финансовые проблемы в компаниях, которые беспрепятственно продлевают эти кредитные линии", - пояснила директор "Ванд интернэшнл тур".
Но другие участники рынка считают, что ждать "милости" и каких-то действий по регулированию туротрасли со стороны государства бессмысленно. "Мы потихоньку возвращаемся к обсуждению введения саморегулирования в туристическом бизнесе. Это могло бы решить многие проблемы. Но как добиться того, чтобы отрасли было выгодно работать "в белую"?" - вопрошает генеральный директор компании "Мегаполюс турс" Виктория Кизимова.
Пока операторы в кулуарах обсуждают приостановление деятельности еще одного игрока рынка, клиенты озабоченны вопросом - стоит ли вообще обращаться в агентство, если даже постоянные клиенты "надежной" компании находятся в зоне риска. Некоторые операторы считают, что нагнетание страха излишне. И ситуация, которая происходит, - типична для любого бизнеса. Нужно просто более аккуратно выбирать тур.
Размер уже имеет значение
"Сейчас мы уже не можем посоветовать клиентам при выборе тура опираться на возраст или объемы компании, так как доверие к этим показателям упало. Клиент должен прежде всего очень осторожно относиться к спецпредложениям и турам по низкой цене", - считает Кизимова.
По ее мнению, теперь туристу надо быть еще внимательнее при выборе агентства и при составлении договора. "Оформление сделки должно быть полностью "белым". Нельзя принимать никаких приходно-кассовых ордеров. Только четко подписанный договор, который нужно читать очень внимательно и не подписывать, если есть сомнения относительно тех или иных пунктов", - советует эксперт.
Никто не ответит за дешевые туры
Как отмечают туроператоры, клиент нередко сам создает себе проблемы - покупает дешевый тур на свой страх и риск и еще подписывает предложенный ему договор, в котором указано, что агентство не несет ответственности за предоставление некачественных услуг.
Ванд советует клиентам избегать долгосрочных программ по низким ценам. "Дешевых туров не должно быть на рынке! Необходимо каким-то образом повысить ответственность агентств, которые продают туры ниже себестоимости. Эта система рушит бизнес-атмосферу. Не может быть никаких акций раннего бронирования. Ведь очевидно, что эти деньги оператор использует, чтобы "прокрутиться". А сколько всего может произойти за это время?" - задается вопросом Ванд.
Она так же рекомендует ни в коем случае не вносить оплату за тур через платежные системы, поскольку в суде квитанции, которые выдает система, недействительны, следовательно, никаких компенсаций в случае форс-мажора клиент не получит.
Демпинговые цены - вариант финансовой пирамиды
Сысойкина сравнивает демпинговую пирамиду в туризме с творением Мавроди. "Тур в Таиланд не может стоить 600 долларов ни при каких вариантах. Очень часто, идя на поводу у клиента, агентства ищут туры по низкой цене и сами поддерживают эту демпинговую пирамиду. Это почти как "МММ", только в туризме. Мы пытаемся бороться с демпингом, но, к сожалению, юридически мы не можем повлиять на ситуацию, можем только пытаться убедить клиента не покупать дешевые туры", - сказала она.
Эксперт отметила, что сейчас агентства, напуганные ситуацией, составляют свой список туроператоров, которые, по их мнению, могут стать "кандидатами на вылет". В этот список, как правило, попадают те компании, которые выставляют некорректные, заниженные цены.
Генеральный директор компании DSBW Карен Гончаров считает, что повлиять на демпинговые цены очень сложно. "Мы можем сколько угодно рекомендовать отказаться от демпинговых цен, но реальных рычагов влияния на эти предложения пока нет. Сколько было разговоров на эту тему, но операторы не смогли достичь какого-то единого мнения", - сетует он.
"Я бы посоветовал туристам расслабиться и не впадать в панику. Туризм - такой же бизнес, как и любой другой, с теми же рисками. Просто мы у всех на виду, поэтому любая потеря имеет серьезный резонанс", - резюмировал Гончаров.
Людмила Титова
РИА Новости
http://travel.mail.ru/news/62682/