Организация «Репортеры без границ» обвинила правительство КНР в отсутствии доброй воли в отношении зарубежных журналистов, предпринимающих попытки посетить Тибет, а также в применении репрессий к тем тибетцам, которые отваживались беседовать с представителями СМИ. Один из тибетских монахов, например, был арестован через три дня после того, как открыто рассказал зарубежным журналистам, фиксировавшим его слова на видеокамеру, о пытках, которым его подвергали в тюрьме.
«Сам факт, что свобода передвижений и свобода интервьюирования, предоставленная зарубежным журналистам в КНР, не распространяется на Тибет, свидетельствует о том, что эта провинция по-прежнему на особом положении, - заявили представители организации «Репортеры без границ». – Журналисты, которым удалось проникнуть в Тибет, подтверждают, что тибетцы живут в атмосфере страха из-за усиленного военного присутствия».
«Мы призываем китайское правительство разрешить зарубежным журналистам свободно перемещаться по Тибету. Мы также требуем в кратчайшие сроки выпустить на свободу всех тибетцев, которые были задержаны за выражение своих убеждений или предоставление информации о ситуации в регионе», - говорится в заявлении.
Джигме Гури, буддийский монах из Лабранга (провинция Ганьсу) был арестован 50 полицейскими и солдатами 4 ноября после участия в видеозаписи, где он открыто говорил о пытках, которым он был подвергнут после мартовских событий. В сентябре он также ответил на вопросы корреспондента Associated Press, рассказав о том, как пытками и избиениями его заставили признаться в том, что он возглавлял мартовские протесты в Лабранге. Власти отказались предоставить какую-либо информацию о его местонахождении с момента его второго задержания.
17 октября власти КНР объявили о введении в действие новых правил, по которым зарубежным журналистам предоставляется свобода передвижений и свобода проведения интервью. Однако эти правила не распространяются на тибетский регион, для посещения которого журналистам требуется специальное разрешение от местных властей. На настоящий момент лишь немногим журналистам удалось получить подобные разрешения.
В августе журналисты агентства France-Presse пытались посетить тибетский район Гарце, в провинции Сычуань, где незадолго до этого солдаты открыли огонь по участникам демонстрации протеста. Им удалось добраться до Кангдинга, однако они не смогли продолжить свой путь в Гарце. Ссылаясь на распоряжение властей, водители транспортных средств отказывались везти иностранцев. Журналисты отметили усиленное военное присутствие в городах и поселениях и строгий контроль за буддийскими монастырями.
Введен жесткий полицейский контроль на периферии Тибета и в зонах проживания тибетского населения, а также в окрестностях столицы Тибета, Лхасе, где для посещения Шигадзе или Гьянце необходимо получить специальное разрешение.
Ни один зарубежный журналист не был допущен для освещения судебных процессов над участниками мартовских волнений. По сообщению китайских властей, по меньшей мере 55 человек были приговорены к тюремному заключению.
Несколько журналистов заявили организации «Репортеры без границ», что после протестов работать в Тибете стало гораздо сложнее. «Мало кто отваживается что-либо рассказать», - отметила журналистка из Европы, которая была в Тибете а августе. – Попытка провести расследование мартовских событий – это настоящее испытание. На лицах людей читается страх». Как и другие журналисты, она ездила в Тибет по туристической визе.
«Массовое присутствие вооруженных сил и полиции, а также камеры, расставленные во многих частях города, рождают ощущение недоверия и паранойи, - отметил в своем репортаже другой журналист из Европы. – Тибетцы знают, как сильно они рискуют, когда говорят с иностранцами».
По словам другой журналистки, недавно возвратившейся из Лхасы, «многие жители Лхасе, убеждены, что на углу улиц, в магазинах и такси установлены камеры и микрофоны. Люди подозревают информатора в каждом и поэтому уклоняются от ответов. В сельской местности страха меньше».
«Некоторые монастыри практически пустуют. Легко заметить, что некоторые монахи и охранники держат вас под наблюдением. Они стараются не допустить прямых бесед монахов с иностранцами.
Тибетская писательница и блоггер Восер также описывала царящую в Лхасе атмосферу страха до того, как она была арестована и вынуждена покинуть Тибет.
Хотя некоторые Интернет-кафе в Лхасе открыты для иностранцев, такие сайты как Facebook зачастую оказываются недоступными. Живущий во Франции специалист по Тибету отметил, что тибетские чаты в онлайн стали гораздо менее активными после мартовских событий.
По имеющимся данным, Лудруб Пхунцок, 23-летний монах из монастыря Ачог Ценьи в Нгабе 28 октября был приговорен к 13 годам тюремного заключения за участие в редакторской работе над книгой «Машенг Жедра». Три других монаха из того же монастыря получили сроки тюремного заключения по неизвестным причинам. Кинодокументалист Дхондуп Вангчен и местный телеведущий Вашу Рангджонг удерживаются в заключении без проведения расследования.
www.savetibet.ru