Из жж Антона Носика:
Супруга, отправившаяся в Индию на третий день после объявленной денежной реформы, докладывает сегодня утром из столицы Раджастана:У нас тут в Джайпуре жара и ахтунг с деньгами.
Так ни разу в банкомат не смогли попасть. Очереди на 6-7 часов и дают в одни руки по 2000₹. Мы пока даже подступиться не смогли. Меняют по чуть-чуть доллары по адскому курсу.
На мой наивный вопрос, а почему бы не платить за покупки пластиком (совсем недавно его принимали по всей Индии — от сувенирных лавок до деревенских сельпо), супруга сообщает, что продавцы дружно теперь отказываются принимать карты — и за железнодорожные билеты, и за гостиницу, и за покупки в продуктовом супермаркете. То есть эффект от жёстких мер правительства оказался противоположным искомому. Вместо того, чтобы загнать в безнал теневую экономику, создали по всей стране ажиотажный спрос на наличность и выгнали в нал тех участников рынка, которые уже лет 10-15 спокойно работали с легальными и прозрачными для налоговой электронными платежами.
Обидно, конечно, потому что сама идея вытеснения наличности — вполне прогрессивная и здоровая, ни одному обществу она ещё не повредила. Но тут, видимо, подвела тысячелетняя традиция индийских властей класть болт на неудобства и нужды населения. Решил реформатор, что жёсткость новой меры будет способствовать её эффективности — а оказалось, что времена изменились, в стране давно капитализм, и прежний страх перед жёсткой властью отошёл на второй план перед страхом потерять деньги. И, вместо того, чтобы дисциплинированно уйти в безнал, население и бизнес дружно ломанулись за наличной валютой.
Как власти теперь будут выпутываться — непонятно. Вчера уже слышал по радио заверения индийского правительства, что иностранные туристы в декабре от реформы не пострадают, потому что в местах их скопления банкоматы работают в штатном режиме, и продавцы принимают карты. Даже поверил было, но после рассказов жены стало понятно, что власти просто боятся потерять туристический поток — вот и врут иностранной прессе. А на самом-то деле, если действительно выгородить какой-нибудь штат Гоа, чтобы проблема с наличными рупиями его не затрагивала — сразу же всё налбабло оттуда выкачают по своим теневым каналам соседние Махараштра и Карнатака.
Так что выбор у реформаторов небогатый: либо как-то отыгрывать назад, чтобы нейтрализовать последствия спровоцированного реформой кризиса, либо додавливать непослушное население и бизнес жёсткими и показательными репрессиями. Гадать, какой вариант они изберут, я не возьмусь. В любом случае, иностранцам, оказавшимся в этом сезоне в Индии, не позавидуешь.