Фестиваль Девяти Божественных Императоров в Малайзии (англ. Nine Emperor Gods Festival) и известный многим Вегетарианский фестиваль на Пхукете имеют одинаковое происхождение. Но празднества, не смотря на общие корни и похожие ритуалы, в наше время несколько отличаются. На Пхукете, как и во всем Таиланде, найдется совсем немного людей, которые знали бы историю появления этого фестиваля, в то время как китайцы Малайзии и Сингапура могут похвастаться серьезными исследованиями на эту тему.
Но разобраться во всех хитросплетениях народных легенд и даосских верований не так уж и легко. Как минимум пять разных версий происхождения культа Девяти насчитал доктор исторических наук из Сингапура Чу Хок Тонг в своем труде The Festival of Nine Emperor Gods: Myth, Ritual and Symbol. Еще немного подбросили историки Китая. Самая популярная точка зрения сводится к тому, что древнейший культ поклонения Девяти Императорам и их божественной матери Доуму появился в эпоху династий Цинь и Хань более двух тысяч лет назад. Императоров, по одной из версий, олицетворяют семь планет Большой Медведицы, Вега и Полярная звезда. По другой версии — семь планет Большой Медведицы и две невидимые звезды.
Но в народных китайских преданиях истории Императоров имеют более «земное» происхождение. Самая популярная говорит о следующем. Девять благородных воинов восстали против правительства Цинь, успели ограбить немало богачей и раздать их добро с простым людям. Но однажды они таки были схвачены и обезглавлены на берегу реки в девятый день девятого лунного месяца. Духи убитых, тем не менее, были видимы всеми, кто находился на месте казни, что причинило немалую панику в войсках. Император, опасаясь последствий и гнева духов, канонизоровал в качестве Девяти Божественных Императоров и снарядил специальный корабль, чтобы отправить духи подальше в открытое море. Корабль, по легенде, причалил где-то в Юго-Восточной Азии, где культ Девяти в китайских общинах со временем прижился сильнее, чем в самом Китае. Например, в 90-ых годах XX века на территории Малайзии существовало 53 храма, посвященных Девяти.
Сам фестиваль начинается с того, что в последний день восьмого лунного месяца яркие храмовые процессии (Танец Дракона и Танец Льва обычно прилагаются и привлекают немало зевак и туристов) следуют к ближайшему водоему (морю или реке), чтобы совершить ритуал «приглашения» духов. Церемонию проводит даоши (даосский священник) и самые уважаемые члены общины. Когда в священных урнах, приготовленных специально для Девяти, вспыхивает яркое пламя — церемония считается успешной. Процессия возвращается в храм, а урны прячут от посторонних взоров. Заканчивается фестиваль через девять дней так же: проводами духов к водоему и отправлением их на корабле (лодке) в свободное плавание. Часто духов сопровождают девять избранных. Когда в священных урнах гаснет огонь — Девять Божественных Императоров покидают землю, чтобы вернуться через год и принести наиболее достойным удачу и счастье.
Белые одежды, которые одевают все участники фестиваля, символизируют и очищение от накопившейся за год скверны, и траур по Девяти (белый в Китае — цвет скорби). Участвуют ли в церемониях медиумы? Да, также как и в Таиланде. Но в Малайзии тех медиумов, что занимаются жестким самоистязанием (прокалывание кожи кручьями, спицами, хождение по лестнице из ножей и по углям) гораздо меньше, -больше внимания уделятся другим ритуалам, менее кровавым. А в Сингапуре, из соображения безопасности, храмовые прогулки медиумов по углям и вовсе были запрещены.
При чем тут Вегетарианский Фестиваль и растительная диета? История этой традиции восходит к V веку нашей эры, когда даосский волшебник (по другим версиям — божество) Фей Чанфан проникся симпатией к бедному, но честному чиновниу по имени Хуань Дзинь и решил избавить его от грозившей беды. Фей Чанфан посоветовал ему уйти в горы на девятый день девятого месяца (опасное время, так как две девятки несут в себе немало разрушительной энергии) и прихватить с собой всю семью. Когда спустя день Хуань Дзинь вернулся домой, то обнаружил всех домашних животных мертвыми. Осознав, что те приняли смерть вместо живущих здесь людей, в качестве благодарности семья Хуань Дзиня приняли решение поститься каждый девятый день девятого лунного месяца. В последствии, эта традиция сплелась с почитанием Девяти и растянулась на первые 9 дней месяца.
В этом году даты Фестиваля Девяти Божественных Императоров (как и его брат-близнец Вегетарианский Фестиваль) выпадают на 13-21 октября. Самые массовые процессии в Малайзии будут проходить в Ипо, Ампанге и на острове Пенанг.
‹тыц›