В прошлом месяце российское буддийское сообщество облетела новость, которая по сей день остается одной из самых обсуждаемых: группе калмыцких паломников, направлявшихся на Кайлаc, было отказано во въезде в Китай, несмотря на оформленные должным образом визы и разрешения.
Проверено на опыте: всякий, кто слышит эту новость, в изумлении поднимает брови и на мгновение отказывается верить, ведь общеизвестно, что зарубежные туристы, посещающие Кайлаc в последние годы, измеряются тысячами. Ну, а крепкая дружба России с Китаем, казалось бы, должна и вовсе гарантировать беспрепятственный обмен, если не паломниками, то хотя бы туристами.
Чем же не угодила Китаю именно эта группа? Или она не единственная в своем роде? Прежде чем мы передадим слово непосредственной участнице событий, хочется поделиться рядом соображений. Возможно, они окажутся полезными для тех, кто собирается в Тибет.
Ни для кого не секрет, что в Китае тщательно следят за выступлениями Его Святейшества Далай-ламы. Гостивший недавно в России глава школы Сакья Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче говорил, что Китай более всего озабочен его немыслимой популярностью у тибетского народа. «Они пытаются всеми силами контролировать тибетцев, но у них ничего не получается, - рассказал Сакья Тризин. – А Далай-ламе достаточно произнести слово, и оно очень быстро приносит свои плоды». В качестве примера Сакья Тризин Ринпоче приводил историю с отказом от ношения шкур тигров и других диких животных: Далай-лама лишь однажды, на посвящении Калачакры в Амаравати, попросил тибетцев отказаться от этой традиции, ведущей к стремительному сокращению популяции редких видов, и по всему Тибету запылали «тигровые костры». Тибетцы с такой готовностью и решимостью сжигали весьма дорогостоящие одежды, присягая тем самым на верность Далай-ламе, что китайским властям пришлось принимать неотложные меры: запрещать костры и заставлять высокопоставленных чиновников и госслужащих являться на народные праздники в мехах.
Недавно Его Святейшество вновь обратился с посланием к своим последователям, правда, уже не в Тибете, а в зарубежных странах. Свою просьбу он повторял неоднократно: на встрече с парламентариями в Риме, на больших буддийских учениях в Бодхгае, на митинге на главной площади Цюриха. Эта просьба духовного лидера буддистов, которая, возможно, и побудила калмыцких паломников начать многотрудную подготовку к поездке на Кайлаш, звучала просто: «Поезжайте в Тибет».
«Очень важно посетить Тибет и собственными глазами увидеть, что же там происходит, — говорил Далай-лама, — а затем рассказать китайским друзьям, а также людям в своей стране о том, что вам довелось увидеть».
По информации, которая поступает к нам, продолжал он, положение дел в Тибете обстоит очень скверно. Конечно, материальное развитие имеет место: строятся дороги, открываются магазины... Экономический прогресс налицо, но мы — человеческие существа, и для нас очень важна свобода. Без свободы, а в случае с Тибетом, без свободы вероисповедания, люди пребывают в отчаянии.
Такая информация поступает к нам, говорил он, и потому мы ведем борьбу: боремся за свободу вероисповедания, возможность сохранять свою культуру... Но если мы ошибаемся, и недовольна лишь горстка людей, а большинство по-настоящему счастливы, то сообщите нам об этом. И нам придется извиниться перед китайским правительством и международным сообществом — признать, что наша борьба была ошибочной, потому что мы основывались на ложной информации. Так что, прошу вас, поезжайте в Тибет, проведите объективный анализ и сообщите нам о результатах...
Таким вкратце было обращение Далай-ламы, и повышенное внимание к зарубежным паломникам, направляющимся в Тибет, вполне могло быть одним из очевидных его последствий. Вывод, который необходимо сделать: к поездке в Тибет следует подготовиться. По стечению обстоятельств, буквально за несколько дней до неприятного эпизода на непальско-китайской границе нам показали инструкции, составленные в одном из буддийских центров для паломников, направляющихся в Тибет. В тексте настоятельно рекомендовалось не брать с собой не только изображения Далай-ламы, которые послужили основной причиной для остановки калмыцкой группы, но и буддийские тексты, четки и вообще никакие предметы, по которым вас можно было бы идентифицировать как буддистов. Как-то уж очень жестко, подумали мы, и, честно говоря, не отнеслись к этим словам с надлежащей долей серьезности. Скорее всего, доведись нам ехать в Тибет, и в наших сумках могли бы оказаться книги с текстами для ежедневных практик с маленькой черно-белой фотографией Далай-ламы, из-за которой калмыцкие паломники так и не попали в Тибет. Китайцы пригласили «нарушителей» для приватной беседы, задавая каждому один и тот же вопрос: «Откуда вы знаете этого человека?». Паломники отвечали, что считают себя образованными людьми, смотрят телевизор, слушают радио, читают новости в Интернете – этого человека знает весь мир. Китайцы молча фиксировали их ответы...
Каждый из участников этой истории, с которыми мне довелось побеседовать, сделал для себя те или иные важные выводы. Лежащий на поверхности: в нынешних условиях поездка в Тибет подразумевает тщательную маскировку, нравится нам это или нет. Более глубокий: имеет смысл выучить наизусть тексты тех буддийских практик, которые мы выполняем. И главный: Дхарма в Тибете, действительно, под угрозой, если наличие на запястье незамысловатых буддийских четок делает вас человеком неблагонадежным, подозрительным и опасным в глазах людей, облеченных властью. И еще, все сочувствовали тибетцам, вынужденным ежедневно и ежечасно переживать то, что наши паломники назвали самым неприятными минутами своей жизни.
Юлия Жиронкина
Опыт попытки пересечения государственной границы Китая
«Наше тщательно спланированное и подготовленное паломничество к горе Кайлаш, практически еще не начавшись, было прервано при попытке пересечения государственной границы Китая в соответствии с полученной нами групповой визой.
Наша группа из 14 участников прилетела по маршруту Москва—Дели—Непал 6 мая и, проведя 2 дня в Катманду, рано утром 9 мая, в День Победы, выехала в Кодар для прохождения китайской границы.
При проведении досмотра ручной клади у нас были изъяты книги (молитвенники), в которых было изображение Его Святейшества Далай-ламы, а у одного из участников — четки. После этого нас вежливо попросили выйти из помещения таможни.
Профессионально поддерживая в нас ощущение, что во всем справедливо разберутся, пограничники начали досмотр нашего багажа, срочно вынесенного из помещения таможни на участок земли, прилегающий к пропускному пункту.
Здесь в антисанитарных условиях, таможенники начали пристальный досмотр наших рюкзаков, раскрывая тщательно упакованные вещи, включая и предметы личной интимной гигиены. Затем, демонстрируя брезгливость и пренебрежение, таможенники, не сказав ни слова, удалились.
Будучи заложниками безграничного желания продолжить, а вернее начать путешествие на Кайлаш, мы вели себя беспротестно.
Прождав на залитой солнцем площадке более 3-х часов и не получив внятных разъяснений и изъятых книг и четок, мы вернулись в непальское поселение под сочувственными и всепонимающими взглядами местного населения.
Наше желание осуществить путешествие на Кайлаш – совершить обхождение (кора) было безграничным, и, переночевав, рано утром мы снова с вещами явились на китайскую таможню, где нас вежливо встретили китайские служащие и любезно пригласили всех, у кого накануне были изъяты молитвенники, пройти в помещение таможни.
Мы решили, что с нами, наконец, разберутся. И с нами, действительно, разобрались: с каждым из нас беседовали индивидуально, нас фотографировали, не получив на это нашего личного согласия. Манера беседы носила явно выраженный характер допроса. Всем были заданы однотипные вопросы: где и когда были куплены изъятые книги и знаем ли мы человека, чье изображение в ней помещено. И лишь у одного очень немолодого мужчины спросили о цели поездки. Он ответил, что пытается осуществить предсмертную просьбу своего умершего родителя — побывать в Тибете, ступить на священную землю.
Завершив допрос, нас попросили выйти из помещения таможни. После многочасового ожидания через местного гида мы получили немотивированный отказ.
Все эти события произошли в те дни, когда праздновалась 65-летняя годовщины «нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне».
Вернувшись в Катманду, мы обратились в Российское консульство с протестным письмом, подписанным, членами нашей группы. Письмо было официально принято, но ответ на него
так и не был получен.
Лучиана Карева http://savetibet.ru/2010/06/14/kalmyks.html