Процесс поиска XV буддийского иерарха начнётся в течение ближайших двух лет, еще при жизни XIV Далай-ламы
Согласно буддийским верованиям, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорождённых. Поэтому после смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации - маленького ребёнка, который должен обладать определенными признаками и должен пройти испытания. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу (столица Тибета), где проходит обучение под руководством опытных лам, сообщает АРД.
Существует ряд признаков, по которым монахи разыскивают новое воплощение Далай-ламы, рождение которого обычно происходит на территории Тибета, Китая или Монголии.
Во время ежегодной мемориальной лекции Раджендры Матхура, организованной редакции Editor's Guild в Индии 9 августа, Далай-лама сказал, что «подготовительная работа» по выбору его преемника, 15-го Далай-ламы, начнётся уже в течение ближайших двух лет.
Австрийский альпинист Генрих Харрер, который бежал из лагеря в Индии и провёл «Семь лет в Тибете» (так называлась его автобиография), рассказал в статье, опубликованной в июле 1955 года в журнале National Geographic о том, как был признан 14-й Далай-лама.
Поисковая группа, отправившаяся в провинцию Цинхай в Китае в 1937 году для поиска реинкарнации 13-го Далай-ламы, остановилась в маленьком домике, где двухлетний мальчик вскочил и выбежал навстречу им. Ламы из поисковой группы пришли в дом к его родителям и разложили перед ним, двухлетним, вещи, среди которых были некоторые, принадлежавшие покойному Далай-ламе. Мальчик сразу выбрал их из кучи и сказал: «Это моё». Так было определено, что именно в него вселилась душа умершего, и он был признан очередным воплощением Будды.
Теперь, спустя 80 лет после этого удивительного события, Далай-лама считает, что пришло время готовиться к выбору его преемника.
- Некоторая подготовка к будущим поискам перерожденца Далай-ламы начнётся в течение следующего года-двух, - сказал Далай-лама, указав, что его преемника можно найти либо в Монголии, либо в Северных Гималаях (Индия). Значительные замечания Далай-ламы о его преемственности были омрачены его заявлением о противостоянии Доклама, где он ссылался на дух «Hindi-Chini bhai bhai». Эти комментарии, однако, вряд ли останутся незамеченными в Пекине, поскольку это заявление противоречит тому, что сказал Далай-лама 24 сентября 2011 года.
Процесс выбора его преемника, сказал он тогда, начнётся только после того, как ему исполнится 90 лет, в 2025 году. Тогда он обратится к тибетским буддийским высоким ламам о необходимости продолжения учреждения Далай-ламы. Будут проведены консультации с различными руководителями тибетских буддийских традиций, чтобы выбрать 15-го Далай-ламу.
Учёные указывают на два важных аспекта заявления от 9 августа - Далай-лама уже принял решение о необходимости продолжения учреждения, и сроки выбора преемника были сдвинуты. «Он чувствует двуединое давление преклонного возраста и китайцев», - говорит тибетолог Клод Арпи.
Некоторые намеки на изменение мышления среди тибетской общины прозвучали в недавнем заявлении Лобсанга Сангая, президента тибетского правительства в изгнании. Выступая на фонде Индо-Тибета в Нью-Дели 17 мая, Сангай сказал, что Далай-лама ещё при жизни выберет своего преемника. «Он (Далай-лама) говорит, что решит этот вопрос в возрасте 90 лет, но я думаю, что это должно произойти раньше, и я думаю, что это может произойти», - отметил он.
В ноябре 2007 года Далай-лама высказал мнение о том, что до его смерти буддисты Тибета должны избрать его преемника с помощью референдума, а не традиционным способом, когда на роль преемника выбирается ребёнок. Духовный лидер тибетцев не уточнил, какую именно форму будет иметь предполагаемый референдум.
В то время как Далай-лама не уточнил характер церемоний, которые начнутся в ближайшие два года, ученые говорят, что, вероятно, это молитвы и тантрические ритуалы в буддийских монастырях, требующих его реинкарнации. Там ещё одно существенное отклонение – 15-й Далай-лама, в отличие от 14 предыдущих, будет выбран ещё при жизни своего предшественника.
Недавние заявления Далай-ламы имеют значение в свете растущей непримиримости Китая и полного отказа от ограниченной автономии для Тибета. В последние годы Пекин называл Далай-ламу «волом в овечьей шкуре» и активно протестовал против его посещения монастыря Таванг Аруначал-Прадеша в апреле этого года.
Заявление Далай-ламы в 2011 году завершилось предупреждением: «Имейте в виду, помимо реинкарнации, признанной с помощью законных методов, не должен быть признан ни один кандидат, выбранный для политических целей кем бы то ни было, в том числе и Китайской Народной Республикой».
В своём заявлении 9 августа Далай-лама подтвердил, что его преемник будет выбран либо в Монголии, либо в Индии.
‹тыц›