В поисках утраченного Мумбаи
Вита Рамм (Гоа)
Одним из финальных аккордов Дней российской культуры в Индии стал фестиваль нашего кино в Гоа. Делегация российских кинематографистов с размахом гуляла по прекрасному Мумбаи, а затем ужинала в ресторане лучшего отеля Индии "Тадж-Махал". А на следующий день город заняли террористы...
Возвращение русской делегации с 39-го Международного кинофестиваля в Индии, завершившегося триумфом фильма "Тюльпан" Сергея Дворцевого (картина получила главный приз - "Золотого павлина", а Дворцевой - "Серебряного павлина" за лучшую режиссуру), получилось почти экстремальным. В Мумбаи мы прилетели из штата Гоа, где проходила Неделя российского кино, организованная "Совэкспортфильмом". До московского рейса был солидный запас времени, и генеральный директор "Совэкспортфильма" Григорий Геворкян предложил режиссеру Анне Меликян и мне отправиться в город. Центр Мумбаи в вечернем освещении и набережная с невероятно красивым отелем "Тадж-Махал" действовали расслабляюще. К отелю, в котором останавливаются королевы, голливудские звезды и миллиардеры, одно за другим подъезжали роскошные авто. Их встречали красивые, рослые швейцары в национальной одежде. Вряд ли это были сотрудники спецслужб, уж очень беспечными они выглядели... У входа в отель двое в военной форме проверяли дамские сумочки, посетители проходили через рамку металлоискателя. В ресторане не было свободных столиков, нас внесли в список и попросили подождать. Мы отправились гулять по отелю.
Сейчас я пытаюсь вспомнить, видела ли я секьюрити внутри отеля, потом в газетах писали, что там была многочисленная охрана. Но если она и была, то удачно маскировалась под роскошных дам в вечерних платьях и расшитых золотом сари, детишек и мужчин в смокингах. Холл утопал в коврах, пианист играл классическую музыку. На первом этаже плотно расположились ведущие мировые дома моды. Лучший ресторан в Мумбаи оказался уютным и вкусным. О том, что вскоре после нашего ужина он был разнесен в клочья, а перед этим террористы выводили оттуда заложников, мы узнали уже из телерепортажей по прилете в Москву. В новостях также сообщали, что изначально теракты планировались как раз на 25 ноября, но что-то не срослось. Как подумаешь, от каких случайностей зависит жизнь... Эти жуткие размышления несколько приглушили непосредственно фестивальные впечатления, которые были вполне позитивными.
Неделю российского кино открывала картина Анны Меликян "Русалка", неизменно собиравшая аншлаги. Надо отметить, что в Гоа фестивальные правила отличаются от общемировых. Местное население имеет право смотреть только национальные фильмы, так как иностранные не проходили индийскую цензуру. Исключений не делают даже для программ международных фестивалей. Так что нашим фильмам бурно аплодировали кинематографисты - гости фестиваля и пресса.
На субботнем ночном рынке - достопримечательности Гоа - индийские продавцы называют цены по-русски (естественно, завышая их) и всюду слышна наша родная речь. Русских покупателей тут уважают за хватку и умение торговаться. В нашей делегации этим талантом блистал продюсер Виктор Добросоцкий, представлявший на кинофестивале свой фильм "Ностальгия по будущему" с Ольгой Кабо в главной роли.
Именно на рынке режиссер Меликян случайно встретила художника-постановщика Ульяну Рябову, с которой работала над упомянутой "Русалкой", и узнала, что создатель брутального "Бумера" Петр Буслов намерен вскоре снимать фильм о гоанской жизни и сейчас вместе с Ульяной выбирает для него подобающую натуру. Быть может, в этом проекте найдется роль для Ксении Качалиной, популярной актрисы 90-х, уже давно проводящей с дочкой в Гоа всю осень и зиму. Ксения регулярно посещала нынешние фестивальные просмотры, и в ее высказываниях чувствовалась тоска по съемочной площадке.
Режиссер Анна Меликян (в центре), посол России в Индии Вячеслав Трубников (третий слева) и группа участников фестиваля
www.izvestia.ru