Далёкий от «массового туризма», однако сделавший основой своей экономики ровно один вид туризма экстремального – восхождения на Эверест, Непал терпит бедствие из-за COVID-19 – гора Эверест опустела из-за отсутствия альпинистов, а бывшие проводники и носильщики вынуждены выживать за счет натурального хозяйства и благотворительности.
В благополучном 2019-м – пишет New York Times – на Эверест выстраивались настоящие очереди. Непал, одна из беднейших стран Азии, получила более 2 млн дохода от восхождений. Экономика Непала – за этот же счет – выросла на 6% за 2019 год. За счет туриндустрии жил как минимум 1 млн населения страны – от носильщиков до пилотов местных авиакомпаний. Самолет за самолетом курсировали над горным хребтом, развозя тысячи состоятельных альпинистов, другие совершали пешие треки вокруг Аннапурны или в базовый лагерь Эвереста. В среднем туристы тратили в стране около 50 долларов в день – и за прошлый год Непал принял более миллиона туристов.
Пандемия положила всему этому конец. «Фанатов», способных прорваться через ограничения, оказалось немного. Примерно 150 альпинистов прибыли в этот осенний сезон. Можно сказать, что базовый лагерь был пуст по сравнению с «доковидными» годами. Носильщики и горные гиды остались без работы, и многие из них, чтобы выжить, сажали ячмень или пасли яков на пустых склонах. «Я часто думаю, что умру от голода, прежде чем корона убьет меня», - прокомментировал изданию один из них, безработный носильщик Упендра Лама, который выживает пожертвования от небольшой благотворительной организации, чтобы прокормить себя и своих детей.
Пусто не только в базовом лагере. Как и в других странах, туристические места Непала превратились в города-призраки. Отели и кафе заколочены, в столице Непала Катманду закрыты рестораны, магазины и прокаты горного снаряжения, практически все знаковые места – то есть, вероятно 9/10 бизнеса, существовавшего в стране. И на воскрешение его в ближайшему будущем «надежды нет» - заявляют они.
При этом коронавирус Непал отнюдь не пощадил – однако точной назвать статистику в стране нельзя. «Наша система здравоохранения слабая, а механизм мониторинга еще слабее», - сказал д-р Рабиндра Панди, который работает в Nepal Arogya Kendra, независимой организации экспертов в области общественного здравоохранения. Официально в стране зарегистрировано около 175 000 случаев инфицирования, что в пересчете на душу населения, дает такое же количество как в соседней Индии. Но массового тестирования в стране нет, и эксперты уверены, что ситуация еще хуже, тем более что в отдаленных районах нет технической возможности обратиться за помощью.
Тем временем, людей косит не только инфекция, но и социальные последствия. Официальные представители туризма ожидают, что не менее 800 тыс. человек, занятых в сфере туризма, потеряют работу. Среди первых оказались По словам официальных лиц, в числе первых, кто отправится в путь, будут около 50 тыс. гидов-высотников, шерпов и других участников треккинг-системы. «Борются с ситуацией» они также как их европейские коллегии – акциями протеста на улицах Катманду, призывая правительство дать им ссуды, чтобы прокормить их семьи, обещая в противном случае долгоиграющие последствия. Но средств у Непала очевидно, нет...
‹тыц›