Четверо белорусских альпинистов отправятся 10 апреля в Гималаи, чтоб взойти на высотный полюс планеты -- вершину Эвереста (8848 м). И тем самым повторить выдающееся достижение Виктора Кульбаченко, который первым из белорусских спортсменов достиг макушки этой исполинской горы. Среди тех, кто будет штурмовать Эверест, -- и один из ведущих минских альпинистов, мастер спорта международного класса, "снежный барс" Михаил Мельников. В его "послужном списке" -- сложные вершины Альп, Гималаев, Памира, Кавказа, Тянь-Шаня... Накануне экспедиции с ним встретился корреспондент "Вечернего Минска".
— Михаил Евгеньевич, какой маршрут на Эверест выбрала ваша группа и кто в ней еще?
— Все — минчане: Владимир Тельпук, Виктор Лутов, Владимир Каган. Сначала полетим в столицу Непала Катманду, а оттуда — в Китай, где и предпримем восхождение по северному склону Эвереста. Это один из классических маршрутов. Столь серьезное путешествие займет два месяца. Устраиваем экспедицию почти полностью за счет собственных денег, так как государство на развитие этого престижного вида спорта средств сегодня практически не выделяет.
— Почему из всех видов спорта вы отдали предпочтение этому?
— В детстве я и слыхом не слыхивал о существовании альпинизма. А вот после службы в армии пришел работать в объединение “Интеграл”. Там была альпинистская секция, и друзья привлекли меня к занятиям столь экстремальным видом спорта. Понравилось...
— Ответьте мне, непосвященному: что обычно делают, взобравшись на вершину высокой горы?
— Главная мысль, которая появляется там у восходителей: как будем спускаться? Я обычно делаю несколько фотографий, обмениваюсь впечатлениями с товарищами. Можно устроить перекус — поесть орехов, сухофруктов... Минут 10 cпустя уходим вниз.
— У большой высоты — свои особенности?
— Да. Скажем, сварить до полной готовности какие-либо овощи на 7-километровой высоте, например, невозможно — вода кипит всего лишь при 70 градусах. Ну и про температуру воздуха стоит упомянуть. Если у подножия того же Эвереста 0 градусов, то на вершине будет около минус 45. Поэтому одеваться приходится как можно теплей.
— Где побывали в последнее время?
— В минувшем году с друзьями был на стене памирского пятитысячника Аксу. Нам предстояло преодолеть склон высотой в 1500 метров со средней крутизной 80 градусов. Но из-за плохой погоды сделать это не удалось.
Вообще любая высокая гора поддается не сразу, ее одолеваешь в несколько этапов. Организму нужна акклиматизация, и если не останавливаться для отдыха, то из-за гипоксии появляются головные боли, развивается горная болезнь.
— Эверест и другие опасные вершины унесли много жизней...
— Этот отсчет погибших, к сожалению, продолжается несмотря на то, что совершенствуются снаряжение и экипировка. Но героических смертей в альпинизме нет: причина трагедии кроется, как правило, в собственной оплошности, неосмотрительности. Кстати, хотя спуск легче, чем подъем, все же он более опасен. Потому что при спуске теряется бдительность и начинает казаться, что все уже позади...
Суть альпинистского восхождения — это борьба с самим собой, со своими слабостями. Можно найти десять причин, чтобы не поехать в горы, и всего одну, чтобы поехать: это желание.
— А в чем, на ваш взгляд, причина гибели четверых белорусских горников, которые пошли в минувшем году на алтайскую вершину Белуха?
— Белорусская группа поставила палатки в лавиноопасном месте. А выжить при сходе мощной лавины практически невозможно. Альпинизм — вид спорта, который не дает права на ошибку: тот, кто серьезно ошибается, гибнет. Двух попыток нет...
— Где тренируетесь?
— Мы, команда единомышленников, ездим, как правило, в Крым на скалы, что в районе Ялты. Уровень сложности там подходит для обучения и тренировок.
Сегодня в Минске действуют спортивные секции, которые привлекают новичков к альпинизму. К примеру, на базе завода имени Вавилова, где Федор Корбут проводит занятия еженедельно. Они включают как теоретическую часть, так и практическую подготовку с выездами в горные районы.
— Как относится к вашему опасному увлечению семья?
— Я выезжал в горы вместе с семьей, чтоб она там отдохнула. Еще в детстве мать повторяла мне, что от судьбы не уйдешь. Погибнуть можно где угодно. Сколько Богом дано, столько и проживу. Когда я женился на Лене, то предупредил ее: в горы ходил, хожу и ходить буду. Она с этим смирилась и запретов насчет моего увлечения не делает. За что я ей благодарен.
— А бывали в горах необычные случаи?
— Однажды ходили на пик Свободной Кореи (Тянь-Шань) командой из трех человек. Обнаружилось, что впопыхах забыли кастрюльку для приготовления пищи. А без горячего в горах долго не протянешь. И вдруг!.. Когда я вырубал площадку для палатки, подо льдом нашел алюминиевую кастрюлю. Видно, кто-то когда-то ее забыл, и нас она очень выручала. Я воспринял находку как подарок от Всевышнего...
— Возвращаясь к теме Эвереста: оставите ли флаг Беларуси на этой вершине?
— Нет. Флаг берется только для фотографирования. Если оставить его на вершине, то больше 20 минут он там вряд ли простоит — из-за ураганного ветра, пурги. Собираемся взять с собой на вершину также флаг родного Минска.
— Чем вы занимаетесь помимо альпинизма?
— Я частный предприниматель, занимаюсь высотными работами, что непосредственно связано с альпинизмом.
www.newsvm.com