НЕПАЛЬСКИЙ НОВЫЙ ГОД(Bisket Jatra) 2074.
Официальное поздравление Представителя Непала в Санкт-Петербурге и Ленинградской Области с Непальским Новым Годом 2074.
Дорогие друзья,
2073 год уходит.......... и приходит Новый 2074 год....
Сегодня я хочу пожелать россиянам всего самого наилучшего-здоровья, счастья, процветания, успеха и мирного неба над головой..
Россия, как и Непал-великая страна! У наших Народов есть много общего и я надеюсь, что мы будем совместными усилиями двигаться к всеобщему благу.
Я благодарен России и лично всем россиянам за то, что многие непальцы получили возможность учится и работать на российской земле и уверен,что российско-непальская дружба будет укрепляться с каждым годом.
С уважением,
Представитель Непала в Санкт-Петербурге и Ленинградской Области,
Сандеш Ламсал
‹тыц›
Информация о празднике.
Как и для большинства народов, Новый год в Непале - один из самых любимых праздников. С ним связывают надежды на удачу, благополучие и счастье. Вот только встречают его не 31 декабря в полночь, а 14 апреля, причём в полдень. Дело в том, что непальцы живут по традиционному индусскому календарю «Бикрам самбат», который начинает летосчисление с 57 года до нашей эры. Так что в Непале сейчас наступил новый новый 2074 год. Каждая встреча Нового года в Непале связана с легендой о змеях.
Еще одна особенность: самая красочная церемония встречи Нового года проводится не в столице, а в Бхактапуре, до которого час езды на автомашине из Катманду. В Бхактапур в новогодний день съезжаются члены правительства, столичная знать и тысячи жителей со всей страны. Там устраивается грандиозный карнавал «Бискет джатра». Это название происходит от слов «би» — змея и «скет» -убивать. Дело в том, что в основе летоисчисления «Бикрам самбат» лежит победа над двумя змеями-демонами, долгие годы наводившими ужас на жителей долины Катманду, с которыми справился один смельчак 2074 года назад в том самом месте, где расположен сейчас Бхактапур.
Откуда пришли к нам образ Деда Мороза, пятиконечная звезда, которой мы венчаем новогоднюю елку, наверное, не каждый европеец знает, а вот легенду о змеях-демонах и победе над ними в Непале знает каждый мальчишка. Да и как не знать, ведь ее повсеместно в границах королевства передают изустно. Расскажем её и мы нашим читателям... Жила в Бхактапуре красавица принцесса. Околдовали ее злые демоны, после чего она стала чересчур любвеобильной. Каждый вечер по приказу папаши-раджи ей во дворец приводили нового юношу. И все бы ничего, но наутро юношей находили мертвыми. А капризам принцессы не было конца. Но вот в Бхактапуре объявился чужеземный принц.
Наслышавшись о принцессе, он в тот же вечер добровольно отправился во дворец, был ласково принят, но когда принцесса крепко уснула, он не сомкнул глаз. Уже забрезжил рассвет, и юноше стало казаться, что беда его миновала, как вдруг увидел, что из ноздрей спящей красавицы выползли две ядовитые змеи. Он сразу сообразил, что это и есть те самые демоны, которые околдовали ни в чем не повинную принцессу и уничтожили всех его предшественников. Одним махом храбрый принц отрубил злодеям головы. Освобожденная от злых чар принцесса полюбила юношу и после свадьбы стала ему верной женой. А обезглавленных змей повесили на всеобщее обозрение на большой шест, дабы все бхактапурцы могли убедиться, что их бедам пришел конец. Эта история, символизирующая для непальцев победу добра над злом, и легла в основу новогодних празднеств, которые привлекают в Бхактапур как жителей соседних городов и деревень, так и многочисленных туристов.
В канун Нового года на главной площади Бхактапура устанавливают высоченный столб с поперечиной и свисающими до земли двумя полотнищами, которые олицетворяют змей-демонов. Дело это непростое. Чтобы установить в вертикальном положении многотонную толщиной в полтора обхвата 20-метровую колонну да ещё с поперечиной наверху, требуются десятки крепких мужчин и целый день возни в окружении сотен зевак. Одни изо всех сил тянут за привязанные к верхушке канаты, другие помогают снизу бамбуковыми рычагами, подставляют подпорки, чтобы махина не сорвалась и не придавила людей. Основание колонны устанавливается в специальное круглое отверстие, выложенное камнями и напоминающее колодец.
Ближе к ночи, когда площадь освещается тысячами факелов, фонарей и светильников, гигантский столб водружают на место. Бывает и так, что веревки лопаются, столб срывается и падает на землю, убивая и калеча не успевших отбежать людей.
Но вот столб установлен. Площадь готова к карнавалу. Туда же подвозят огромную трехъярусную карету с колесами выше человеческого роста, на вершине которой находится скульптура бога-разрушителя Бхайрава, и карету поменьше — его жены богини Бхадракали. Обе кареты богато декорированы красным шёлком и гирляндами цветов. Эти боги должны присутствовать на церемонии — считается, что без них тот бхактапурский смельчак не победил бы змей-демонов.
Утром следующего дня непальцы семьями отправляются на площадь. К полудню на ней собираются десятки тысяч людей. Площадь напоминает шумную ярмарку. Жрецы и монахи монотонно бубнят молитвы и читают священные книги, дети радостно галдят, карабкаясь на крыши «божьих колесниц». Надрывно горланят продавцы игрушек, мороженого и сладостей. Десятки небольших самодеятельных оркестров, состоящих из труб, барабанов, бубнов и прочих инструментов, стремясь перекрыть друг друга, создают невообразимую какофонию звуков.
Воздух наполнен запахами готовящихся под открытым небом традиционных кушаний, пряностей, тлеющего сандала и гари от чадящих повсюду ритуальных масляных светильников. За день у храмов и алтарей, которые встречаются на каждом шагу, образуются целые горы продуктов-вареный рис, молоко, овощи, фрукты.и т.д. . Но все это довольно скоро исчезает — Боги приняли жертвоприношения. Так, во всяком случае, принято считать, хотя ни для кого не секрет, что хорошенько помогли им в этом многочисленные собаки и слоняющиеся по городу священные коровы.
К двум часам дня вся площадь запружена. Заполнены людьми и плоские черепичные крыши ближайших домов. Посреди людского моря высится гигантский столб с шевелящимися от порывов ветра тяжёлыми полотнищами. От этого движения по притихшей площади разносится слабый звон бубенчиков, пришитых по краям полотен. Закончив свои молитвы, несколько жрецов-брахманов берутся за привязанные к столбу канаты и с силой тянут скачала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Высоченная махина заваливается набок. Толпа рассыпается в разные стороны, раздается глухой удар о землю. Он возвещает о том, что злые демоны вновь повержены и на непальскую землю пришел Новый Год, который должен принести благополучие, радость и счастье.
Автор-Дмитрий Макаров.
Научно-просветительский культурологический проект "ВСЁ О НЕПАЛЕ: ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА"
‹тыц›