В роскошных вагонах, оснащенных кислородными баллонами, комфортабельными кроватями, креслами и телевизорами, лидеры коммунистической партии Китая едут инспектировать ход реализации своего амбициозного инженерного проекта – строительства железной дороги в Тибет.
Тяжело дыша в условиях высокогорья, важный чиновник и его жена выходят из бело-голубого вагона на перевале Кунлун в горах Тибета (его высота 4767 метров), чтобы посмотреть на украшенный флагом каменный знак, установленный здесь для торговцев и паломников, которые когда-то проходили или проезжали верхом через перевал.
Насладившись видом заснеженных гор и ледников, они возвращаются к поезду. С ними идут двое врачей в белых халатах, несколько полицейских и две молодые проводницы. Все взбираются по лестнице в вагон, и поезд мчится к следующей достопримечательности – длинному путепроводу, пересекающему истоки могущественнейшей реки Китая Янцзы.
Всего через девять месяцев строительство будет завершено. Железная дорога длиной в 1142 километра свяжет город Голмуд в провинции Циньхай со столицей Тибета Лхасой. Примерно 180 километров дороги проходит на высоте около 4000 метров, а самая высокая точка магистрали находится на высоте 5072 метра.
Китайских лидеров мало беспокоит то, что строительство обойдется в 30 млрд. юаней (около 5 млрд. долл.США). Четыре года назад, когда строительство только начиналось, тогдашний президент и руководитель компартии Цзянь Цземин рассказал, что некоторые люди отговаривали его от этого проекта, как от коммерчески невыгодного. На что он отвечал: «Это политическое решение».
Железная дорога несомненно имеет стратегическое значение. Она приходит на смену нескончаемым вереницам грузовиков, которые преодолевают опасные высокогорные дороги, чтобы доставить оружие, горючее, уголь и провиант для многочисленной армии, находящейся на границе Тибета с Индией, а также для военных гарнизонов, расположенных в Тибете для удержания в повиновении двухмиллионного населения Тибета, так и не смирившегося с потерей независимости.
В Голмуде, невзрачном городе, расположенном среди соляных озер севернее высокой горной гряды, расквартированы «30 полков», которые по словам мэра города в основном занимаются обеспечением поставок в Тибет.
Железная дорога не только крепче свяжет Тибет с центральным Китаем в стратегическом плане, но и привлечет новые потоки туристов, торговцев и, быть может, китайских поселенцев, которым пока приходится либо раскошеливаться на самолет, либо трястись в автобусах по дороге из Циньхая в Сычуань.
Канадская компания Бомбардье совместно с китайскими партнерами конструирует специальные герметизированные вагоны, которые смогут довезти пассажиров из столицы Циньхая до Лхасы за 24 часа. Сейчас на это путешествие уходит три дня – сперва надо доехать обычным поездом до Голмуда, а затем остаток пути проделать на автобусе.
Китай заказал 371 спецвагон. Это значит, что предполагается пустить по несколько поездов в обе стороны ежедневно.
Сторонники защиты прав тибетского населения относятся к проекту крайне враждебно. Они опасаются, что в результате наплыва китайских поселенцев коренные тибетцы окажутся в меньшинстве в самом сердце своей родины, как это уже произошло в Циньхае, бывшей провинции Тибета Амдо. Они обращают внимание на то, что затраты на строительство железной дороги существенно превышают суммарные расходы на здравоохранение и образование в Тибете за более чем 50 лет китайской оккупации.
С другой стороны, Далай-лама, находящийся в изгнании, недавно сказал, что железная дорога это реальная экономическая выгода, которая в какой-то степени оправдывает китайское господство. Само собой при условии сохранения религиозных и культурных традиций тибетского народа. Наасу, тибетская женщина, которая уже восемь лет владеет сувенирным магазином в Голмуде, с нетерпением ждет открытия железной дороги, чтобы ездить в Лхасу. «Сейчас такая поездка очень опасна и занимает слишком много времени. На дороге происходит очень много аварий», - говорит она.
Специалисты по проблемам окружающей среды обеспокоены тем, что большой отрезок пути проходит через зону вечной мерзлоты, которая может начать размягчаться в результате глобального потепления, которое уже привело к ускоренному таянию ледников по всему Тибетскому плато.
Китайские власти говорят, что вопросы охраны окружающей среды были учтены при планировании железной дороги. «Например, мы предусмотрели специальные проходы для тибетских антилоп и других диких животных», - утверждает вице-губернатор провинции Циньхай.
С дороги, ведущей к перевалу Кунлун, путешественники могут увидеть различные приспособления, предназначенные для укрепления железнодорожного полотна, и проходы для людей и животных. Это бетонные или каменные насыпи, покрытые сеткой, в которых проложены туннели и дренажные трубы.
На строительстве железной дороги трудятся до 20000 рабочих. Условия труда очень тяжелые – холод и разреженный воздух. «Но ни один рабочий не умер от горной болезни», - говорит мэр Голмуда, совершенно в духе официальной пропаганды.
Ли Лонг, который приехал на стройку из далекого Харбина, признает, что работать здесь небезопасно. «Я точно знаю, что были случаи смерти от горной болезни, но не так много. Может быть один на 10000», - говорит он. «Было много смертей в результате аварий на дороге, когда грузовики падали в пропасть».
В Голмуде за последнее десятилетие строительный бум способствовал быстрому росту населения от 80000 до 270000 человек. Однако, теперь этот рост начинает замедляться.
Ван Цзивэй, бывший крестьянин из центральной провинции Хенан, откликнулся на призыв Пекина и два года назад двинулся на запад. Он открыл магазинчик одежды на рынке в Голмуде. «Сюда, в западные районы Китая переселяется очень много людей, и конкуренция здесь очень сильная», - жалуется он. «Торговля идет плохо, но в Хенане дела обстоят еще хуже».
Чжан Цюаньго из провинции Ганьсу прилично зарабатывал, работая водителем на строительстве железной дороги, до тех пор пока не заболел артритом ног. Теперь он открыл магазинчик у дороги на высоте 3700 метров, где торгует мылом и сигаретами для водителей. «Дела идут хуже, чем в прошлом году, потому что стройка передвинулась глубже в Тибет», - говорит он. «В будущем году скорее всего придется закрывать магазин и возвращаться домой».
Водитель грузовика Мао Цюаньцзюнь везет груз из Сычуаня в Лхасу. Путь этот занимает неделю. Он остановился на перевале Кунлун, чтобы произнести короткую молитву у молитвенного знака паломников. «Из-за железной дороги наш бизнес придет в упадок», - говорит он.
Мэр Голмуда считает, что железная дорога принесет пользу городу и новые возможности для его развития.
Источник: Хэмиш Макдоналд, The Age
Сайт: "Сохраним Тибет!"