Тушинский суд Москвы отказал в удовлетворении иска к авиакомпании "Аэрофлот" стюардессы Ирины Иерусалимской, которая, как и другие ее коллеги, пыталась убедить суд признать незаконными требования компании о допустимом размере одежды, росте и весе бортпроводников.
"Рассмотрев иск заявительницы, суд не нашел основания для удовлетворения ее требований", - сообщили в пресс-службе суда (цитата по ТАСС). Сама Иерусалимская, в свою очередь, уже сообщила о своем намерении подать апелляцию в установленный законом срок.
"Суд не принял во внимание наши доводы. Судя по доводам авиакомпании "Аэрофлот", я вообще не должна работать, но я работаю, у меня есть все допуски, но надбавку они мне снижают. Кстати, представители авиакомпании не ответили, почему я продолжаю полеты исключительно по России при условии, что "Аэрофлот" летает в 53 страны мира", - приводит ее слова РБК.
Заместитель гендиректора "Аэрофлота" по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров тем временем сообщил, что авиакомпания считает решение суда "справедливым, основанным на тщательном изучении обстоятельств дела и нормах закона". "Как мы неоднократно заявляли, никто из работников "Аэрофлота" не подвергается дискриминации, ведь основным нашим приоритетом является соблюдение прав пассажиров и сотрудников компании", - отметил он.
При этом Александров назвал аргументы Иерусалимской "неудавшейся попыткой дестабилизировать ситуацию внутри коллектива". "Хотелось бы подчеркнуть, что мы высоко оцениваем деятельность наших бортпроводников и стараемся делать все возможное для улучшения их условий труда. При этом авиакомпания и дальше будет предъявлять высокие требования к персоналу для максимального комфорта и безопасности пассажиров", - добавил он.
В своем иске стюардесса просила суд отменить пункт требований авиакомпании, определяющий размер одежды, рост и вес бортпроводников как дискриминационный, а также взыскать с "Аэрофлота" более 1 млн рублей компенсации морального вреда и удержанной заработной платы.
Как отмечалось в исковом заявлении, нескольких стюардесс, включая Иерусалимскую, из-за несоответствия корпоративным стандартам перевели на внутренние рейсы, вылетающие ночью либо рано утром.
"Аэрофлот" объяснил требования к "габаритам" стюардесс безопасностью пассажиров
В объяснениях, представленных авиакомпанией при рассмотрении Тушинским судом столицы иска стюардессы Ирины Иерусалимской, говорилось о том, что требования, предъявляемые "Аэрофлотом" к экипажу, не носят дискриминационного характера и "объективно обоснованы" спецификой работы.
В объяснении "Аэрофлота", с которым ознакомились журналисты РБК, подчеркивается, что установленные в отношении стюардесс и стюардов требования (для женщин - рост 160-175 см, размер одежды 42-48, индекс массы тела (ИМТ) 16-25, для мужчин - рост 170-185 см, размер одежды 46-54, ИМТ 16-25) обусловлены тем, что им приходится работать в ограниченном пространстве салона самолета.
"Превышение бортпроводниками установленных требований к их "габаритам" делает затруднительным быстрое передвижение бортпроводников по салону воздушного судна, затрудняет проход по салону между пассажирскими креслами, причиняет неудобства пассажирам в случае столкновения с бортпроводником, затрудняет вход/выход из воздушного судна", - подчеркивается в документе.
В компании отмечают, что в случае появления экстремальной ситуации избыточный вес бортпроводника может оказаться опасным, так как помешает ему полноценно выполнять свои обязанности при эвакуации пассажиров.
В документе отдельно указывается на то, что увеличение общего веса людей на борту самолета увеличивает и расход необходимого для перелета топлива, что ведет к росту расходов авиакомпании. По расчетам "Аэрофлота", каждый "сверхнормативный" килограмм массы тела бортпроводника увеличивает расходы компании на 759 рублей в год.
"В этой ситуации зависимость надбавки от веса сотрудника связана со стремлением компенсировать понесенные им дополнительные расходы без необходимости прибегать к замене сотрудника", - пояснили в авиакомпании.
К числу оснований для предъявления к фигурам бортпроводников определенных требований в "Аэрофлоте" относят и желание пассажиров, которые хотят видеть "стройных и молодых" стюардесс. Обманывать же ожидания клиентов в авиакомпании считают неверным, тем более что именно бортпроводники представляют в глазах пассажиров всю компанию и служат ей своеобразной рекламой.
"При наличии определенных предпочтений пассажиров единственной надлежащей линией поведения перевозчика будет являться наиболее полное соответствие таким предпочтениям. Выполнение персоналом рекламной функции следует расценивать как дополнительное преимущество при найме сотрудников, а также расчете объема дополнительных поощрительных выплат", - говорится в документе.
21 февраля российские СМИ сообщили о том, что стюардессы "Аэрофлота", возмущенные политикой авиакомпании, подали на нее в суд, обвинив работодателя в нарушении трудовых прав и дискриминации сотрудников по внешнему виду, весу и возрасту. По словам женщин, с недавнего времени авиакомпания начала избавляться от стюардесс старше 40 лет и больше 46-го размера.
Как пояснила на своем примере бортпроводник высшей категории Евгения Магурина, которая работает в "Аэрофлоте" с 2010 года, еще недавно она была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, однако с лета прошлого года все изменилось.
"Нам всем сказали, что в "Аэрофлоте" теперь за границу будут летать только молодые и худые. Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали - делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 46-го, перестали ставить на заграничные рейсы", - рассказала женщина.
По словам сотрудниц "Аэрофлота", в "борьбе за стройность" со склада авиакомпании вывезли форму 50-52-го размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии) в рамках курса на омоложение получили указание искать любой предлог для увольнения "старых, толстых, страшных" стюардесс.
"Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но, даже если и худели, им говорили, что, мол, все равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже. Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налета оставили кому 60, а кому и 40", - рассказал другая бортпроводница по имени Наталья.
Сотрудники "Аэрофлота" также сообщили журналистам о том, что "курс на похудение и омоложение" начался после того, как генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев вернулся из поездки по Азии, после чего и придумали новый "стандарт". "Шефу понравились азиатки, и теперь при наборе в бизнес-класс приоритет у высоких стройных девушек восточного типа, желательно моделей", - пояснили сотрудники.
На следующий день в "Аэрофлоте" отвергли обвинения в дискриминации бортпроводников по внешним данным и возрасту. "В своей кадровой работе "Аэрофлот" неукоснительно придерживается положений российского законодательства, а также в соответствии с лучшими международными практиками - принципов "работодателя равных возможностей". Это подразумевает категорическое неприятие дискриминации работников по внешним данным, возрасту, расовому и гендерному принципу, политическим и религиозным взглядам и т. п.", - сообщили в авиакомпании.
‹тыц›