На этой фотографии я с подругой на набережной в Мумбаи в 2009г. Опустившись на колени, мы простираем руки, молясь шутки ради какой-то неизвестной личности из кадра кино.
Глядя на наши смеющиеся лица вы подумаете, что мы в приступе веселья, хотя в тот момент мы были уверены, что находимся у «Маннат» (Mannat) - у дома Шах Рукх Кхана. Понятия не имею, почему мы решили, что это его дом и чей это был дом на самом деле, не знаю до сих пор. Но мы думали, что нашли дом Шах Рукха, а это был хороший повод для веселья.
Семь лет спустя я стою у настоящего «Манната» - угловой дом с большими тёмными воротами, которые закрывают почти всё от обозрения, охранники, которым удаётся выглядеть и устрашающими и довольными одновременно, меня сопровождает ощущение какой-то низкочастотной энергии в воздухе, которая сопутствует началу карнавала.
У ворот небольшая толпа загораживает надпись «Маннат», так как все хотят у неё сфотографироваться. Уличные продавцы продают чай, острые закуски чана джор гарам, самосы, пепси. Перед тем как приехать сюда, у меня была точная картина тех, кого я увижу у дома – в основном хихикающих юнцов, может людей из далёких сёл и городков.
Однако, вместо этого я встретила там целые семьи с дядями, тётями, внуками и детьми, там были студенты и пары: пожилые и юные, а также туристы. Жители Дели и Бангалора, Колхапура (штат Махараштра), Джамшедпура (штат Джаркханд), Агры, Мулунда (Северо-восточный пригород Мумбаи) и Халдии (Западная Бенгалия).
Все мы стояли у дома, который практически был недосягаем нашим взорам, и уж точно в который нельзя было войти – с чувством удовлетворения от того, что находимся в некоторой близости от живой (из плоти и крови) версии одного из небожителей, божества с экрана, ну или хотя бы недалеко от места его обитания.
Сомневаюсь, что семь лет назад мы с подругой серьезно отнеслись к маленькому путешествию к ошибочному дому Шах Рукх Кхана. Тогда имело смысл просто выяснить, где живёт наш любимый болливудский актёр.
Теперь я задумалась, что нас заставило отправиться на поиски его дома? Что заставляет сотни и тысячи людей, которые наводняют пространство вокруг резиденций знаменитостей, делать это? Зачем мы передвигаемся от дома к дому звёзд, стоим там, делаем фотографии домов и ворот, почему в список обязательных мест к посещению в Мумбаи непременно будет «Маннат» и «Галакси» (Galaxy) (резиденция Салман Кхана), «Пратикша» (Pratiksha) и «Джалса» (Jalsa) (владения Аммитабх Баччана)?
Началось все с шуточной фотографии у ошибочного дома Шах Рукха. Мы потешались, однако уже тогда прекрасно осознавали, каким образом почитают наших знаменитостей и действительно такой способ самовыражения любви к нашим звёздам – стал основной формой почитания.
Сейчас мы строим храмы не только богам из мифов и эпосов, но также тем богам, которые влияют на нас сейчас, которые исполняют свои роли для нас и действуют ради нас.
Больше чем что либо, мы привыкли превращать наших звёзд экрана в идолов и полубогов, возвышать талантливую игру на экране пусть даже исключительных актеров до игры Богов, которые не могут допускать ошибки.
Не смотря на то, что всё это увеличивает разрыв между их мирами и нашим, это даёт нам возможность создавать себе кумира, которого мы можем боготворить с невероятно мощной страстью и одновременно уязвимостью (вспомните героя Шах Рукх Кхана из фильма «Фанат»).
Поклонение дарит нам супергероев, пусть и вымышленных, теперь мы можем надеяться стать когда-либо как они, лицезреть их или даже однажды познакомиться с ними.
Ну а что вы будете делать, если божество так и не появится? Все просто- отправитесь в паломничество к их домам.
Эти дома стали для нас местом культа и поклонения, они нас чуть приближают к кумирам, которые в любой другой ситуации остаются недосягаемыми и отдалёнными.
Я слышала, как целые толпы собирались у дома Аммитабх Баччана, где вечером каждого воскресенья он выходил на несколько минут на балкон помахать рукой фанатам.
Это своего рода лицезрение образа бога, явление (darshana) народу самого главного божества Болливуда. В эти несколько минут фанаты видят как бог становится живым, реальным, пусть даже эта реальность искажена, искусственна и скоротечна.
Иногда лицезрение вашего бога во плоти может заставить вас поверить в него ещё больше.
В Мумбаи находятся обители знаменитостей, они крепко вплетены в историю города, они не просто являют собой места поклонения, это достопримечательности, ориентиры, монументы и смотровые площадки для экскурсантов.
В мою первую поездку в Мумбаи таксист взял на себя обязанность показывать мне дома актёров, режиссеров и певцов. «Вот здесь жил Кишор Кумар (Kishore Kumar), здесь живет Лата Мангешкар (Lata Mangeshkar), а это дом Салмана. Эти места он перемежал с остальными достопримечательностями Мумбаи: с мечетью Хаджи Али, с набережной Джуу Бич, с пляжем Чаупатти, с музеем принца Уэльского, с фонтаном Флора и с храмом Сиддхи Винаяк.
Около «Манната» я столкнулась с парой средних лет, осматривавших достопримечательности города. Он поклонник Шах Рукх Кхана, она-нет. Они приехали из Индора, это их первый день в Мумбаи.
«Мы остановились в отеле поблизости, поэтому посчитали нужным отправиться в первый же день посмотреть на дома Шах Рукха. Следующим будет дом Салман Кхана. Ну не мог же я приехать в Мумбаи и не посмотреть их дома» – говорит он.
Наверное не все у «Маннат» – фанаты-паломники, может здесь есть те, кто хочет увидеть всё, что может предложить Мумбаи. Стоять у «Маннат» тоже самое, что находиться у Ворот Индии – смотреть на что-то историческое, гораздо большее чем жизнь, на что-то, частью чего мы не являемся, однако что может стать частью истории наших жизней.
Конечно, большая часть толпы – это фанаты.
Люди приходят сюда для того, чтобы определять положение своих богов в каменных, стеклянных, хромированных и стальных домах– почти знакомая обстановка, несмотря на разительные отличия – обстановка, которая реальна и осязаема, в отличие от ускользающего, волшебного мира звёзд экрана.
Для многих из нас этой тонкой, едва различимой связи с кумиром вполне достаточно.
Дама из Колапура рассказывает, что её старшая дочь любит Шах Рукха. Сама девочка стоит близко у ворот, болтая возбужденно с своими братьями и сёстрами. «Это наш последний день в Мумбаи. Она настояла, чтобы мы пришли и посмотрели, где живёт ШРК.»
Другой парень из Джамшедпура, чей возраст примерно 20 лет, находится здесь со своей семьёй. Они приехали в Мумбаи для лечения мамы, но смогли выкроить несколько часов, чтобы обойти дома богатых и знаменитых. «Я был дважды у домов Шах Рукха и Салмана» - говорит парень. Он называет это «пастбищем фанатов» - и сам радуется выдуманному выражению. Мы так близки к ним сейчас, как можем быть близки друг к другу в реальной жизни. Иначе всё это только на экране»
Почти для всех в Индии, это – правда. Они так близко, что как будто мы попадаем в их мир. Иначе их мир слишком удалён от нас, и доступ к их миру возможен только через экран, диалоги, фотографии, наше восприятие затуманено глянцевыми журналами и огнями софитов.
Физическая, осязаемая связь с их миром - это и есть тот самый внушительный, импозантный, невероятно роскошный дом, который стал для нас храмом.
Некоторые храмы, как оказалось, даже не нуждаются в идоле внутри них.
Ощущение праздника у дома «Маннат» чувствуется даже, когда ШРК нет дома.
Мне об этом сказала дама средних лет из Агры, которая только что закончила разговор с охранником, так что её информация достоверна.
«Никого нет дома, вся семья уехала, кроме младшего сына» - говорит она весело. Похоже, никому до этого нет дела. Кто-то упоминает фильм «Богатей» (Raees). «Наверное уехал продвигать свой фильм». И вот тут я допустила ошибку: «Тогда зачем» - поинтересовалась я громко – «тогда зачем было приходить сюда, если вы всё равно его не увидите?»
Не знаю, что я натворила, но людей вокруг меня стало заметно меньше. И тут мне выпал шанс сделать селфи на фоне таблички «Маннат». Вот и хорошо.
Позже, когда уличный мальчишка готовил мне чана джор гарам, он сказал, что я своим вопросом всех распугала. «Вы смутили их, мадам, ну и что, что они не увидят звёзду, они хотя бы увидят его дом». Он рассказал мне, что почти каждый, кто приходит сюда, знает, что не увидит Шах Рукха.
Суперзвезда почти никогда не показывается, кроме каких-то специальных случаев, сегодняшний день от других ничем не отличался. Для него. По крайней мере.
Но для всех нас, для каждого, кто толпился у его дома, едва видного и совершенно недосягаемого, это был очень особенный день.
P.S. В статье даны очень хорошие фотографии, не поленитесь, кому интересно пройти по ссылке.
‹тыц›
07.02.17
Свати Дауфтар