«Золотая обитель Будды Шакьямуни» представляет:
2 июня 2009, ММДМ
В мае 2009 года в столице Республики Калмыкия состоится масштабный этно-рок-фестиваль «Океан сострадания», в котором примут участие известные исполнители этнической музыки стран и регионов распространения тибетского буддизма – Калмыкии, Бурятии, Тувы, Монголии и Тибета. По завершению фестиваля его участники дадут благотворительный гала-концерт в Москве.
Впервые на одной сцене встретятся тибетские ламы монастыря Дзонкар Чоде, в совершенстве владеющие искусством ритуального танца; тувинская певица Саинхо, которую называют волшебным голосом Тувы; тибетский вокалист Лотен Намлинг с экспериментальным проектом «Тибет-Блюз», созданным им в сотрудничестве с французским джазовым музыкантом Арно Фюстом-Ламбеза; бурятская певица Бадма Ханда, тувинский хоомейджи Андрей Монгуш, группа «Намгар», оркестр «Йорял» из Калмыкии и другие музыканты, посвятившие жизнь сохранению энергии добросердечия и сострадания, которой были наполнены песни их далеких предков...
Сбор от концерта передается на организацию учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в Дхарамсале (Индия) 25-27 ноября 2009
В концерте принимают участие:
Тибетские ламы монастыря Дзонкар Чоде (Тибет)
Тибетские ламы монастыря «Дзонкар Чоде» сохранили в первозданной чистоте древнее искусство ритуального танца, где каждое движение — это подношение просветленным существам — Буддам. Мистерия Цам, фрагменты которой будут впервые представлены на московской сцене, до недавнего времени исполнялась исключительно в стенах буддийских монастырей Монголии и Тибета. Цам - живое соприкосновение с миром буддийских божеств, которые в остальное время года неподвижно взирают с живописных изображений и храмовых фресок, мост между невидимым миром просветленных божеств и миром людей.
Ламы, исполняющие роли ведущих персонажей, проходят длительное затворничество, созерцая то божество, которое затем будут представлять в танце. Обращаясь к нему с молитвами, начитывая его мантры, представляя себя в его образе, они стремятся впитать его энергию и духовную силу, чтобы затем, облачившись в старинную маску и костюм из золотой парчи, стать божеством, явив его благословение людям.
Саинхо (Австрия-Тува)
Саинхо Намчылак — женщина с экзотическим именем и загадочным шаманским голосом. Тувинская певица, сменившая Сибирь на Москву, а затем — по воле судьбы — ставшая «гражданкой мира». Ее фестивальная и артистическая жизнь сегодня проходит в разных концах планетах. Более-менее длительные остановки Саинхо делает в Вене, Берлине и Москве — городах, где она сейчас, можно сказать, обитает. Там живет ее тело. А ее душа — по-прежнему в Туве, далекой таежной сибирской стране. Техника ее пения беспрецедентна — от тувинского горлового стиля «хоомей» к вызывающим головокружение самым низким и самым высоким пределам джазового вокала...
«Фольклор — единственный остов, который поддерживает меня, несмотря на все передряги в жизни. Это единственное, что по-настоящему для меня важно — бесценный уголок моей души, моего прошлого, моего будущего. И мои корни, от которых я, даже при всем своем желании, никогда не смогу отказаться. Они в моей физиологии, в моем лице, в моем голосе...»
Лотен Намлинг и «Ленто» с проектом «Тибет блюз» (Тибет — Франция)
Лотен, что в переводе с тибетского значит «Белый журавль», — псевдоним артиста. Его настоящее имя — Намлинг Лобсанг Тензин. Сын тибетских беженцев, он родился в Дхарамсале в 1963 году. В пятнадцать родители подарили ему даньен, шестиструнную тибетскую лютню, что и определило его дальнейшую судьбу. С 1989 года Лотен живет в Швейцарии.
Интерес к современной западной музыке побудил его начать работу над новым проектом «Тибет блюз» совместно с французскими музыкантами группы «Ленто» Арно Фюстом-Ламбеза (фортепиано), Фабьеном Экером (барабаны), Оливье Каролем (бас-гитара) и Жоффруа Тамизье (труба). Пожалуй, впервые за многовековую историю своего существования тибетский фольклор получает новое джазовое прочтение. Тонкая смесь мультинструментального джаза Фюста-Ламбеза и традиционной вокальной техники Лотена Намлинга переносит старинные тибетские песни в современную реальность. Этот проект — приглашение заново переосмыслить все, что мы знаем о буддийской культуре Тибета.
Бадма-Ханда (Бурятия)
Послушайте, как она поет, и попробуйте мысленно пропеть за ней — у вас вряд ли получится, кажется невероятным, как долго она может продержаться на одном дыхании. Совершенно не слышно, как и когда она перехватывает воздух. Тембр ее голоса звонок и чист, и когда слушаешь, как поет Бадма-Ханда, порой кажется, что слышишь, как бежит чистый горный ручей, как весело поют птицы высоко в небе над бескрайними степями Бурятии, как заунывно воет ветер над скованным льдом Байкалом, а иногда представляешь, что пением ее наслаждается Великий Чингиз-Хан...
«Мне кажется, что призвание стать певицей, исполняющей старинные бурятские народные песни, были заложены во мне генетически, еще задолго до моего рождения. Во всяком случае, находясь в утробе матери, я точно слышала протяжные бурятские напевы: не то их исполняла моя мать, не то я слышала завораживающие мотивы из уст своих далеких предков», — говорит Бадма-Ханда.
Течунг и «Лхаса спирит» (Тибет — США)
Течунг родился в Дхарамсале, городке на севере Индии, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. К девятнадцати годам он в совершенстве владел всеми формами тибетского сценического искусства — фольклором, оперой и религиозными песнопениями. В семидесятых он принимал участие в зарубежных турне TIPA, а затем, переехав в США, стал одним из основателей группы «Чаксампа», исполнявшей тибетские танцы и оперные произведения. Группа активно гастролировала, и в ее составе Течунг выступал на одной сцене с Джоном Ли Хукером, Трэйси Чепмен, Beastie Boys и U2.
«Цель моего существования в этом мире — сохранение древней музыкальной традиции Тибета. Я надеюсь, что мои песни помогут людям понять музыку коренных народов всего мира, научиться ценить ее и уважать. В музыке — вся моя жизнь; я был воспитан в атмосфере музыки и хочу быть проводником, передающим голос старшего поколения тибетцев молодому поколению...»
Намгар (Бурятия - Монголия - Москва)
В самом сердце морозной Сибири, под бездонным голубым небом рождены песни, которые поёт певица Намгар. Это древние легенды отважного племени бурятов, великих воинов и бесстрашных охотников. Ей подвластны тайны бескрайних степей, лесов и духов гор.
Намгар поёт старинные песни кочевников, степные протяжные песни, задорные плясовые композиции и улигерные песни (песни-легенды, песни-сказания), прославляющие восточных красавиц, могучих богатырей, быстроногих коней и звон стрел, выпущенных из боевого лука. В этом ей помогают заветы её предков. Певица Намгар обладает уникальным голосом, сочетая в своём творчестве традиционные и современные вокальные техники. Песни Намгар — это история многовековой музыкальной культуры Сибири, это песни гор и Великой степи. И все это изящно синтезировано с музыкальными традициями World Music.
Андрей Монгуш и группа «Хогжумчу» (Тува)
В ноябре 2007 года Андрей Монгуш возглавил группу тувинских музыкантов, удостоившихся чести выступать перед Его Святейшеством Далай-ламой XIV в дни первого в истории Дхарамсалы «Фестиваля буддийской культуры России и Монголии».
«Я — тувинец, сын вечных снежных гор и серебряных рек...» — пел Андрей Монгуш на неизвестном для тибетцев тувинском языке, но все пять тысяч беженцев, затаив дыхание слушавших его песню, наверняка, понимали, о чем она. Ведь и они — тоже сыновья серебряных рек, перешедшие через хребты Гималаев, чтобы быть с Далай-ламой. Песня «Мен тыва мен» («Я — тувинец»), по всеобщему признанию, стала неофициальным гимном Тувы. В ее прекрасной мелодии, струящейся, словно воды реки Енисей, вся тувинская душа. Эту песню Андрей привез из своих этнографических поездок по Монголии, из местечка Цэнгэл, где проживают этнические тувинцы. Привез, аранжировал и сделал самой любимой песней Тувы.
Музыкально-фольклорный ансамбль «Йорял» (Калмыкия)
«Мы работаем со старинными инструментами, которые широко распространены в Монголии – на родине наших предков, но в Калмыкии долгое время оставались только в архивных источниках, – говорит художественный руководитель ансамбля «Йорял» (Благопожелание) Баатр Лиджи-Горяев. – С момента образования и по сей день мы движимы целью сохранить уникальное наследие нашей республики».
На таких инструментах со сказочными названиями, как йочн, морин хур, джингинур, хучир, ятха, лимба, шанз, товшур, калмыцкая домбра ансамбль «Йорял» исполняет калмыцкие народные песни, инструментальные сочинения калмыцких, монгольских и бурятских композиторов. Вопреки своей несовременности старинные инструменты привлекают зрителя: сделанные из необычных материалов, они способны звучать так, как звучит сама природа, как звучит мир, нас окружающий...
О фестивале «Океан сострадания» в Калмыкии
Арт-директор фестиваля «Океан сострадания» Игорь Янчеглов
(арт-директор Фестиваля «Тибет-2004» и «Тибет-2005», турне тибетских монахов монастыря Гьюдмед 2000-2007, Фестиваля буддийской культуры России и Монголии в Дхарамале, Индия).
www.savetibet.ru