В Калькутте их несколько тысяч, больше, чем где-либо еще в Индии. Но веяния времени ощутимы и здесь. Уйдут ли рикши навсегда в прошлое?
Запрещающих знаков здесь почти нет. Все, кто ездит на собственных автомобилях, такси, автобусах, закрытых трехколесных мотороллерах (их используют как маршрутные такси), и даже велорикши — на дороге придерживаются одной простой тактики: мчись напролом и сигналь. К табличкам с надписями вроде «Соблюдайте правила дорожного движения» приезжие относятся как к местному юмору. Потому что эти самые правила не соблюдает ни один водитель. Во время недавнего пребывания в Калькутте я наловчился переходить оживленные магистрали: просто пристраивался к набравшейся у края дороги кучке пешеходов, достаточной, по моим расчетам, для того чтобы водитель проезжающего такси затормозил, когда люди двинутся наперерез.
В узких боковых улочках беспрестанно звучат сигналы автомобилей — это значит, что сейчас такси или даже небольшой грузовик выскочит из-за угла и покатит по проулку, где едва протиснется велосипед. Но иногда во время короткого затишья вдруг слышится позади звук колокольчика. Всякий раз в моей памяти возникала картина Рождества, и я оборачивался в смутном ожидании увидеть заснеженный лес и пару лошадок, запряженных в сани. На самом деле передо мной неизменно появлялась рикша — легкая двухколесная коляска, которую везет не лошадь, не осел, а человек — тоже рикша. Чаще всего это тощий, грязный, босой мужчина, по которому видно, что работа дается ему с большим трудом. К руке рикши привязан колокольчик, который беспрестанно звенит. Из всех дорожных сигналов города этот — несомненно, самый приятный.
Полностью читайте статью на страницах журнала National Geographic Россия.
www.national-geographic.ru