Фотограф Миша Фридман рассказывает в своем репортаже о жизни священного индийского города Варанаси, которую он наблюдал в течение одного дня, от восхода солнца до заката.
В Варанаси у меня был ровно один день. Я приехал из Дели рано утром, до восхода солнца, и должен был уезжать по работе в штат Бихар, на севере Индии, в тот же день поздно вечером. Это место на берегу Ганга почитается священным в равной мере индуистами, буддистами и джайнистами. Я же в этом городе оказался мимолетным наблюдателем.
С рекой здесь связано все. В священных водах ежедневно производят омовение тысячи людей. Туда же стекают отходы. Мертвых сжигают на ступенях возле реки (гатах), а пепел опускают в воду. На гатах же сотни человек практикуют йогу.
Для местных река чистая, потому что священная, они пьют из нее воду. А этот человек просто стирает одежду.
Варанаси - город храмов, город огней, город учения. Здесь развивалась классическая индийская музыка и существует очень сильная традиция йоги, сюда во все времена стекались сотни ученых, музыкантов, философов и поэтов. Многие паломники ночуют так же, как этот пилигрим, прямо под открытым небом.
Преобладающий цвет города, основанного, по легенде, самим богом Шивой, - песочно-розовый. Розовый камень дворцов и храмов, песчаная почва. Когда я был в Варанаси, пять тысяч лет спустя божественного создания, город готовился к местным выборам - повсюду на стенах предвыборные плакаты.
Вход в храм, или "дом", Шри Ганеши - одного из самых почитаемых божеств индуизма. Пилигримы проводят на этих ступенях, ведущих в реку Ганг, целые дни.
Обезьяна залезла на крышу дворца махараджи. Дворцы здесь постепенно приходят в упадок. Обезьяны очень ловкие и лезут повсюду - могут даже украсть у вас из комнаты вещи, если не закрыть окно. Климат в городе довольно жаркий, и лето длинное. Впрочем, "индийская зима" - это плюс 25 по Цельсию.
Это не религиозный обряд, это забастовка лодочников на Ганге. В знак протеста против высоких налогов они выстроили все свои лодки в длинную цепочку, уходящую далеко вглубь неподвижной реки. Вообще-то, лодки в Варанаси - один из основных видов туристического транспорта, но в тот день из-за забастовки на реке было относительно спокойно.
Бездомные праздно проводят полдень на ступенях набережной. Две пары часов на руке добродушно улыбающегося пожилого бродяги - просто для красоты.
День клонился к вечеру. Продолжалась забастовка лодочников, организованная местным аналогом профсоюза. Из установленных на песчаном берегу динамиков далеко вокруг разносилась музыка, перемежавшаяся с призывами на хинди. Традиционный жизненный уклад и кастовая система в этой бывшей британской колонии не противоречат наличию трудовых отношений по западному образцу.
Удивительным образом, здесь уживаются все и вся. Этому йогу необходим минимум личного пространства для того, чтобы медитировать рядом со стройкой. На фоне заходящего солнца (и экскаватора), сидя лицом к воде, в метре от великого Ганга, он кажется средоточием покоя и внутренней концентрации.
Ночью на улицах священного города жгли костры в честь мусульманского праздника. Раздавали еду бедным и детям. Мусульманским Варанаси был в течение почти семисот лет, с XI по XVIII век. Многие храмы тогда разрушались, а на их месте и из тех же камней строились мечети.
Городская сумасшедшая в свете фар проезжающего мотоцикла. Большая часть города - это лабиринт узких улиц, запруженных людьми, торговыми лавочками и храмами. В городе более миллиона жителей, не считая огромного количества туристов и паломников. Более трети населения живет в самых настоящих трущобах.
www.bbcrussian.com