Как-то совершенно незаметно для всего остального мира в, пожалуй, самой динамичной и развивающейся современной религии — тибетском буддизме — происходят революционные изменения. 24 января 2015 года глава школы Кагью Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о восстановлении полных монашеских обетов для женщин.
Не секрет, что ни в одной мировой религии у женщин нет равных прав с мужчинами (если не считать отдельные секты и ереси). Где-то женщинам полегче, где-то совсем тяжко (как, например, в исламе), но многовековое половое неравенство в полной степени проявляется и в религиозной сфере.
В разных традициях буддизма у женщин есть разные возможности продвижения по религиозному пути. Так в буддизме Тхеравады женщины не могут быть монахинями. И когда в Таиланде туристы порой называют монахинями женщин в белых одеждах, которых они видят в монастырях, то они ошибаются. Полноценное монашество в Таиланде возможно только для мужчин. А женщины в белых одеждах — это мэйчи – мирянки, имеющие особый статус, ведущие практически монашеский образ жизни.
В тибетском буддизме у женщин и раньше было больше прав и возможностей. А в последнее время происходят прямо-таки тектонические сдвиги. Причем они начались задолго до заявления Кармапы XVII. И судить о них можно было и раньше по некоторым другим изменениям.
Например, если раньше тибетские женские монастыри были только в школе Гелугпа, то теперь они есть и в школе Сакья.
Или если раньше высшие ученые степени в тибетском духовенстве могли получить только мужчины, то в 2011 году титул геше (монашеская ученая степень — соответствует западной «доктор философии») получила Келсанг Вангмо (немка по рождению!) и сейчас его готовятся получить еще несколько монашек.
Но нынешнее заявление Кармапы, уже поддержанное Далай ламой, на мой взгляд, может иметь самые серьезные последствия и, эти последствия, опять же, на мой взгляд, будут благими. Как минимум, тибетский буддизм будет просто обречен на большую популярность в Европе и Америке (а она и сейчас не маленькая). Но вполне вероятно и то, что именно в рамках тибетского буддизма будут даны ответы (или намеки) на вопросы, стоящие перед всей человеческой цивилизацией. И если уж совсем помечтать, то одна из вероятностей — это обратное превращение религии в духовное учение, чего пока еще в истории человечества не происходило.
Предположу, что уже в ближайшие годы последует возрождение тибетских женских монастырей. Слово «возрождение», наверное, здесь не совсем уместно. Скорее, следует говорить о появлении новых женских монастырей (в том числе, не только в традициях Гелугпы и Сакья, но и в других) и о том, что уже существующим будет уделяться больше внимания.
И у живущих в совсем уж суровых условиях монашек из женских тибетских монастырей в высокогорной долине Спити (в Индийских Гималаях) появятся новые возможности. Не только в плане улучшения быта, но и в плане личного развития в духовной и образовательной сфере, которое может привести, например, к получению степени геше, о чем раньше можно было только мечтать.
Оригинал материала здесь: http://www.vostokolyub.ru/lyubimyie-mesta/gimalai/ revolyutsionnyie-izmeneniya-v-tibetskom-buddizme.h tm