Ритуальный танец-мистерия Цам, специальная "очистительная" церемония, в ходе которой ламы "оповещают" божеств о начале строительства песочной мандалы божества Калачакры и начитывают молитвы, впервые за долгое время состоялся в бурятском дацане в дни ежегодного праздника Дуйнхор, сообщает в пятницу пресс-служба Буддийской традиционной сангхи России.
Ежегодный Хурал, посвящённый божеству Калачакре (Калачакра - санскр., Дуйнхор - тиб.), начался 15 апреля в Дуйнхор дацане сангхи России, расположенной в буддийском комплексе "Хамбын Сумэ" в Улан-Удэ.
"С часу дня в жизни Сангхи России состоялось знаменательное событие - ритуал Сагар, включающий в себя ритуальный танец Цам. Действо продолжалось в течение двух часов, за которым следило несколько сотен верующих. Ламы, одетые в ритуальные одежды, произвели призывание божеств через танец и начитывание молитв. После него Ламы Дуйнхор дацана приступили к чертежу мандалы Калачакры", - говорится в сообщении.
Как отмечает пресс-служба сангхи, ритуал Цам "необходим для того, чтобы установить мощную защиту и устранить все препятствия для возведения песочной мандалы", строительство которой начнется 18 апреля.
Считается, что танец Цам оповещает всех божеств и других о том, что начинается строительство мандалы Калачакры. Кроме того, танец является эффективной очистительной церемонией.
Подготовка к мистерии велась на протяжении года, шились ритуальные костюмы и остальные атрибуты ритуала.
Дуйнхор Хурал
Дуйнхор Хурал, посвящённый божеству Калачакре, начался 15 апреля. Хурал божества Калачакры длится на протяжении 15 дней и делится на три основные части. В 2010 году он продлится до второго мая.
В самом начале Хурала в течение трёх дней идёт Сачог - подготовительная часть, в ходе которого призывают божеств. После этого приступают к сооружению песочной мандалы, которую ламы должны построить в течение семи дней.
Мандала - графическое изображение дворца того или иного просветленного божества, тантрического учения, передающая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни.
В ходе построения мандалы с раннего утра и до позднего вечера ламы читают специальные молитвы, через процесс визуализации порождая себя Калачакрой.
Основная часть хурала длится неделю. За это время ламы порождают себя божеством Калачакрой в бумба (священные сосуды, наполненные очищенной водой), которые стоят вокруг мандалы, преподносят гирлянды подношений божествам, находящимся в мандале (всего 722 божеств), делают подношения дорма (специальные подношения, изготовленные из ячменной муки, разукрашенные цветными натуральными маслами), читают молитвы восхваления божествам песочной мандалы и совершают семь посвящений Калачакры.
В завершающей части производится обряд Жинсрэг (подношение через огонь). В этом году он состоится второго мая. В этом ритуале на месте совершения обряда рисуется ещё одна мандала, куда приглашаются все 722 божества во главе с Калачакрой. Первое подношение посвящается Хозяину огня, затем божествам Калачакры преподносятся девять видов подношений: тростниковые веточки символизируют могущественное величие, топлённые масла - порождение могущества, кунжутные зёрна - очищение от скверны, овёс - увеличение богатства, рис - накопление благодеяний, ячмень - увеличение духовной силы, горох - увеличение физической силы, пшеница - избавление от болезней и недугов, колосья проса - к долголетию.
После этого песочную мандалу разрушают. В начале ритуала возносятся молитвы с просьбой к божествам вернуться в свои обители, после чего начинается процесс разрушения песочной мандалы, а собранный песок помещается в вазу.
Разрушение мандалы символизирует буддийское воззрение о непостоянстве и пустоте всех феноменов. Часть песка от разрушенной мандалы ламы преподносят Лусуд (Хозяевам воды), оставшуюся часть раздают верующим. Буддисты верят, что песок мандалы имеет огромную силу и благотворно влияет на окружающую среду.
http://www.rian.ru/religion/20100416/223174819.html