Хватит обезьянничать!
Власти Индии решают, что делать со стаями макак, оккупировавших правительственный квартал
Среди срочных проблем, которые предстоит решить недавно сформированному индийскому кабинету министров, оказалась одна, очень неожиданная на взгляд иностранца: что делать с макаками-резусами, заполонившими столицу страны Дели и ее правительственный квартал? Из-за этих животных, которые почитаются в Индии как священные, ряд членов правительства просто не могут въехать в свои резиденции.
В Индии на улицах городов, в том числе и в столице, можно увидеть не только бродящих без надзора коров и мирно шествующих по дорогам слонов, но и целые стаи обезьян. Туристам такое соседство кажется экзотическим и забавным, а вот столичным жителям явно не до смеха. Особенно сильно от длиннохвостых хулиганов, рост которых нередко превышает полметра, страдают чиновники.
Сейчас обезьян в Дели порядка 6–7 тысяч. Они уже не одно десятилетие держат в страхе делийцев и особенно жителей правительственного квартала. Макаки превратили в ад жизнь горожан и представляют серьезную угрозу их здоровью, потому что часто являются переносчиками разных болезней. Они хозяйничают и в Президентском дворце, и в здании Секретариата, где располагаются офисы премьер-министра, министерства обороны и внутренних дел. Проходя по коридорам этого величественного здания из песчаника, чиновники в любое мгновение могут стать жертвами нападения обезьян, которые прячутся в нишах и темных углах. Министр обороны Индии, возглавляющий третью по численности армию планеты, со своими генералами пытается защититься от макак при помощи установленных на окнах кабинетов толстых проволочных сеток.
Бывает, что макаки выхватывают у военных документы государственной важности и разбрасывают их. Они грызут провода компьютеров и другой техники. После того как в резервуар с питьевой водой минобороны забралась обезьяна да там и утонула, в военном ведомстве вспыхнула эпидемия желтухи. Однажды макаки даже ухитрились сорвать пресс-конференцию, посвященную итогам визита министра обороны США Дональда Рамсфельда. В 2007 году обезьяны вообще стали виновниками смерти заместителя мэра Дели С.С. Байвы. Чиновник упал с террасы своего дома, пытаясь прогнать напавших на него макак, и скончался на следующий день в больнице от травм головы.
Почему же макаки пользуются полной безнаказанностью? Все дело в религии. Индуисты почитают их как проявление одного из самых чтимых богов – Ханумана, которого изображают с головой обезьяны. Храмы, посвященные ему, разбросаны по всей стране. Хануман джаянти (своеобразный «день рождения» этого бога) является одним из самых любимых праздников во многих штатах Индии. В этих условиях об отстреле обезьян не может быть и речи, особенно сейчас, после завершившихся в мае выборов, на которых уверенную победу одержала Бхаратия джаната парти – консервативная партия, позиционирующая себя как защитница традиционных индийских ценностей.
Не удивительно, что борются столичные власти с макаками в правительственном районе Лютьен, названном в честь британского архитектора, который проектировал Дели, исключительно ненасильственными мерами. Последним средством борьбы с распоясавшимися длиннохвостыми хулиганами стали около 40 «людей-обезьян». Так называют специально нанятых муниципалитетом людей, которые, надев костюмы лангуров, врагов макак-резусов, отпугивают приматов. Они прыгают, как лангуры, издают такие же горловые звуки и делают угрожающие жесты. 40 людей-обезьян на 15-миллионный мегаполис, конечно же, явно недостаточно. Три человека-обезьяны выделены для постоянной охраны резиденции премьер-министра Нарендры Моди в Лютьене. Два охранника в звериных костюмах приставлены к дому лидера главной оппозиционной партии Индийский национальный конгресс Сони Ганди, которая живет рядом. Еще один постоянный пост – резиденция министра внутренних дел Раджнатха Сингха.
Делийские власти, конечно, привлекали к охране правительственного квартала и живых лангуров. Этим крупным обезьянам устрашающего вида даже выплачивали жалованье, как и другим работникам муниципалитета. Только не дензнаками, а в банановом эквиваленте. Поначалу все шло хорошо. Но макаки быстро приспособились к сородичам. Завидев лангуров, которых водили на поводке охранники, они прятались, а когда охрана уходила, выходили из укрытия и вновь начинали хулиганить.
Во власти столичных макак, конечно, не только правительственный квартал. Они чувствуют себя полноправными хозяевами во всем многомиллионном городе. В главной больнице Дели, например, специально от обезьян пару лет назад установили автоматические двери, реагирующие на движение. Макаки научились ими пользоваться и сейчас опять хозяйничают в медицинском учреждении. Они терроризируют больных и медиков, отнимают у людей еду и играют с дорогим и чувствительным медицинским оборудованием, врываются в операционные во время операций и подвергают опасности жизни больных. Обезьяны разбегаются при виде охранников, но прячутся в подвесном потолке и возвращаются, когда стражи порядка уходят.
Семь лет назад Верховный суд Индии попытался решить «обезьянью» проблему радикально. Он обязал столичные власти в течение нескольких месяцев отловить и вывезти макак в ближайший заповедник. Однако это решение так и осталось невыполненным. Дело в том, что ловили макак всего лишь... три человека. Больше добровольцев, рискнувших нарушить религиозный запрет, просто не нашлось. Не помогло даже обещание выплачивать за каждую пойманную обезьяну 450 рупий (10 долл. США). Деньги, по местным меркам, не такие уж маленькие, но для индийцев они, видно, показались неподходящей компенсацией за осуждающие взгляды друзей и знакомых, да и за возможный ущерб здоровью. Все-таки обезьяны – животные не самые безобидные, что они и продемонстрировали отчаянной троице. Главного ловца искусали так, что тот попал на больничную койку. Врачи наложили ему более семидесяти швов.
http://www.newizv.ru/world/2014-08-15/206302-hvati t-obezjannichat.html