Давно мы не ходили дорогами Афанасия Никитина - за три моря. И вот - «От Инда до Ганга. От гор до равнин». Так называется выставка, которая открылась в Музее Востока. Она посвящена 70-летию независимости Индии. Река Инд обрамляет страну с запада. Ганг - с востока. Так, между востоком и западом, находилось и искусство Индии в XX веке.
Выставка индийского искусства в Музее Востока наилучшим образом иллюстрирует развитие российско-, а чуть ранее - советско-индийских отношений. Ведь значительная часть этих картин и гравюр не что иное, как подарки индийских официальных лиц во время их визитов в нашу страну. За 70 лет их набралось на 2 зала. Открывая выставку, заместитель главы миссии сфотографировал одну из картин. Ее автор - один из самых знаменитых индийских художников XX века Макбул Фида Хусейн, яркий представитель индийского авангарда.
«Если живопись и скульптуру из разных стран соединить вместе, я смогу сразу узнать индийское произведение. Такая особенность есть у индийских художников. Мы приветствуем все явления, но у нас есть свой стиль, и мы этим гордимся», - отметил заместитель главы миссии Г. Баласубраманиан.
На этой картине, написанной в наивном стиле, изображен первый после обретения в 1947 году независимости от Великобритании премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. Еще с середины XIX века англичане открывали в крупных городах Индии школы, пытаясь не столько научить местных художников европейским приемам живописи, сколько наладить массовый выпуск художественной продукции с индийским колоритом для экспорта в Европу.
«Художники по-другому не умели писать - именно маслом, именно так, как их учили преподаватели из Англии и Италии», - объяснила куратор выставки Екатерина Шинкарева.
В начале XX века, предваряя политическое отделение от Англии, индийские художники решили вернуться к своим корням. Возникло движение «Бенгальское возрождение». Балансирование между двумя полюсами - европейской школой живописи и собственной древней богатой культурой и определило лицо индийского искусства в XX веке.
‹тыц›