Вспомнив о дедовских способах сбора дождевой воды, индийцы превратили бесплодные почвы в плодородные цветущие земли.
"Пятнадцать лет назад здесь не было ничего - одни лишь бесплодные почвы, - говорит Канхейя Лал, указывая на бескрайние возделанные поля. - Это была пустынная зона. Большинство жителей деревни подались на заработки в города. Сегодня сюда опять пришла вода, и вся деревня вновь живет сельскохозяйственным трудом. Никогда еще в этой местности не было такого количества воды".
Одни эти слова красноречиво говорят о чуде, происходящем на протяжении последних нескольких лет в районе Алвар штата Раджастхан (северо-западная часть Индии). Меньше чем за десятилетие пустыня превратилась в зеленый цветущий оазис. Чудо это тем более знаменательно, что оно ничем не обязано современным технологиям и полностью является результатом возрождения традиционных методов сбора дождевой воды.
Ожившие реки
В самом деле, остановить процесс опустынивания, вызванный интенсивной эксплуатации подпочвенных вод, помогло сооружение самых простых резервуаров для воды, прорытых вручную. Параллельно жители деревни начали восстанавливать растительный покров окрестных холмов, где деревья пострадали от стад домашнего скота и "диких" вырубок. В результате вновь появились леса, площадь сельскохозяйственных угодий увеличилась втрое, а урожай возрос в десять раз. И для всего этого не понадобилось даже инженерского совета.
"Мы никогда не думали, что такое возможно, - с улыбкой признается Канхейя Лал, - но методы наших предков оказались настолько эффективными, что нам даже удалось оживить реку".
Речка Арвари, пересохшая более 60 лет назад, в 1996 году вновь наполнилась водой благодаря поднятию водоносных горизонтов. С этого времени в районе "ожили" еще четыре реки, дав жизнь сотням деревень, казалось, уже обреченных на исчезновение.
Осуществление проекта сбора дождевой воды в районе Алвар началось в 1987 году по инициативе маленькой неправительственной организации Tarun Bharat Sangh (TBS). Сегодня этот экологически безупречный проект может служить моделью для всего мира в области сохранения водных ресурсов. На сегодняшний день его реализация обеспечила возрождение более тысячи деревень, в которых проживает 700 тысяч человек.
Успех этот тем более впечатляет, что главными участниками работ были сами сельские жители. С помощью лопат и кирок они прорыли сотни "джохадов" (как здесь называют земляные водохранилища). Расположенные в основном у подножия холмов, они позволяют собирать не только дождевые капли, но также воду ручьев, которая иначе просто ушла бы в землю.
"Сначала наполнились водохранилища, потом, через несколько лет, вновь стали образовываться водные русла", - поясняет директор TBS Раджендра Сингх, главный руководитель проекта.
"Сила проекта заключается в активном участии местного населения, - подчеркивает Сингх, ставший настоящим героем Индии. - Без их энтузиазма вода была бы вновь разбазарена, и мы вернулись бы к исходной точке. Чтобы результаты были устойчивыми, нужно, чтобы природными ресурсами управляли те, кто ими пользуется".
Однако этот "демократический" метод применить на практике было не всегда легко. В некоторых деревнях понадобилось несколько лет, чтобы убедить жителей договориться между собой: нужно было, чтобы каждая семья выделила по крайней мере по одному человеку для участия в коллективных работах. Однако сегодня результат налицо, и местные жители стали первыми, кто заботится о сохранении водных ресурсов.
"По мере того как пейзаж менялся, улучшались и наши экономические условия, - замечает старый Арджун, занятый ремонтом "джохада". - Теперь мы знаем, что, сохраняя природу, мы обеспечиваем себе выживание".
В каждой деревне был избран водный комитет, призванный следить за охраной природных ресурсов. В районе Арвари эти комитеты даже объединились в "парламент Реки", который регламентирует водопользование. Вот лишь некоторые из принятых им решений: запрет на выращивание культур, требующих обильного полива (рис, сахарный тростник), на использование пестицидов (они загрязняют водоносные слои); запрещается также использовать воду в промышленных целях или продавать участок промышленному предприятию. За нарушение этих законов полагается штраф, а тот, кто отказывается платить, изгоняется из общины, что в этих традиционных сельских регионах является страшным наказанием.
Восстановление леса
Чтобы защитить возрожденные леса, "парламент" запретил самовольную вырубку деревьев и разработал систему "социальных оград" для пастбищ. Так, жители деревень сами решают, что такие-то и такие-то зоны не будут использоваться для выпаса скота.
"Зона лесопосадок открывается лишь через три года для коров, через пять лет для коз и через семь лет для верблюдов ", - поясняет Арджун. Результат и тут налицо: растительность покрывает сегодня около 60% территории района Альвар (против 6% в 1987 году).
"Восстановление леса имеет решающее значение для сохранения водных ресурсов: когда на холмах нет растительности, эрозия приводит к тому, что водохранилища заносятся песком, а вода не достигает горизонтов грунтовых вод", - подчеркивает Раджендра Сингх.
Помимо своей экологической ценности, проект сделал возможным экономический скачок, которого никто не ожидал. Цены на земельные участки возросли в 150 раз, и теперь крестьяне, которые прежде были вынуждены уезжать в города, собирают достаточно большой урожай, чтобы вывозить овощи и зерно на рынки всего района.
Внушительная отдача для проекта, стоимость которого составила всего 1,5 миллиона евро за 15 лет. Это ничтожно малая доля от тех сумм, которые ежегодно - явно с более скромным результатом - тратятся во всем мире на строительство больших плотин.
Новость с сайта Инопресса