Ныне Индия известна своим суровым консерватизмом, но в свое время она была родиной эротики и славилась чувственной литературой и барельефами.
Эндрю Банкомб выяснил, как эта древняя тяга проявляется в современном мире
Индия дала мировой культуре, например, "Камасутру" и глубоко эротичные барельефы из Кхаджурахо, завлекающие и интригующие туристов. Но в наше время эта страна имеет репутацию гораздо более консервативного, застегнутого на все пуговицы социума, где влюбленные пары рискуют навлечь на себя суровое осуждение, если осмелятся в общественном месте просто взяться за руки.
В этом контексте, пожалуй, неудивительно, что самый свежий вклад Индии в культуру эротики имеет оглушительный успех. Первый индийский порнографический интернет-комикс привлекает десятки тысяч посетителей, которые ежедневно заходят, чтобы испытать возбуждение и посмеяться, наблюдая за похождениями пышногрудой Савиты Бхабхи.
Савита Бхабхи – грудастая, изящно нарисованная индийская домохозяйка. Она любит своего мужа Ашока Патела, но долгими днями вынуждена скучать дома, пока Пател, человек занятой, пропадает в своем офисе. В полноцветных комиксах подробно изображаются развеселые приключения Савиты с кем угодно, от разъездного торговца женским бельем ("Помогите мне, пожалуйста. Никак крючочек не расстегну") до двух энергичных молодых парней, потерявших в саду свой крикетный мяч, и мускулистого дальнего родственника, приехавшего погостить из США. В каждом эпизоде многочисленные прелести Савиты и ее плоский, как стиральная доска, живот гарантируют, что ей всегда удается изловить добычу.
Но кто они – создатели Савиты Бхабхи? На сайте, где выкладываются эти полноцветные комиксы с текстом на английском языке и ряде индийских, в том числе на маратхи, тамильском и малайяме, сообщается, что авторские права принадлежат так называемой Indian Porn Empire, которая по сей день не соглашается предоставить местным журналистам дополнительные сведения о своей все более популярной домохозяйке. Не ответила она и на ряд вопросов Independent, отправленных по электронной почте.
На главной странице и в интернет-форуме, посещаемом армией поклонников Савиты, участники проекта выступают исключительно под никами. Администратор сайта и автор идей (основанных, как сообщают зрителям, на образе его "сексапильной" спутницы в реальной жизни) называет себя "Deshmukh". Авторы рисунков – некие "Dexta" и "Mad". Фантасмагоричность сюжетов и телосложение Савиты – эта брюнетка с глазами газели похожа по фигуре на Лару Крофт – указывают на то, что авторы, скорее всего, мужчины. Или шустрые не по годам подростки.
Однако помимо нежелания авторов рассказывать, даже на условиях анонимности, об их произведении, у создателей Савиты есть много других интригующих черт.
Они не только часто употребляют американский сленг, но на форуме также признаются, что не владеют хинди. В то же самое время персонажи комикса и антураж – сугубо индийские. На хинди слово bhabhi значит "жена брата", а в народной культуре Северной Индии существует давняя традиция флирта мужчины с женой его старшего брата. Может быть, создатели – индийцы, которые в свое время переселились за границу, а теперь вернулись на историческую родину в надежде подзаработать на своей эротичной идее?
"Я, безусловно, считаю, что Индия дожидалась некой зрелой и современной порнографии, – говорит Патриция Оберои, социолог из Дели, составитель книги "Семья, родственные связи и брак в Индии". – А это произведение определенно индийское. Оно в сугубо индийском стиле. Некоторые темы, безусловно, универсальны, но антураж глубоко индийский. Кроме того, в Индии существует укоренившаяся традиция флирта мужчины с женой его брата".
Комиксы о Савите и ее муже, который поздно возвращается домой из офиса, начали появляться в марте. За истекший период – в основном благодаря рекомендациям простых читателей друг другу – сайт обзавелся, по некоторым сведениям, до 30 тыс. зарегистрированных пользователей. Администраторы ежедневно выкладывают очередной кусочек комикса, и история, растягиваемая таким образом на месяц, неуклонно движется к кульминационному моменту. Администраторы призывают к участию зрителей, которые могут предложить идеи для сюжетов, а также тех, кто может переводить текст на другие языки Индии.
На взгляд многих наблюдателей, истории о Савите – которая нарисована в подлинно-индийском стиле, с традиционной красной точкой (bindi) на лбу – это скорее юмор, чем "плотная эротика", поскольку комиксы выдержаны в сознательно-ироническом тоне. Правда, комментарии некоторых участников форума и фотографии "из жизни", которые они охотно размещают, ничего иронического в себе не содержат.
Хотя в историческом плане Индия и является родиной ряда знаменитейших эротических произведений – "Камасутра" создана, возможно, 2 тыс. лет назад (кстати, она содержит главы не только об интимных позах, но и о средствах борьбы с сексуальной апатией), а на юге Индии предостаточно статуй и барельефов, изображающих голых до пояса людей и даже нагие индуистские божества – но сегодня эта страна, по-видимому, никак не может выработать у себя спокойного отношения к сексу и межполовым отношениям.
Чувственность, которой отличались традиционное индийское искусство, танец и литература, ушла в прошлое, и насаждаемый консерватизм иногда создает удушливую атмосферу. Подавляющее большинство людей и сегодня вступает в брак с теми, кого им подыскали родители – как и несколько веков назад – и девушке до сих пор полагается хранить девственность до свадьбы. Так называемые "убийства во имя чести", когда родственники убивают женщину, посмевшую выйти замуж за человека из другой касты или племени, остаются распространенной практикой.
Пожалуй, некоторые обычаи все же постепенно меняются – по крайней мере, в некоторых районах урбанизированной Индии среди образованных людей. Мейнстримовское "болливудское" кино остается на редкость целомудренным (большинство актеров и актрис отказывается даже целоваться на экране, боясь за свою репутацию), индийские зрители начинают привыкать к виду намного более обнаженной натуры. Собственно, многие свежие видеоклипы практически неотличимы от клипов американских рэпперов.
В издательском бизнесе тоже наблюдаются перемены: развивается так называемая Indian chick-lit (истории о личной жизни молодых незамужних горожанок. – Прим. ред.), которую вряд ли можно отнести к порнографии, но по сравнению со многими другими жанрами она все же намного откровеннее и прямолинейнее. В августе вышла в свет книга "Почти не замужем" – первый роман Адваиты Калы, которая получила известность как автор исповедального блога, а теперь подалась в литературу. Издатели из кожи вон лезли, стараясь подать эту историю о житье-бытье молодой незамужней работающей женщины из Дели как смелую и "знойную".
Писательница и издательница феминистической литературы Урваши Буталия говорит, что комиксы занимают все более широкую нишу среди англоязычных книг, издаваемых в Индии. Она также полагает, что успех Савиты Бхабхи отражает перемены в некоторых слоях индийского общества – движение к более современной культуре. "Болливуд все больше фокусируется на телах – и мужских, и женских, к сексуальной жизни начинают относиться все более спокойно, – сказала она. – Кроме того, в Индии началось широкое распространение книг издательства Mills and Boon – а в них есть легкий элемент порнографии".
Но другие наблюдатели полагают, что идея Савиты наверняка вдохновлена – как минимум, отчасти – сохраняющейся атмосферой зажатости в Индии.
Комиксмен Сарнат Банерджи, в данный момент работающий над книгой рассказов о сексуальной жизни в Индии, говорит, что автору порнографической литературы необходим целый ряд различных умений и навыков. "Чтобы писать хорошую порнографическую или эротическую прозу, необходима аккуратность и понимание того, как устроен человек. Ты действуешь как антрополог, изучающий социальную психологию", – сказал он в интервью журналу Tehelka, который недавно опубликовал большую статью о Савите.
"Чтобы писать хорошую порнографическую прозу, нужна закомплексованность. Я лично впал в экстаз, когда увидел в Амстердаме проституток. Я ведь из стандартного зажатого среднего класса, вырос в тепличной атмосфере. Сексапильность у нас ассоциировалась с госпожой Питерс, учительницей географии".
Эндрю Банкомб, Independent
www.inopressa.ru