6 июля, в день 75-летия Далай-ламы, непальская полиция подвергла допросам около 400 тибетцев, арестованных в нескольких районах Катманду, включая Бодху, где расположена ступа Боднатх, Сваямбу, Гаушала, Калимати и Махараджгундж, сообщает непальская газета Repủblica.
"Они были освобождены через два часа после заверений, что не вовлечены в антикитайскую деятельность", - заявил начальник столичного полицейского округа Катманду Рамеш Прасад Кхарел (Ramesh Kharel). По его словам, эти 'допросы' были частью предупредительных мероприятий, направленных возможных антикитайских выступлений тибетцев в связи с днем рождения Далай-ламы. Многочисленные отряды полиции были размещены 6 июля возле консульства КНР в районе Hattisar, посольства КНР в Baluwatar, а также в районах Bauddha и Swayambhu, чтобы воспрепятствовать выходу тибетцев за пределы монастырей и лагерей беженцев.
Как уточняет Himalayan Times, допросы были связаны с неким 'списком полиции', о котором мало что известно. Супериндендент полиции (SP) Кхарел отказался пояснить, какие именно тибетцы внесены в этот черный список. Репортер Associated Press видел не менее 22 тибетцев в полицейском участке "Anamnagar", однако полиция не разрешила журналистам побеседовать с задержанными. Глава администрации дистрикта Катманду Лакшми Прасад Дхакал заявил, что власти твердо намерены не допускать никаких протестов против стран, с которыми Непал поддерживает дружеские связи, конечно же, имея в виду Китай. По сообщению nepalnews.com, он отметил, что тибетцам позволено провести мероприятия в честь дня рождения Далай-ламы внутри монастырей и лагерей беженцев при условии, что там не будет никаких лозунгов и транспарантов с протестами в адрес Китая.
Оперативный дежурный Катманду (DSP) Прадхумна Карки (Pradhumna Karki) сообщил также, что в Kupandole и Patan полицейскими были задержаны 44 выходца из Тибета. "Мы задержали их на несколько часов, а затем отправили в те лагеря беженцев, к которым они относятся, чтобы в соответствии с действующим законом ограничить нелегальную деятельность", - сказал он, подчеркнув, что полиция не вмешивалась в торжества, проходившие в закрытых помещениях.
Несмотря на пристальное внимание полиции, тибетцы организовали в лагере беженцев "Jawalakhel" в Lalitpur и других монастырях молебны с пожеланиями долголетия и здоровья для своего духовного лидера. Однако полицейские, устроившие на дороге выборочные проверки, заставили более сотни тибетских монахов, монахинь и простых тибетцев, намеревавшихся попасть на празднование дня рождения Далай-ламы в "Jawalakhel", повернуть назад.
В соответствии с указаниями северного соседа, касающихся проведения в жизнь политики 'одного Китая', министерство иностранных дел Непала и Объединенная маоистская компартия Непала (UCPN-Maoist) потребовали, чтобы среди 601 члена Учредительного собрания (CA) не нашлось ни одного, кто рискнул бы принять приглашение тибетского сообщества на молебен в честь дня рождения Далай-ламы в "Jawalakhel". По сведениям Himalayan News Service, министерство иностранных дел Непала направило 5 июля в секретариат парламента письмо, в котором, сославшись на чувствительный характер китайско-непальских отношений, обратилось ко всем партиям с требованием обеспечить отказ своих представителей в CA от участия в любой подобной церемонии.
Маоисты постарались лишний раз напомнить о негодовании, которое испытывал Пекин в связи с поездками депутатов Учредительного собрания в Дхарамсалу. 10 июня парламентарии Харшаджит Лама (Harshajit Lama) и Лалита Магар (Lalita Magar), представляющие партию "Непальский Конгресс", а также Ом Пракаш Ядав (Om Prakash Yadav) из "Мадхеси Джанаадхикар Форум" (MJF) встречались с премьер-министром тибетского правительства в изгнании Самдонгом Ринпоче и присутствовали на обеде, устроенном в их честь в Центральной тибетской администрации. В июне 2009 года 6 членов CA от MJF, демократической партии "Тераи Мадхеси ", партии "Dalit Janajati" и "Sanghiya Nepal Rastriya Manch" при поддержке неправительственной организации "Фонд Лумбини за развитие и мир" нанесли визит в Дхарамсалу, где встречались с Далай-ламой.
Маоисты предпочитают встречи с руководством компартии Китая (КПК), которое в обмен на верность в связях обеспечивает им поездки по успешным регионам материковой части страны. 29 июня по приглашению отдела международных связей КПК делегация из 11 чиновников Объединенной маоистской компартии Непала отправилась в 10-дневную поездку по обмену опытом. Впрочем, возглавлявший делегацию заместитель председателя UCPN-Maoist Нараянкадж Штреша, известный под партийным псевдонимом 'Пракаш', был вынужден прервать пребывание в Гуанчжоу (Narayankaji Shrestha) после объявления об отставке премьер-министра Непала. По сведениям Himalayan Times, остальные 10 членов делегации, среди которых начальник отдела международный связей Кришна Бахадур Махара (Krishna Bahadur Mahara), начальник канцелярии Дурлав Пун (Durlav Pun), члены политбюро Локендра Биста Магар (Lokendra Bista Magar) и Хит Радж Пандей (Hit Raj Pandey), член центрального комитета Сантош Будха Магар (Santosh Budha Magar), решили продолжить осмотр процветающих городов на юге Китая.
Заведующий отделом международных связей КПК Ван Цзяжуй, с которым Нараянкадж Штреша успел встретиться в Пекине перед возвращением в Катманду, судя по заметке Синьхуа, был весьма осторожен в изложении содержания состоявшейся 2 июля беседы с заместителем председателя маоистской компартии, ограничившись заявлением, что "надеется на дальнейшее расширение связей и сотрудничества между партиями двух стран в целях содействия развитию межгосударственных отношений". 'Пракаш' по возвращении в Катманду заявил, что компартия Китая всегда поддержит "независимость Непала» и выступает против всякого "иностранного вмешательства" в его дела. По этой формулировке нетрудно понять, о чем говорил ему Ван Цзяжуй: Пекин недоволен тем, что правозащитники в Соединенных Штатах проявляют заботу о положении тибетских беженцев, с риском для жизни перебирающихся через Гималаи в Непал, чтобы затем отправиться в Индию. Очевидно, в Пекине полагают, что "независимость" заключается в том, что учитывается мнение лишь одной партии в мире, которая всех готова направить по пути "социализма с китайской спецификой".
Напомним, что в докладе, oпубликoванном "Международной кампанией за Тибет" (ICT) 19 июня, в канун Всемирного дня беженца, выражается серьезная озабоченность по поводу "политического давления Пекина на правительство Непала, пограничные силы, судебную систему и гражданское общество", вследствие которого тибетцы в Непале ощущают "растущую уязвимость, деморализацию и риск ареста и репатриации". Базирующаяся в Вашингтоне организация прямо указала на чрезмерный напор агентов китайских сил безопасности в штатском, которые в поисках группы беженцев из Тибета появлялись даже по другую сторону границы, на суверенной территории Непала.
История о том, как в начале июня 7 тибетцам, среди которых были 7-летняя девочка и 12-летний мальчик, несколько дней пришлось прятаться в лесах на территории Непала, после того, как они сумели уйти от непальской полиции, намеревавшейся отправить их обратно в Китай, привлекла внимание мировой прессы. О бедственном положении изможденных голодом женщин и детей рассказал ICT входивший в эту группу тибетец, которому удалось добраться до Катманду, после чего в инцидент вмешались управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNCHR) и некоторые иностранные посольства, доставившие их в центр приема беженцев ООН, где дети получили срочную помощь врачей.
Как подчеркивается в докладе ICT, это не единственный подобный эпизод с участием тибетцев, совершивших тяжелый и опасный переход через горы в Непал в надежде найти спасение от политических репрессий внутри Тибета. Представитель министерства внутренних дел Непала Джай Мукунда Кханал (Jay Mukunda Khanal) предпочел этот случай не комментировать. "Тибетцам не позволено въезжать в Непал без разрешения. Если они будут обнаружены на территории Непала без соответствующих документов, с ними поступят в соответствии с законами нашей страны", - заявил он в интервью AFP.
И через неделю после того, как Мадхав Кумар Непал объявил о своей отставке с поста премьер-министра, а произошло это 30 июня, правительственный кризис не нашел разрешения. Учитывая сложность формирования коалиционного правительства при участии 25 партий, президент Непала Рам Баран Ядав заявил 7 июля, что дает еще 5 дней на формирование нового правительства, которым, можно надеяться, все-таки не будут руководить маоисты.