В это время года грузовики везут сочные груши и румяные яблоки из благодатной долины Кашмира в столицу Индии и другие места. 18 августа, скопившись в большом количестве, фуры перекрыли улицы Сринагара, летней столицы штата Джамму и Кашмир. На этот раз они привезли не фрукты, а затаившихся участников акции протеста, требующих освобождения от индийского владычества и даже сочувствующих Пакистану, который контролирует западную и северную части Кашмира и претендует на всю его территорию. Эти волнения, начавшиеся с конфликта вокруг паломничества индусов, переросли в одно из самых серьезных испытаний на прочность для власти Индии в долине.
Ежегодно 400 тыс. индусов посещают святилище Амарнат на юге Кашмира, где находится ледяной сталагмит, который паломники считают фаллическим символом бога Шивы. В мае правительство штата Кашмир предоставило смотрителям этой святыни право построить вдоль ведущей к ней дороги объекты коммунального назначения на 98 акрах. Кашмирские сепаратисты изобразили это как попытку отобрать часть их территории и отдать ее чужакам-индусам и заговорили о призраке индуистского поселения, которое-де подточит мусульманское демографическое большинство в штате. Они подняли волну яростных протестов, что в конечном итоге вынудило правительство отказаться от своей идеи.
Это в свою очередь привело в бешенство индусов города Джамму, зимней столицы штата. Они считают себя бесправным меньшинством в штате, хотя если брать всю Индию, то чужеродное меньшинство составляют именно кашмирские мусульмане. Разбушевавшиеся индусы взбаламутили округ, забросав камнями грузовики, идущие по магистрали, связывающей Кашмир с остальной частью Индии. Эта "экономическая блокада" создала в долине впечатление осады. Националистические настроенные индусы превратили политическую мечту сепаратистов в мрачную экономическую реальность.
Сепаратисты поспешили воспользоваться случаем. Поскольку путь в Джамму был закрыт, они двинулись в город Музаффарбад, расположенный в подконтрольной Пакистану части Кашмира. 11 августа индийские службы безопасности обстреляли участников марша протеста, в результате чего погибло четыре человека, в том числе лидер сепаратистов Шейх Абдул Азиз. На следующий день во время акции протеста было убито еще пятнадцать кашмирцев.
Теперь в Сринагаре на боковых зеркалах автомобилей и рулях мотоциклов развеваются самодельные черные флаги в знак траура по погибшим. Обстрел объединил двух соперничающих лидеров повстанческого движения: умеренного Мирваиза Умара Фарука и пропакистански настроенного сторонника жестких мер Сайеда Али Шаха Гилани. Гилани может призвать к еще одному маршу на Музаффарбад, что чревато новым кровопролитием. Однако 18 августа сепаратисты показали, что могут организовать массовую демонстрацию с провокационными лозунгами, но без риска для жизни или здоровья ее участников. Службы безопасности также были сама сдержанность: полицейские сидели в тени, поставив свои щиты к ногам.
Правительство утверждает, что акции протеста не имеют смысла, потому что южная трасса теперь безопасна – ведь ее защищает армия. Оно опубликовало в кашмирских газетах данные о числе грузовиков, проходящих в Сринагар и обратно. Но этим цифрам в этом городе мало кто верит – вероятно, потому что 20 августа те же самые газеты сообщали о зверском избиении водителя грузовика из Кашмира, следовавшего на юг.
По словам Мохаммеда Акбара из Института медицинских наук "Шер-и-Кашмир", в больницах Сринагара не хватает адреналина и антибиотиков; тем не менее он надеется на то, что правительство освободит дороги для подвоза необходимых медикаментов. Президент Торговой палаты Джамму индус Рам Сахай, активный защитник паломничества в Амарнат, признает, что на грузовики напали хулиганы из Джамму. По его словам, они крушили всех без разбора и нанесли ущерб экономике как Джамму, так и Кашмира. Но это вряд ли успокоит собирающихся в рейс кашмирских водителей грузовиков.
Надежды на примирение настолько малы, что, выступая в День независимости Индии 15 августа, премьер-министр Манмохан Сингх говорил об "угрозе единству и целостности страны". А утром того же дня на башню с часами на главной улице Сринагара был поднят национальный флаг Индии. Символично, что на этом самом месте первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру когда-то пообещал кашмирцам право на самоопределение. К полудню индийский триколор был сорван, и вместо него появился зеленый исламский флаг. А сейчас на башне, часы на которой были разбиты во время одной из акций протеста, нет никакого флага. Долина остается в подвешенном состоянии.
The Economist Newspaper Limited, www.rbc.ru