Авиакомпания "Аэрофлот" заявила о намерении штрафовать агентов за продажу билетов пассажирам, включенных перевозчиком в так называемый "черный список". Запрет на такую продажу и штрафы за нее будут действовать с 4 июня, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Напомним, что с этой даты российские авиакомпании получат право составлять списки пассажиров, которым они отказывают в перевозке из-за допущенных ранее нарушений порядка на рейсах. Каждый перевозчик при желании сможет (хотя воспользуются этим правом, очевидно, далеко не все компании) составить собственный список нарушителей и не допускать их на свои рейсы в течение года с момента включения в список. Вызвавшие много споров и возражений поправки в Воздушный кодекс по этому поводу вступят в силу как раз в июне.
"Аэрофлот" после этого намерен требовать от российских агентов, продающих его билеты, чтобы перед оформлением билета агент "убедился, что пассажир не включен ПАО "Аэрофлот" в реестр лиц, перевозка которых ограничена". Механизм допуска агентов к этому реестру пока не известен, как не известен и размер штрафов за оформление такого билета.
Решение "Аэрофлота", который был одним из лоббистов новых поправок и регулярно сам сообщает о различных случаях конфликтов отдельных пассажиров с экипажами, ставит сразу несколько вопросов. Как известно, поправки предусматривают ряд исключений, когда внесенный в "черный" список" пассажир все же имеет право лететь. Это случаи, когда пассажир возвращается в Россию из страны, откуда нет наземного сообщения с Россией (а таких стран много, включая ряд курортных направлений, на которых чаще всего и бывают нарушения порядка на борту самолета), направляется на лечение или обратно, либо на похороны близкого родственника или обратно. Последние обстоятельства, согласно поправкам, должны быть подтверждены документально.
Не вполне ясно, каким образом агент, особенно онлайновый, должен убеждаться в том, что пассажир следует, например, на лечение. Насколько можно понять указания "Аэрофлота", продающие билеты в интернете агенты должны будут проверять отсутствие пассажира в аэрофлотовском реестре автоматически при покупке билета. Иными словами, пассажир вообще не сможет оформить билет, даже если у него будет справка о полете на лечение. Агенты, опасаясь штрафа, скорее всего, вообще не будут связываться с таким пассажиром и в лучшем случае предложат ему решать все вопросы напрямую с "Аэрофлотом".
Также пока не вполне ясно, каким образом агент будет проверять, имеет ли страна вылета наземное сообщение с Россией. Это пункт, насколько можно понять текст закона, относится только к гражданам России, а многие иностранные агенты вообще не интересуются гражданством пассажира, продавая билет, и очевидно, вообще не будут ничего сверять с реестром "Аэрофлота".
Напомним, что для занесения в "черный список" требуется привлечение пассажира к административной (только за "невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна") или уголовной ответственности за нарушение порядка на борту самолета. Пассажир может обжаловать такое судебное решение.
Ряд экспертов выражали опасения, что авиакомпании могут пробовать добиваться привлечения к административной ответственности за малозначительные нарушения - к примеру, просто за непристёгнутый ремень или за смену места в салоне без санкции экипажа (последнее и нарушением назвать трудно, но как известно, "Победа" два года назад вызвала полицию, когда пара пожелала сесть рядом, чтобы успокоить плачущего младенца).
‹тыц›