Основатель и генеральный директор компании Admitad Александр Бахманн — о выходе на индийский рынок.
Выход компании на международный рынок — это прекрасный повод послать горячий привет своим конкурентам, показав, насколько сильны позиции твоей компании.
Такой инфоповод всегда красив и практически беспроигрышный с точки зрения влияния на репутацию. Но объём предшествующей, а потом и сопутствующей работы — гигантский. Очевидно, что невозможно избежать всего, прочитав один-два материала от представителей бизнеса, имеющих опыт в международном развитии.
Задача совершенно иная. Рассказать о том, к чему стоит готовиться и как избежать ошибок на стадии планирования. Я расскажу про опыт ведения бизнеса в Индии, где у компании Admitad уже несколько лет работает местное представительство.
Какой бизнес стоит открывать в Индии
В Индии имеет смысл открывать бизнес, связанный с ИТ. Индия — идеальное место для компаний, которые планируют международную экспансию. Если какая-то ИТ-компания планирует выходить за рубеж, то Индия — это идеальное место для того, чтобы потренироваться, отточить навыки.
В Индии много клонов и аналогов западных интернет-магазинов: огромные супермаркеты, онлайн-гипермаркеты, есть местные аналоги Amazon, Flipkart, Snapdeal, ShopClues, платёжные системы, заказ еды, билетов. То есть практически всё, что есть в Индии — не местное изобретение, а что-то, пришедшее откуда-то либо со своими инвестициями, либо со своими идеями, но это всё вокруг digital.
Запуская бизнес в Индии, надо учитывать, что у индусов нет денег. Это полностью иностранный капитал. Другое дело, что уже сейчас, когда компания существует какое-то количество лет (три-пять) и показывает стабильный рост, то к этой компании обязательно присосётся какая-нибудь американская или азиатская фирма и предложит вложить в них ещё больше денег.
Но изначально это должны быть собственные деньги. Надо быть готовым к тому, что ты будешь делать всё на свои деньги. Причём найти партнёра, который захочет помочь, можно, но он будет оказывать любую поддержку, только не финансовую.
Правовые и юридические аспекты
Процесс подготовки документов для открытия компании в Индии довольно трудоёмкий, и собственными силами здесь не справиться. На местном рынке очень много нюансов, которые непонятны ни европейцам, ни людям из других стран.
Рекомендуется сразу же нанимать консалтинговое агентство, юристов. Лучше, чтоб их было несколько, потому что уже с этого момента начнётся надувательство.
Когда выбираешь компанию, которая бы начала консультировать по поводу легализации документов, различных систем налогообложения и так далее, то две компании, занимающиеся одним и тем же, предложат ценник, отличающийся в разы. У одной это может быть, например, миллион рупий, а у другой — пять миллионов.
Но самое важное — самостоятельно понять все налоговые сложности и законодательство невозможно. Нужно нанимать юристов и с ними плотно всё изучать. У нас ушло около трёх месяцев каждодневного общения на то, чтобы мы, наконец, запустили процесс оформления документов.
Потом ещё приблизительно месяц регистрации и всё — achievement unlocked — у вас есть компания, у вас есть счёт, вы можете работать, получать деньги и дальше с ними что-то делать. На бумаге всё гладко, потому что я сознательно опускаю множество юридических и финансовых аспектов, про которые должен рассказывать специалист. И это точно отдельная тема. И очень большая.
Поиск офиса
Есть место в Индии — город Гургаон, он же Гуруграм. Это город, у которого каждые три года меняется название. Он находится недалеко от Дели. И исторически сложилось, что этот город — мекка всех западных компаний.
Если вы начинаете экспансию в Индию, вы должны идти в Гуруграм, потому что большая часть людей, которые там работают, — сотрудники ИТ-сферы. Там можно найти себе и персонал, как правило, из местных. Есть и экспаты, но они в большинстве случаев сидят в своих компаниях и никуда не планируют уходить. Если захотите, начинайте с Гуруграма — это и дёшево, и эффективно, это правильное решение.
Другое дело, если мы говорим о такой составляющей, как продажи. Для этих целей подходит Мумбаи (ранее — Бомбей). Очень много агентств, с которыми у рекламодателей заключены контракты, находятся в Мумбае. Поэтому если нужны крупные, мощные рекламодатели, то без постоянных командировок в Мумбай на неделю или на месяц не обойтись.
Если компания хочет заниматься развитием своего бизнеса, то в Мумбае неплохо было бы иметь отдел продаж. Но это стоит намного дороже: там элитная недвижимость и звёзды Болливуда. Можно содержать офис из 30 человек в Гуруграме и можно на эти же деньги содержать команду из пяти человек в Мумбае.
Но с другой стороны, Мумбай выгоден, если у тебя там продажи. Могу нашим примером подтвердить, что много денег тратится на командирование людей. Но из-за специфики и из-за того, что у нас всё-таки аффилиат, нам немного попроще работать с агентствами, поэтому нет необходимости иметь продажи в Мумбаи.
Мы пытались разработать схему, при которой у нас был бы там удалённый отдел продаж, но, просмотрев большое количество людей, мы поняли, что люди хотят настолько большие деньги, что проще туда летать.
Офис лучше искать через основных игроков, которые занимаются строительством и сдачей недвижимости для таких целей — под нужды компаний, выходящих на местный рынок.
Это одна-две группы девелоперов. Если тебе нужен офис, ты обращаешься либо к одним, либо к другим. Сложности начинаются, когда ты приехал смотреть офис, обсудил, объяснил, что ты хочешь, как это должно выглядеть, и тебе назначают сроки. Ты сразу можешь к этим срокам прибавлять полгода, и через это время офис будет готов. Но это связано не только со строительством офиса, это связано ещё и с пониманием сроков у индусов.
Есть и вторичка. Во вторичку можно въехать в любой момент. Но большинство того, что есть на вторичном рынке, неприемлемо. Условия там дичайшие: муравейники, где на 40 м² у тебя размещается 30 человек. Поэтому, если ты хочешь, чтобы человек пришёл в офис и сказал «вау», потому что столы стоят хотя бы в полутора метрах друг от друга, то нужно строить новый офис.
Можно, конечно, снять офис, откуда съедет компания из 30 индусов на 40 квадратных метрах, и посадить на тех же 40 квадратных метрах пять человек. Но, как правило, большинство людей, когда приезжают в страну, делают что-то своё. Это показатель развития бизнеса, все компании въезжают в новые отстроившиеся офисы.
Наём сотрудников
Теперь начинается поиск сотрудников. Изначально у нас была задача найти руководителя местного офиса. Мы не знали людей или рекрутеров. У нас была одна рекомендация от другой компании, где работают русские сотрудники, которые уже находятся в Индии.
Они порекомендовали рекрутинговое агентство и они же позже посоветовали нам адекватных юристов. Через рекрутинговое агентство мы начали поиск руководителя и параллельно искали сами. Только своими силами это сделать невозможно, потому что нужно 24 часа в сутки заниматься обработкой входящих резюме.
Восемь из десяти индусов имеют по паре степеней MBA, но ты начинаешь с ними разговаривать и понимаешь, что английский у них на уровне начальной школы. И ничего общего со степенью или квалификацией это не имеет. Это просто какой-то сертификат, который у них может получить каждый разносчик пиццы.
Работают только рекомендации, потому что ты точно наломаешь дров, если будешь искать и проверять сам. Мы сперва обратились в рекрутинговое агентство, которое нашли в поисковой выдаче. И условия, и качество по сравнению с тем агентством, которое нам порекомендовали, были намного хуже, и ценник был намного выше.
Возможно, если ты приходишь по рекомендации от кого-то, условия для тебя будут несколько мягче, чем если ты придёшь с улицы. Специфика этого рынка такова, что если там нет местного человека, то несмотря на то, что ты вроде как сагиб по статусу, тебя все будут пытаться раскрутить на деньги.
Посмотрев первые десять кандидатур, которые просили, грубо говоря, 500 тысяч рупий в месяц, ты думаешь: «Ну, значит, это адекватные деньги, стоит взять». Но потом начинаешь искать через рекрутинговые агентства, они уже фильтруют через себя, и ты понимаешь, что средняя зарплата на эту позицию — 200 тысяч рупий. Можно делать всё своими силами, но это выйдет намного дороже, и не факт, что будет здорово и не придётся потом переделывать.
Говоря об уровне клиентского сервиса, нужно понимать, что у всех одинаковая заинтересованность. Ты ищешь агентство самостоятельно, ты звонишь, они готовы тебе помочь, выехать, оформить, посмотреть. И те агенты, которых тебе порекомендуют, готовы сделать то же самое. Разница — в деньгах.
Когда пройден этап с наймом руководителя, начинается поиск сотрудников. Изначально у нас была идея взять сотрудников из других партнёрских сетей, то есть с опытом. Необязательно переманивать.
Хотя в Индии всё завязано на кастах, узах и дружеских связях. Если человек приходит в компанию, то независимо от его уровня и ранга, он может подтянуть ещё минимум пять человек. То есть ты нанимаешь директора, он тебе приводит уже и руководителя отдела, и разных менеджеров.
Идея нанимать сотрудников с уже имеющимся опытом оказалась нерабочей. Потому что индусы очень сложно переучиваются. Если человек работал до этого три года в другой сети и даже если занимал какую-то хорошую позицию, но имел дело только с инструментами платной платформы для обслуживания аффилиатов (хочешь создать аффилиат — купи у нас модуль и работай), ему потом катастрофически сложно переучиться.
После того, как мы наняли первую часть сотрудников, мы пробовали взять сотрудников без опыта, и они намного быстрее обучились. Они же молодые, в этом тоже фишка. Средний возраст, если мы говорим об Admitad в Европе, — до 30 лет.
В Индии это 30 лет с небольшим. Впоследствии мы, конечно, придумали, как переучить сотрудников, которые имели опыт работы в других сетках, но по опыту могу сказать, что первые результаты по ним мы увидели только через год.
Особенности менталитета
Очень многое завязано на менталитете, на тех же кастах. Кто-то не хочет с кем-то работать, кому-то что-то не нравится, у какой-то касты праздники постоянно, у какой-то — нет. Очень много сложностей, но главное, что начало напрягать с самого начала, — их непунктуальность.
Это когда ты договариваешься о встрече на 13:00, приходишь в 12:45 и ждёшь до 13:30, звонишь, а тебе говорят: «Зачем вы так рано пришли?» И это повсеместная история. То же самое и с любыми отчётностями, письмами, дедлайнами. Тебе говорят: «Да, конечно, сегодня мы всё вам пришлём», и ты закладываешь ещё три-четыре дня на получение ответа. Это национальный обычай что ли.
Запугивания работают, только если ты себя изначально ставишь как страшный руководитель-каратель. Но есть ещё небольшой нюанс. Допустим, рабочие места (вакансии). В Индии всё-таки очень сложно с работой, и поэтому есть такие должности, как человек, который нажимает кнопочку этажа в лифте в торговом центре и получает две тысячи рупий в месяц.
Есть человек, который охраняет остановку, сидит на стульчике рядом за тысячу рупий в месяц. Стоит тебе опубликовать какую-нибудь вакансию, и ты сразу получишь миллион откликов. Но вот фильтровать их очень сложно, это отнимает много времени и усилий.
Нужно обязательно создавать для сотрудников суперподробные пошаговые мануалы по любому действию. Если твоя система хоть на 1% отличается от того, с чем им приходилось работать, ты должен всё подробно расписать: нажимаем на кнопку «Войти», вбиваем в строку URL такие-то символы, попадаем туда-то. И такие подробные мануалы нужны для всех — и для руководителей, и для рядовых сотрудников.
Ещё тут вступает в силу интересный индийский фактор. Индусы очень умные, но у них есть одна важная особенность — они не исключают, что всё возможно. Разница, однако, между глупостью и неисключением, что всё возможно, огромна, главное — не спутать.
Например, ты приходишь с утра в офис, ставишь ведро с навозом, и говоришь: «Ребята, если каждый сейчас намажет себе руку этим навозом, то когда будете кликать по мышке и клавиатуре, конверсия у вас по всем каналам вырастет на 10%». И они сделают это. Не потому, что они тупые. А потому, что они допускают возможность, что это действительно так. И нужно в общении с индусами отталкиваться именно от этого.
Оттого, что ты пошагово не расписал, что и как делать, будут неточности. Как только появится возможность сделать какое-либо действие иначе (раз верный алгоритм не описан в документе), сотрудник так и сделает. 99%, что это будет сделано неправильно. Или это будет сделано неполно, с упущением каких-то важных моментов.
Например, для индуса запустить кампанию — значит, пойти на встречу, договориться и всё. Он её уже запустил в голове на встрече после того, как ему сказали: «Да, давайте». Такие вещи, как заключить договор, настроить кабинет, проинтегрироваться, сделать потом ещё множество тестов, какую-то информационную рассылку — у них нет этого в понимании.
Зачастую, когда ты спрашиваешь: «А почему ты так сделал?», индус тебе отвечает: «А я думал, так лучше» или «А я думал, так возможно». Можно провести аналогию с поведением детей. И виноват не он, а ты. Ты чётко не рассказал, что это надо делать так, а не иначе, а это не надо ни в коем случае.
Есть другой нюанс. Как только индусы получают какую-то новую информацию и видят, что она полезна, они хотят создать что-то подобное сами. Поэтому часть из них может сразу отвалиться. К этому надо быть готовым.
Ты планируешь, что ты с этими людьми будешь работать, вот это будет твой генеральный директор, а через полгода они уходят и начинают делать что-то своё. Два сотрудника из пяти, которые были с нами с самого начала, через полгода ушли, и каждый из них открыл свою партнёрскую сеть.
Но у этих сотрудников дела идут неуспешно. Это уже к следующему вопросу — специфике работы всех индийских интернет-проектов без внешних инвестиций. Они готовы зарабатывать мало, если это будет стабильный заработок. Самое главное для них — не рост показателей и объёмов, а стабильные выплаты.
‹тыц›