Землетрясение в Непале и роль соцсетей - фейки и помощьКрупные природные катаклизмы подобные землетрясению в Непале в очередной раз дают повод задуматься о роли интернета и социальных сетей в современной жизни. Новые технологии служат несомненным подспорьем для современного человека, но могут и сыграть с ним злую шутку.
В трагическое время для жителей Непала социальные сети не остались в стороне: после разрушительного землетрясения, унесшего жизни более 5 тысяч человек, сами интернет-гиганты и социальные сети подключились к поиску выживших в катастрофе, а очевидцы постоянно обновляли информацию о текущей ситуации, выкладывали фотографии и видео с места событий, являясь по сути ключевым источником информации для остального мира.
Эстафету у очевидцев впоследствии приняли крупные средства массовой информации.
Как отмечали пользователи, в Катманду и других районах интернет и мобильная связь работали с перебоями, но это не мешало публиковать им обновленную информацию по мере ее поступления.
При этом наряду с подлинными видео и фотографиями в сети начали циркулировать и фейки и непроверенные слухи.
Видеозапись выходящего из берегов бассейна, якобы сделанная в одной из гостиниц Катманду, появилась в YouTube и "Фейсбуке", где ее посмотрели более 5 млн раз.
В подлинность видео поверили несколько СМИ, среди которых Huffington Post и индийский телеканал. Впоследствии журналисты вынуждены были признать, что обманулись. На самом деле видео было сделано во время землетрясения в Мексике в апреле 2010 года.
В другом видео, которое выдавалось за сделанное в Непале, попадались кадры из Египта.
Пользователей предупреждали о конкретном времени и месте, которое пострадает от неминуемой катастрофы. Все сообщения оказались фальшивкой.
О грядущем еще более разрушительном землетрясении сообщали пользователям WhatsApp в Индии. Многие поверили и впали в панику
Пользователи в Индии рассказывают, что им пришли через WhatsApp сообщения с фотографией в качестве доказательства того, что в результате землетрясения в Непале луна перевернулась вверх тормашками.
Распространение несуществующей и фальшивой информации в интернете после трагических событий мирового масштаба - далеко не редкость. Одним из свежих примеров стало появление вскоре после авиакатастрофы фейкового видео падения самолета Germanwings. Как впоследствии оказалось, видео, которое циркулировало в интернете, было собрано из видеозаписей предыдущих авиакатастроф.
Поиск выживших и помощь деньгами
После удара стихии крупные интернет-компании и социальные сети запустили сервисы, оказывающие помощь в поиске выживших при землетрясении.
Google запустил сервис Person Finder tool, который помогает выжившим после землетрясения в Непале и их родственникам найти друг друга. На странице находятся две кнопки "Я ищу кого-то" и "У меня есть информация о ком-то". Впервые Google опробовал сервис после землетрясения на Гаити, жертвами которого стали более 200 тысяч человек.
Сервис доступен на английском, хинди и непальском языке. На момент написания статьи Google зарегистрировал 7300 записей.
"Фейсбук" ввел услугу Safety Check, позволяющую пользователям в зоне бедствия выбрать уведомление о том, что с ними все в порядке, которое увидят его подписчики в соцсети.
Мессенджер Viber отключил выставление счетов для пользователей в Непале при международных звонках на стационарные и мобильные телефоны и для пользователей из других стран при звонках на стационарные и мобильные телефоны в Непал, а Google существенно снизил стоимость звонков в Непал и из Непала через Google Voice.
"Фейсбук" добавил кнопку "помоги Непалу", позволяющую перевести деньги медикам из организации Международный медицинский корпус, Apple в партнерстве с Американским Красным Крестом предложил перечислять деньги через iTunes, а "Твиттер" помогает собирать средства для некоммерческих организаций в Непале, в том числе ЮНИСЕФ.
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2015/04/ 150429_tr_nepal_social_media