«Пакистан оставляет за собой право на защиту интересов национальной безопасности; индо-американская ядерная сделка, заключенная во имя политических и экономических целей, будет иметь отрицательное влияние на поддержание стабильности в Южной Азии», — так охарактеризовал глава внешнеполитического ведомства Пакистана итоги визита президента США Б.Обамы в Индию в конце января 2015 г.
Впервые нынешнее политическое руководство Исламабада официально транслировало свою реакцию в связи с событиями в другой стране. Эмоциональность высказываний выплеснула все накопившиеся претензии как к Вашингтону, так и Нью-Дели:
- во-первых, Пакистан отверг клевету в адрес его приверженности терроризму;
— во-вторых, Пакистан не выступает против гражданского ядерного сотрудничества и членства государств в Группе ядерных поставщиков (ГЯП), не присоединившихся к Договору о нераспространении ядерного оружия. Но, одновременно, противится предоставлению членства Индии в ГЯП, считая, что это станет сильным ударом по режиму нераспространения. Сделка, по мнению Исламабада, направлена на наращивание ядерного потенциала Индией, которая не так много сделала в вопросе о ее транспорентности;
— в-третьих, Пакистан выступил против предоставления Индии статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН в ответ на заявление президента США Б.Обамы во время визита в Нью-Дели о поддержке кандидатуры Индии в отношении ее вступления в этот привилегированный международный форум.
Тема терроризма, вовлеченности Индии или Пакистана в совершенные теракты на территории другой стороны, является одной из острых в пакистано-индийских отношениях. Исламабад бросает обвинения Нью-Дели в антифедеральной активности на своей территории, в частности, в Белуджистане и зоне пуштунских племен на границе с Афганистаном.
Накануне визита в Индию Б.Обама вновь поднял антитеррористическую риторику, подчеркнув, что нахождение мест укрытий боевиков на территории Пакистана неприемлемо. И, забегая вперед, скажем, что в текст итогового совместного заявления был включен пункт с призывом к Исламабаду привлечь к правосудию «лиц, виновных в теракте в Мумбаи в ноябре 2008 г.». МИД Пакистана отреагировал незамедлительно, заявив о требовании привлечь к судебной ответственности лиц, виновных в подрыве экспресса Самхота в феврале 2007 г.
Исламабад болезненно воспринял обвинения в попустительстве террористам. За считанные часы до вылета Б.Обамы в Индию (в ответ на слова президента) Пакистан «сумел» положить на стол правительственным органам США досье об индийском участии в террористических актах в Пакистане. В документе, согласно материалам пакистанской прессы, приведены убедительные доказательства индийского участия в теракте 16 декабря в Пешаваре, в результате которого погибли 149 школьников и учителей. И хотя ответственность за нападение взяло на себя Движение Талибан Пакистана, Исламабад продолжал доказывать «причастность» Индии.
Несмотря на эти усилия Исламабада, обвинения в адрес Нью-Дели не нашли понимания в Вашингтоне. Пакистану и в этот раз не удалось масштабно продемонстрировать свою роль в глобальной войне с терроризмом. В связи с этим Исламабад начал продвигать концепцию, что именно он является объектом агрессии со стороны Нью-Дели.
В Исламабаде полагают, что укрепление индо-американского сотрудничества способствует экономическим и стратегическим интересам обеих стран, но одновременно подрывает стабильность в регионе, и, как следствие, национальную безопасность Пакистана. США игнорируют озабоченность правительства Пакистана о стратегическом дисбалансе в Южной Азии.
Исламабад высказал опасения в связи с наращиванием военного потенциала Индией, которая делает масштабные закупки оружия в России и США, стремится получить передовые технологии для производства ракет и связанных с ними систем доставки. Ее расходы на оборону выросли на 12% в 2014-2015 гг. и составляют 38.35 млрд долларов США. Индия входила в топ-список Вашингтона основных покупателей военного снаряжения в последние три года. Дальнейшее наращивание военного потенциала, учитывая подписанное в январе 2015 г. американо-индийское соглашение об обороне сроком на десять лет, по мнению Пакистана, еще более усилит существующий дисбаланс обычных и ядерных видов вооружений и, следовательно, приведет в стратегической дестабилизации в Южной Азии.
Исламабад высказал тревогу в связи с ухудшением стратегического дисбаланса в период усиления пакистано-индийской напряженности, особенно в условиях нарушения Индией режима прекращения огня вдоль Линии контроля и Рабочей границы.
С целью выравнивания военно-стратегического баланса, Пакистан выдвинул предложение о новом Режиме стратегического сдерживания, в регионе. Он включает три направления: режим разрешения конфликта; режим ядерной и ракетной сдержанности; режим поддержания баланса обычных видов вооружений.
Одна из пакистанских газет написала, что реакция Исламабада на совместное заявление, принятое по итогам визита президента США Барака Обамы в Индию имеет признаки изменения стратегии в регионе.
Что же касается всеобъемлющей реформы СБ ООН, целью которой является сделать главный орган ООН более представительным, демократичным, эффективным, прозрачным и подотчетным, то Пакистан выступает в ее поддержку. Реформирование Совета Безопасности, по мнению Исламабада, должно отражать интересы широкого круга членов ООН.
В то же время он видит два основных препятствия на пути Индии в СБ: во-первых, в целом идея новых постоянных членов создаст дополнительные центры власти и привилегии, и может сделать СБ ООН еще более недемократичным; во-вторых, Индия, по мнению Пакистана, не имеет право на особый статус в Совете, так как она нарушила резолюции Совета Безопасности ООН по Джамму и Кашмир и право народа Кашмира на самоопределение. Пакистан считает, что страна, нарушившая Устав ООН, не вправе претендовать на постоянное членство в СБ ООН. В настоящее время внешнеполитическое ведомство приступило к разработке практических инструментов с целью блокировать путь Индии в постоянные члены СБ ООН.
Подписание индо-американского ядерного соглашения Пакистан рассматривает как нарушение баланса ядерных и обычных видов вооружений. Учитывая интересы национальной безопасности, Исламабад придерживается позиции, что он далее не вправе полагаться на стратегическую стабильность и сдерживание в регионе, считая, что таким образом ядерный порог может значительно понизиться. Одним из возможных путей и средств для выравнивания баланса он видит в наращивании ядерного потенциала. В этой связи 29 января 2015 г. Пакистан предупредил о новом витке гонки вооружений в Южной Азии.
http://oko-planet.su/politik/politiklist/270645-pa kistan-indiya-vitok-yadernoy-napryazhennosti.html