28.07.08 00:05
ШОС и ситуация в Азии
Не так давно Индия упоминалась в новостных сводках только рядом с Пакистаном, через дефис. Однако все изменилось: все чаще и чаще Индия сравнивается с Китаем. С 1978 года темпы роста китайской экономики были в среднем 10%, в то время как индийская прибавляла с 1991 года по 6%. Экономические прпрогнозы предсказывают, что между 2030 и 2040 годами китайская экономика обойдет экономику США, а Индия обойдет ее в 2050 году.
Растущее большинство комментаторов предсказывают, что индийская демократическая структура и сопутствующая ей прозрачность позволят Индии обойти Китай, потому что для Китая, возможно, придет время, когда несоответствие между экономическим динамизмом и политической вялостью остановит Китай. Однако ориентация индийской глобализации на сферу услуг и многочисленные линии разломов в сложном обществе сделают более пологой экономическую траекторию страны, и возможность обогнать Китай окажется под вопросом.
Роль индийской экономики в глобализации основывается, прежде всего, на предоставлении услуг, которые поглощают капиталов, чем чем рабочей силы. Индийская АйТи индустрия и базирующиеся на аутсорсинге сектора услуг дают работу лишь нескольким миллионам из 470 миллионной армии трудоспособных. Производительный же сектор, с другой стороны, дает работу семи миллионам в сравнении со 100 миллионами в Китае.
Малочисленность рабочих мест в развивающемся секторе услуг станет будущей проблемой для Индии. По мере того, как сельское население перемещается в города, результатом недостатка рабочих мест станет растущее напряжение в городских районах. В противоположность этому, сельское население, перемещающееся в города восточного Китая, имеет возможность найти работу в индустрии.
Дисбаланс между сельским и городским населением окажет влияние на политику и снизит скорость реформ. Южный штат Карнатака, в котором основана индийская силиконовая долина, которая в свою очередь размещена в Бангалоре, уже предвещает наступающее будущее
Глобализация АйТи сектора в Бангалоре способствовала быстрому росту городского населения, в то время как сельская Карнатака находится в стагнации. Из-за недовольства среди сельского населения, которое в Индии составляет конституционные две трети населения и решает выборы чисто количественным превосходством, возглавляемый Конгрессом правительство С.М.Кришны, которое способствовало возвышению Багалора, потеряло на выборах 2004 года власть.
Последующая коалиция, в которой бизнесмены от политики позиционируют себя как защитников интересов крестьян, выступает резко против Бангалорской АйТи индустрии. Результаты этих конфликтов уже видны: АйТи гигант Индии Infosys, предпочел Хайдарабад в качестве своего крупнейшего центра, консорциум по производству полупроводников SemiIndia тоже выбрал Хайдарабад целью своих 3 миллиардных инвестиций.
И хотя часто утверждается, что индийская демократия сможет управлять сложностью индийского общества, наибольшие угрозы для Индии вырастают внутри нее самой. В недавнем прошлом Индия уже испытала или продолжает испытывать конфликты: в Кашмире, Пенджабе, в северо-восточной Индии и испытывает регулярные городские беспорядки между индусами и мусульманами. Китай же, напротив, выглядит стабильным – за исключением восстания на Тяньаньмэнь – потому что этнически является гомогенным.
В городах Индии индо-мусульманские противоречия часто заканчиваются беспорядками- бунтами. 140 миллионов индийских мусульман – вторая по численности популяция мусульман после Индонезии – находится перед лицом потрясающей бедности. 40% мусульман против 22% индусов живут на шесть долларов и меньше в месяц. Большое число мусульман в городах работает в качестве ремесленников, потому что ремесленные профессии пришли в Индию в результате нашествий мусульман из стран Центральной Азии.
Интеграция же Индии в систему глобализации разорила именно ремесленников.
Кроме Банголора есть бывший центр производства шелка Раманаграм – наглядный пример контраста с бумом АйТи сектора Банголора. Когда Индия подняла тарифные ограничения по обязательствам ВТО в 2000 году, дешевый китайский шелк наводнил Индию, превратив преимущественно мусульманский город в город-призрак, так как производство шелка прекратилось. В Варанаси – давний синоним индийских женщин облаченных в прекрасные шелковые сари – 100000 ткачей, большей частью мусульман, потеряли работу, после того как в страну хлынул дешевый импортируемый из Китая шелк. Некоторые из них совершили самоубийства, другие продают свою кровь, чтобы выжить. В Алигархе 100000 мусульманских производителей замков потеряли работу за несколько лет, не выдержав конкуренции с дешевыми китайскими замками.
Социологи показывают, что потенциальный пик для конфликтов в обществе приходит тогда, когда быстро растущие ожидания не оправдываются. Вполне возможно, что Индия с ее летаргической работой в создании рабочих мест в обрабатывающей промышленности и наряду с увеличивающимися конфликтами между городом и селом, между мусульманами и индусами не сможет удержаться в русле намеченных реформ.
Да, Китаю угрожает одна большая революция из-за несоответствия между экономической и политической структурами. Но Индия может увязнуть в миллионах мелких бунтов и мятежей.
Об авторе: Амандип Сандху специалист по политической социологии, который пишет о Южной Азии и Среднем Востоке, и член совета ректора Университета Калифорнии, Санта-Барбара.
Оригинал статьи: Will India Overtake China? No so Fast!
http://www.bu.edu/globalbeat/syndicate/sandhu030806.html
© Перевод: Василий Щерба